Детектор лжи во благо правды

Первый пригодный для расследований полиграф создал в 1921-м году Джон Ларсен, прибор фиксировал на движущейся бумажной ленте пульс, давление крови и дыхание. А ранее в 1885-м известный врач-психиатр Чезаре Ломброзо использовал гидросфигомометр, который регистрировал только давление крови.

Наиль уверяет, что пройти детектор за 30 минут невозможно – столько времени займет сама подготовка, ведь волноваться - нормально. Он уверенно прикрепляет на меня датчики российского производства – оборудование стоит больше 250 тысяч рублей. Признаться, мы с фотографом ожидали увидеть какой-нибудь шлем с лампочками, но никак не ноутбук и почти медицинский набор.

Детектор лжи во благо правды © Олег Иванов

Бывший криминалист получил психологическое образование и изучает людей по-новому.

- Полиграф в мозг не входит, мысли не читает, просто фиксирует физиологические реакции, - успокаивает он меня. Сразу любопытствую про клиентуру.

- Это не только уголовное производство, хотя мы все помним времена, когда в США проверяли советских разведчиков. Сейчас спектр широкий – при приеме на работу каждая уважающая себя организация проверяет кандидатов вплоть до того, отправил ли сотрудник договор, передал ли информацию конкурентам, украл ли работник инструменты. Семьи приходят разбираться, друзья, - объясняет специалист.

- Кто-то дышит животом (часто мужчины), а кто-то грудной клеткой (чаще женщины), - комментирует он, прикрепляя мне поверх одежды 2 легких прибора, напоминающие недоделанные ручные часы на цепочке.

Датчики кожно-гальванического сопротивления измеряют потоотделение и крепятся на пальцы.

- Можно прибавить чувствительность. Даже если кожа сухая, то изменения зафиксируются.

Рядом крепится датчик фотоплетизмограммы, он чуть потяжелее и напоминает батарейный блок. Полиграфолог предупреждает, что пережимать капилляры нельзя и советует мне свободно положить руку.

- Когда человек испытывает наибольший стресс? Когда внезапно появляется опасность – возникает страх, а для того, чтобы убежать, нужно энергия, кровь из кончиков пальцев, ушей уходит в большие кровеносные сосуды - ноги. Мы видим, в ответ на какой стресс-вопрос кровь уходит.

Всегда есть 3 стороны – это заказчик проверки, испытуемый и полиграфолог. Перед процедурой испытуемый должен заполнить анкету и согласиться или отказаться от СПФИ (психофизиологическое исследование с использованием полиграфного устройства), поскольку процедура не проводится принудительно. После нужно письменно подтвердить, что все было корректно и честно. В случае плохого самочувствия, алкогольного опьянения и т. д. проходить процедуру нельзя.

Детектор лжи во благо правды © Олег Иванов

Сама полиграмма напоминает кардиограмму с разноцветными полосками. Теперь это не чернильные волны на листе бумаги, а специальное программное обеспечение, которое обновляется, как какой-нибудь графический редактор.

Несмотря на сложность оборудования, оно портативное, для каждого элемента – отдельный кармашек в специальном чемодане.

- Наверняка, во всех статьях о полиграфе пишут, как можно обмануть прибор, - улыбается специалист, - много методов указано: механические, фармакологические, химические (можно смазать руки), психологические (самовнушение).

Часто говорят, что можно прикусить язык или выпить побольше воды или смазать пальцы дезодорантом – все зависит от самого человека, его тренированности, можно только усложнить специалисту задачу, но не обмануть его. Специально обучают этому контрразведчиков. Мы говорим, что человек не обманывает, а противодействует. Это лишнее доказательство, что он не заинтересован в достоверной информации, и это сразу отражается в отчете.

Детектор лжи во благо правды © Олег Иванов

Замечаю, что на меня смотрят 3 камеры – одна на штативе сбоку, остальные напротив на стене. Зачем? Через веб-камеру может наблюдать сам заказчик, поскольку во время СПФИ в кабинет не допускаются посторонние, но клиенты хотят быть уверены, что «подозреваемый» не будет угрожать специалисту или пытаться подкупить его. Фронтальная камера фиксирует человека целиком, еще одна снимает эмоции на лице. Уже после процедуры полиграфолог просматривает запись и делает окончательный отчет, то есть сразу никто ничего не скажет. В итоге полиграфолог изучает реакции на конкретные проверочные, контрольные и нейтральные вопросы.

Сейчас в интернете можно много найти предложений пройти курсы по обучению для работы на полиграфе, однако Наиль предупреждает, что 2 недели обучения – это не серьезно. Все, кто как и он имеет специальный диплом, отучились не менее 520-и академических часов. Берут туда с 25-и лет, только с высшим образованием без криминального прошлого, при наличии навыков работы с компьютером.

Детектор лжи во благо правды © Олег Иванов

- Нельзя быть просто оператором полиграфа, нужно видеть и понимать, какая реакция и почему она возникла. Реакция есть изменение, но не любое изменение есть реакция. Бывает много артефактов: любой звук, температура помещения сказывается.

Вопросы бывают провокационные, проверочные, нейтральные (сейчас январь? вы сидите на стуле?). Интимные темы, темы политики, вероисповедания, работы в специальных подразделениях государственных структур запрещены.

Каждый вопрос тестируется 3-5 раз. Когда человек врет – это стресс, а тело не может не отреагировать на стресс. Есть методики, где приводятся варианты ответов, например, при пропаже денег задается вопрос: «Вам известно из каких купюр состояли пропавшие деньги?» и начинают перечислять наминал предполагаемых купюр.

Детектор лжи во благо правды © Олег Иванов

И точно знают, из каких купюр состояли пропавшие деньги, только два человека. Тот, кому принадлежат эти деньги и тот, кто тайно их взял. А если испытуемый среагирует на правильное значение, которое мог знать только похититель, – все очевидно. Из таких вопросов и составляется батарея тестов. При совокупности которых и выносится окончательный вывод.

Оказывается, датчики есть и на стуле, на который меня посадили, они реагируют на движения. Сидеть нужно ровно, удобно, смотреть прямо перед собой. Левая рука лежит на столе, выше локтя – датчик давления.

А вот сейчас полиграфолог предлагает его обмануть. Мне предстоит тест «Соврать на свое имя», который занимает 3-4 минуты, но сначала нужно «снять фон» - показатели. Все просто: «ваше имя Кристина?», «ваше имя Валентина?», «ваше имя Алена?» и т. д. Отвечать нужно монотонно и только «нет».

Кажется, что между вопросами проходит несколько минут, на самом деле – 20 секунд. Наиль смотрит все это время на реакцию моего организма. В итоге скрыть не получается – «Кристина» сопровождается длинной красной полосой, в то время как остальные – короткие и синие.

- На 1-м канале же было шоу, где все быстрей проходило?

- Если вы внимательно смотрели, тестирование на детекторе лжи они проходили еще до программы (когда подстраиваешь полиграф под человека). А в эфире уже было все остальное.

Детектор лжи во благо правды © Олег Иванов

Полиграф фиксирует реакции, которые остаются в памяти человека.

- Вы же четко помните, что делали вчера? Я попрошу вас закрыть глаза и спрошу: «вы участвовали в ограблении ювелирного магазина?». Если этого не было – в памяти следа нет.

Специалист сравнивает настройку полиграфа с полетом на самолете:

- Самые опасные моменты, когда он набирает скорость, опускается и попадает в воздушные ямы, а когда нашел баланс – волноваться нечего. Здесь так же – первые 2-3 теста настроечные, корректируются полиграф под ваше волнение, состояние, индивидуальность, иначе полиграммы будут зашумлены – хаос, как принять решение? В «воздушной яме», на стрессовом вопросе реакции резко меняются.

Детектор лжи во благо правды © Олег Иванов

- Вы насмотрелись на такое количество лгущих людей, нет разочарования?

- Многие, кто увлекается этим фильмом «Обмани меня», запомнили один признак: плечо дернулось вверх или нога ушла вправо, и все ошибочно думают, что собеседник обманывает – только лишние конфликты. Работать полиграфологом интересно. Как говорил мой преподаватель Валерий Владимирович Коровин, мы занимаемся человековедением. Каждый обследуемый индивидуален и подходить шаблонно нельзя.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!