​«Модный приговор» артистам татарской эстрады

13 мая 2016
Культура

В Доме дружбы народов Республики Татарстан открылась выставка костюмов звезд эстрады. Здесь можно убедиться, а фирменные ли бирки на пиджаках народных артистов Ильхама Шакирова и Рената Ибрагимова? А также пощупать роскошные платья популярных певиц Алсу Абульхановой, Айгуль Бариевой, «татарского Бибера» Радика Юльякшина и других узнаваемых персон.

Золото «татарского Бибера» и аскеза «Легенды татарской песни»

Идея выставки буквально витала в воздухе, не было только генератора. Им стал казанец Айдар Садыков - известный VIP-тамада, краевед, коллекционер, ведущий передачи на радио Миллениум, к тому же - дипломированный театровед. В этой экспозиции – сценические костюмы и аксессуары дюжины эстрадных исполнителей и знаменитостей. Самые ценные образцы - это костюмы народных артистов Ильхама Шакирова и Рената Ибрагимова, а также личные «театральные» вещи супруги писателя Кави Наджми. Выставка слегка выходит за пределы татарской культурной элиты. Лоску ей придает шелковые галстук-бабочка и платок самого известного историка моды Александра Васильева.

Рассказывает устроитель выставки Айдар Садыков:

- О такой выставке я задумался год назад. По роду своей деятельности я вращаюсь преимущественно в артистической среде. Ловил себя на мысли не раз, что у некоторых шикарные просто наряды, а исполнение не всегда соответствует образу… Но не мне судить. Кому-то нравится творчество Тарковского, а кому-то – мыльные оперы. Свою роль тут определяю четко: я не искусствовед и не критик, я – собиратель!

Своеобразным толчком стало и мое знакомство с Александром Васильевым, я был ведущим на его творческой встрече с казанскими поклонниками в сентябре 2015 года. С тех пор частенько обращаюсь к Васильеву за консультациями. Как видите, ведущий «Модного приговора» фактически поощрил затею с выставкой: передал в коллекцию две своих личных вещи. Конечно, не надо проводить параллель между нашей пробной экспозицией и высокохудожественными проектами Васильева, собрание которого, как известно, представляет музейную ценность. В этом смысле я даже еще не ученик, я только учусь (улыбается). Но – лиха беда начало! Надеюсь, что со временем к проекту подключатся искусствоведы и стилисты. Возможно, мы создадим некую музейную экспозицию, посвященную новейшей истории татарстанской эстрады. Работать и работать еще! Сейчас веду переговоры с рядом известных исполнителей, например, с оперной дивой, народной артисткой России и Татарстана Венерой Ганиевой, планирую обратиться к профессору КГК Зиле Сунгатуллиной. Потенциальным же дарителям хочу напомнить, что позаботиться о своем месте в собрании пора уже сейчас. Вы знаете, например, что не осталось ни одного платья Любови Орловой?! Вот и Васильев рассказывает, что Эдита Пьеха, у которой в гардеробе 300 платьев примерно одного фасона, никак не может ни с одним расстаться… Говорит, а вдруг пригодятся?

Историк моды Александр Васильев поддержал проект передав несколько личных вещей в коллекцию Айдара Садыкова.

Горжусь, что мне оказали доверие и подарили свои костюмы такие артисты всероссийского уровня и масштаба Ильхам Шакиров, Ренат Ибрагимов, Альберт Асадуллин. К каждому из них ездил лично – и в Москву, и в Санкт-Петербург. К идее отнеслись благосклонно, однако пришлось постараться – я запасся рекомендациями, представил свое резюме, проект выставки. В итоге, Ренат Ибрагимов подарил в коллекцию целых пять своих сценических костюмов. Сегодня на выставке представлен один из них, в нем певец выступал в конце ХХ века: шелковая блуза с жабо, черные брюки и льняной пиджак. На шелковой подкладке жакета видим фирменную вышивку «Ив Сен Лоран». Правда, мэтр Васильев, посмотрев наряд, усомнился в его подлинности, предположив, что шили пиджак в каком-нибудь кооперативе. Но ведь от этого для меня ценность экспоната ничуть не меняется. Кстати, вы мне свою брошь-колье, когда из моды выйдет, отдайте в коллекцию, пожалуйста.

Музей «а-ля татарская эстрада»?

На фоне эффектных платьев певиц Вероники Кукушкиной, Алсу Абульхановой, Айгуль Бариевой и «золотого» комплекта а-ля Элвис Радика Юльякшина (говорят, сейчас это самый модный молодой исполнитель, его еще называют «татарский Джастин Бибер») костюм народного артиста Ильхама Шакирова выделяется нарочитой скромностью на грани аскезы. Легенда татарской песни именно в этом темно-синем пиджаке, полосатом галстуке, тюбетейке и штиблетах «Карло Пазолини» выступал на фестивале «Татар жыры-2007». На выставке, кстати, можно посмотреть запись того выступления.

В этом темно-синем пиджаке Ильхам Шакиров выступал на фестивале «Татар жыры-2007»

На что еще стоит посмотреть с лупой в руках? На концертное платье 15-летней участницы «Голос. Дети» Саиды Мухаметзяновой, тюбетейку Айдара Галимова (в свое время она ушла с аукциона за 7 тысяч рублей), на серебряные сапожки Алсу Абульхановой, сшитые вручную и инкрустированные стразами Сваровски, на сумочку и кружевную салфетку ручной работы жены Кави Наджми – Сарвар.

На открытии присутствовала известный художник- модельер, стилист международного класса, член союза профессиональных художников СНГ Дина Лебедева. «Казанский репортер» внимательно выслушал ее точку зрения:

- С Айдаром Садыковым я лично не знакома, но пропустить такую выставку не могла. Впервые в республике сделана подобная заявка, хотя сам предмет «История моды» давно уже преподается в университетах страны и зарубежья. Хвалю за идею, об открытии музея сценического костюма в Казани я давно мечтаю! Но то, что я сегодня увидела, пока нельзя назвать полноценной экспозицией. Да, есть оригинальные экземпляры, и это - костюмы в национальном стиле. А некоторые меня «убили» вульгарностью. Неужели вон то, синенькое, платье кто-то на сцену надевал? Впрочем, это упрек к стилистам, которые работают с артистом, а не к нему самому.

Дина Лебедева: «Некоторые вещи меня «убили» вульгарностью»

Достаточно ли в коллекции образцов для создания в будущем музея? Вряд ли. Однако идея озвучена, значит, она начинает жить, у нее начинается собственная история. Потребуется системный подход, мало представить костюм – надо рассказать об артисте, о том, кто и как создавал конкретный образ. Ну, и хочется видеть объемный иллюстративный ряд. И я сейчас задумалась: на что может быть похож этот, предполагаемый пока что, музей? На собрание моды прошлого, ХХ, века «а-ля татарская эстрада»? Или это будет разговор более широкий, глубокий – о том, как развивалось в последние 35-50 лет наше общество. И мода, конечно же!

Устроители заявили, что выставка посвящена 130-летию татарского актера и режиссера Габдуллы Кариева. Но почему-то на открытие не пришли ни представителя Союза театральных деятелей РТ, ни татарского ТЮЗа им.Г.Кариева. Или их забыли пригласить? Соавтором проекта по праву можно считать и Дом дружбы народов РТ, который предоставил помещение и несколько аутентичных костюмов от Ассамблеи народов Татарстана. Продлится выставка всего 10 дней, посещение ее бесплатно, а вторая серия уже расширенной экспозиции – не за горами.



Фоторепортаж

Комментарии

  1. Айдар Садыков 4 года назад
    Спасибо за обстоятельный репортаж. На выставке был прелседатель Нурлатского землячества, председатель Казанского отделения Всемирного конгресса татар Мифтахов Фарид, который и руководит юбилеем Габдуллы Кариева. Статья интересная, живая. Ольге Юхновская умеет преподнести. Удачи всей редакции мною уважаемого "Казанского репортера".