Очереди у касс, дороговизна оборудования и трудности в обучении продавцов работе с системой – эти и другие проблемы обозначили на круглом столе, посвященном внедрению ЕГАИС в Татарстане, республиканские продавцы алкоголя. Представители Росалкогольрегулирования, в свою очередь, сочли часть этих проблем надуманными и развеяли несколько мифов, связанных с системой. Корреспондент «Казанского репортера» посетил круглый стол и узнал, как в ближайшее время изменится жизнь продавцов и покупателей алкоголя.
Для справки: ЕГАИС – единая государственная автоматизированная информационная система. С ее помощью можно контролировать весь путь легально произведенного алкоголя, от розлива на заводе (или импорта в страну) до склада и, наконец, до прилавка. На каждом этапе с акциза на бутылке считывается информация и отправляется в общую базу данных, находящуюся в «облачном» хранилище. По задумке создателей, такая система поможет в борьбе с контрафактным алкоголем: нелегально разлитую бутылку невозможно будет незаметно внести в систему, а значит, продать.
С 1 января 2016 года все предприятия страны, занимающиеся розничной торговлей алкогольной продукции — как пива, так и крепких алкогольных напитков, – обязаны установить оборудование и отражать в этой системе закупки алкоголя, а с 1 июля 2016 года — и розничную реализацию алкогольной продукции в городских магазинах.
На круглом столе в Общественной палате РТ со стороны бизнеса присутствовали представители предприятий оптовой торговли и региональных розничных сетей. Отметим, что участие федеральных ритейлеров вроде X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») или АО «Тандер» («Магнит») не планировалось, хотя на их опыт часто ссылались участники круглого стола. Представители «Бахетле», заявленные изначально, на мероприятие не пришли. Со стороны власти в круглом столе участвовали представители Госалкогольинспекции РТ и Росалкогольрегулирования.
Заседание круглого стола началось с оценки общей картины по региону. Глава Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко напомнил, что Татарстан стал первым регионом России, на территории которого 100 процентов организаций розничной торговли алкогольной продукцией подключены к ЕГАИС. А это ни много ни мало 7 383 предприятия. Это, впрочем, не значит, что каждая бутылка в республике уже встала под контроль: пока информацию о продажах отправляют через систему лишь 1 224 из 3 400 розничных торговцев.
Вместе с этим Марченко первым начал озвучивать возможные проблемы при использовании новой системы. Первая, важная как для продавца, так и для покупателя, – алкоголь будут пробивать на кассе дольше из-за того, что, помимо обычных действий, продавцу нужно будет «поколдовать» над системой ЕГАИС.
– Время реализации алкогольной продукции увеличится, – полагает Марченко. – Раньше продавец дал бутылку, взял деньги, чек пробил и все. А здесь есть еще несколько механических действий, которые он обязан будет произвести.
Проблема номер два, озвученная Марченко, заключается в том, что с 1 июня при каких-либо сбоях в работе системы ЕГАИС или программного обеспечения этой системы на кассе, продавец вынужден будет вовсе остановить продажу алкоголя до тех пор, пока все не наладится. А для розничного торговца такой простой может стать критическим.
– Алкогольная продукция – это катализатор розничной торговли! – подчеркнул важность подведомственного ему продукта Марченко. – На него приходится 18-20 процентов от объема продаж в любом торговом объекте. Плюс сопутствующие товары, которые покупают вместе с алкоголем.
Однако с теми проблемами, на которые обратил внимание Марченко, не согласились его коллеги из Росалкогольрегулирования. Начальник управления автоматизированных информационных систем Антон Гущанский поначалу счел возможные задержки при продаже бутылки настолько небольшими по времени, что они даже не заслуживают особого внимания. По его мнению, они составят буквально доли секунд, и покупатель их даже не заметит.
– Вы говорите о технической части, – возразила председатель Алкогольной ассоциации РТ Ольга Апенкина. – Между тем, продажи в рознице занимают длительное время не из-за скорости передачи информации, а из-за дополнительных действий продавца.
Впоследствии Гущанский также пояснил, в чем именно заключаются дополнительные действия продавца: теперь при помощи сканер он должен будет считать не только штрих-код с упаковки, но и с акцизной марки.
– Сколько это занимает по времени? – спрашивает председатель Общественной палаты РТ Анатолий Фомин.
– Ну, у каждой точки по-разному… – уходит от ответа Апенкина. – Здесь есть представители торговых сетей, они смогут ответить.
Однако представители торговых сетей ответить также затруднились. На каждой точке, дескать, и в самом деле по-разному.
– Я почему специально задаю этот вопрос, чтобы предусмотреть все проблемы, которые могут возникнуть, – поясняет Фомин. – Ведь народ пойдет туда, где быстрее продадут.
Отсюда вытекает следующая проблема: продавцам будет сложно работать с новой системой. Из-за этого, в том числе, могут возникнуть задержки. Несколько представителей торговых сетей в ходе круглого стола попросили организовать обучение продавцов работе с системой ЕГАИС а некоторые даже настаивали на обязательной аттестации людей для работы с это системой.
Гущанский возразил, что обучать сотрудников всех торговых точек за счет Росалкогольрегулирования физически невозможно, да и нецелесообразно. Дело тут не только в количестве людей, но и в том, что для работы с ЕГАИС в России можно использовать программное обеспечение от разных разработчиков. Чтобы учить всех кассиров, экспертам РАР нужно будет самим изучить все интерфейсы. Однако на сайте ведомства уже сейчас есть подробная видеоинструкция по подключению к ЕГАИС и общим принципам работы, после изучения которой, по мнению Гущанского, работать с системой сможет даже кассирша-пенсионер.
Наконец, в обсуждении подошли к тому, что изначально пугало бизнесменов в ЕГАИС больше всего. Те деньги, которые придется заплатить за внедрение системы. Напомним, что в ноябре прошлого года бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов оценил стоимость подключения к системе одной кассы минимум в 57 тысяч рублей. Портал profibeer.ru, посвященный пивному рынку, приводит цифру в 270 тысяч рублей на кассовое место, при этом большая часть суммы (около 170 тысяч) уйдет на кассовое оборудование. На дороговизну внедрения системы в ходе круглого стола пожаловались как торговцы, так и директор фирмы «НПП Цикл-информ», занимающейся установкой систем ЕГАИС, Аркадий Дольников.
По мнению Гущанского, представление о дороговизне системы несколько преувеличено. Комплект программного обеспечения, необходимого для подключения компьютера к ЕГАИС, по его оценкам, обойдется в 25-30 тысяч рублей, но при этом есть и вовсе бесплатные программные решения. Еще в 30-40 тысяч встанет покупка компьютера и кассового оборудования, при том, что во многих точках компьютеры уже стоят. Эти данные не противоречат, к примеру, оценке бизнес-омбудсмена, но указывают на то, что издержки по внедрению системы можно свести к намного меньшей сумме.
По итогам обсуждения Общественная палата РТ планирует сформировать аналитическую записку, которую затем направят депутатам Госсовета РТ и в Кабмин республики. Также записку направят депутатам Госдумы от Татарстана, чтобы те по необходимости инициировали принятие соответствующих поправок в законодательство.
Отметим, что недавно на деловом понедельнике в мэрии Казани обозначили еще одно важное для многих последствие работы системы ЕГАИС. Руководитель комитета земельных и имущественных отношений исполкома Казани Ренат Галяутдинов сообщил, что в этом году в Казани будет меньше летних кафе и пивных палаток, что связанно именно с затратами на внедрение системы.
Комментарии