Этюд в темных тонах

02 мая 2016
Аналитика


Для представителей СМИ, не знакомых с нашей работой, напоминаем – в ранее опубликованных материалах уже детально рассматривались: гендерный фактор в казанской автомобилизации, безопасность водителей (ремни и опасное вождение), соотношение используемых типов коробок переключения передач, классово-модельная структура, таксомоторные перевозки, дорожные знаки, производственная география городского автопарка.

Нынешние заметки посвящены тонирующим (затемняющим) пленкам, пастам и специализированным составам, а также затемнению стекол на легковых автомобилях, составляющих основу реального автопарка Казани. Говоря простым языком, ПромРейтинг посчитал процентное соотношение тонированных и нетонированных автомобилей в городе.

КРАТКАЯ СПРАВКА ПО АВТОМОБИЛЬНОЙ ТОНИРОВКЕ

В общепринятом понимании слова «тонировка (затемнение) стекол» получила распространение в середине XX века. Активно развивающаяся нефтехимия сделала возможным изготовление составов, которые при нанесении на стекла ограничивают проникновение солнечных лучей. Да-да, изначально затемняли стекла различных архитектурных сооружений, в том числе военного назначения.

Автомобильная промышленность шла параллельным курсом. В самом начале XX века французский ученый-химик Эдуард Бенедиктус открыл и запатентовал эффективный способ, как удержать осколки органических и силикатных стекол при помощи вклеивания между ними полимерной пленки.


Условно говоря, все последующие годы технология светопропускания шла навстречу технологиям развития полимерных пленок. Когда два направления соединились в одно (начало 90-х прошлого века), мир захлестнула волна тонированных автомобилей. Разумеется, на деле все было сложнее. Существовали и существуют различные технологии изменения светопропускающих свойств стекол: от включений оксида железа в процесс изготовления стекла, электропанелей и тканевых экранов, до различных эмалей, нанесение которых требует частичной разборки автомобиля. Однако именно вокруг пленочной тонировки сейчас вращаются и чаяния законодателей, и желания рядовых автомобилистов. Именно этот способ затемнения автомобильных стекол на данный момент доминирует на рынке. К нему прибегает подавляющее большинство владельцев машин.

Принцип действия обычной тонировочной пленки основан на включенных материалах, обладающих свойством снижать проникающую способность солнечного света. Сегодня принято разделять тонировочные пленки на три основные группы: крашенные, металлизированные и нанокерамические. В зависимости от своей цены и качества пленки последних поколений, помимо света, способны бороться с ультрафиолетовым излучением, разрушающим панель и обивку автомобиля, нагревом салона машины и даже некоторыми видами ударных нагрузок.

ТОНИРОВКА И ЗАКОН

Серьезную борьбу с тонировкой лобового и передних стекол российские власти развернули в 2010 году, когда ввели технический регламент. Несмотря на то, что и до этого в КоАП присутствовали пункты, запрещающие ограничение светопропускаемости передних стекол (задние всегда были разрешены), штраф считался «спящим». Важно упомянуть, что Татарстан и Казань здесь стоят особняком. Региональные власти обратили внимание на новую тенденцию существенно раньше, и акции по «растонированию» машин проводились в городе задолго до 2010 года.

Строгость законодательных норм, связанных с тонировкой передних стекол, за последние несколько лет серьезно менялась. Так, до 2010 года преступившие закон автомобилисты прощались со ста рублями, в 2012 – 2014 годах оклейка «лба» и передних дверей предусматривала снятие номерных знаков, после изменений 2014 года был введен штраф в 500 рублей и упрочнена процедура изъятия госномеров. На 2016 год намечена очередная реформа правил эксплуатации автомобилей с тонированными передними стеклами. Законодатель планирует ввести изменения в статью 12.5 КоАП РФ и применять к нарушителям прогрессивную шкалу штрафообложения: первая поимка с тонировкой обойдется в 1500 рублей, вторая за год в 5000 рублей, следующая лишит автолюбителя прав на управление транспортным средством.

ЛЮБОПЫТНЫМИ ОСТАЮТСЯ ТРИ МОМЕНТА

Во-первых, тонировка передних и лобовых стекол как бы не запрещена полностью. Законом предусматривается лишь ее критическая степень (светопропускаемость не ниже 70%). Однако с завода стекла машин имеют «природную» тонировку в 85%, и любое мало-мальски существенное дополнительное затемнение превращает владельца машины в нарушителя закона.

Во-вторых, как ни странно, главной причиной введения штрафа за тонировку изначально называлась «непрозрачность» машины, за которой «ничего не видно», что мешает чтению дороги и часто приводит к ДТП. По факту же именно с «непрозрачностью» машин законотворцы не борются, оставляя гражданам право «забивать» задние стекла хоть 100-процентной тонировкой, хоть фанерой.

В-третьих, принято считать, что в цивилизованном мире глухая тонировка – нонсенс, признак дурного вкуса и, по большей части, криминальный атрибут. Между тем в целом ряде южных стран и штатов США такой вид доработки автомобилей считается нормой. Автомобили, затонированные в соответствии с последними техническими веяниями, экономят топливо за счет сокращения периодов пользования кондиционером. Их водители лучше оценивают дорожную ситуацию на залитых солнцем магистралях. Инициативы по пересмотру правил тонирования автомобилей в южных регионах Российской Федерации проявляли и отечественные чиновники различных уровней.

ЗАЧЕМ КАЗАНЦЫ ТОНИРУЮТ МАШИНЫ?

Ответов на этот вопрос может быть много. Мы собрали и сгруппировали наиболее распространенные из них.

1. В тонированном автомобиле безопаснее оставлять ценные вещи – их не видно снаружи, они не побуждают криминалитет к спонтанным действиям.

2. В случае ДТП тонировка дополнительно защищает водителя и пассажиров от разлетающихся стекол.

3. Благодаря тонировке на дороге сложнее определить пол и возраст водителя, а также сосчитать количество пассажиров в салоне. Считается, что тонировка в этом плане снижает риск разбойных нападений на трассах.

4. Тонировка минимизирует риск ослепления водителя автомобиля солнечными лучами и светом машин, следующих сзади.

5. Тонировка предотвращает выгорание (разрушение под воздействием ультрафиолетового излучения) элементов интерьера автомобиля, тем самым сохраняет его первоначальный внешний вид.

6. Современные виды атермальной тонировки снижают уровень нагрева салона автомобиля в жаркие, солнечные дни года.

7. Эффект ширмы – тонированные стекла автомобиля дают чувство защищенности и отгороженности от внешнего мира.

8. Престиж и привычка. Автомобилисты с большим стажем, применявшие тонировку еще 10-15 лет назад, просто привыкли к затемненным стеклам. Многие из них считают, что приватный салон делает автомобиль более красивым и индивидуальным.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Комплексное исследование структуры автомобилизма в Казани проводилось в течение нескольких месяцев группой специалистов с учетом районирования, времени суток, погодных условий, рабочих и выходных дней при помощи набора математических и статистических методов (совокупности способов, приемов, последовательности описания процедур получения и выражения данных), а также построения логических моделей. Активно применялось включенное и непричастное систематическое казуальное наблюдение. Работа «в поле» – наиболее сложное и в то же время одно из самых интересных направлений работы специалистов аналитического агентства ПромРейтнг.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе сбора, обработки и анализа данных исследовательской группе аналитического агентства ПромРейтинг для Казани удалось выявить средний процент полностью тонированных, частично тонированных и нетонированных автомобилей. Для реального автомобильного парка Казани положение дел в области тонирования транспортных средств выглядит следующим образом.

Наиболее представленной группой среди казанских легковых автомобилей являются частично тонированные машины. Как правило, речь идет о затенении стекол задней полусферы (заднее стекло, стекла в задних дверях и стекла в промежуточных окнах, если они есть). Относительная доля таких машин отмечена на уровне 71%. В следующую по величине группу входят автомобили, лишенные существенной тонировки (в расчет не берется фоновая заводская тонировка, влияющая на способность пропускать свет у любой машины, имеющей стекла). Машин-«аквариумов» в Казани около 28%. Наименее выраженным классом относительно тонировки являются автомобили с полностью затемненными стеклами. Таких транспортных средств в городе менее 1%.

Исследовательская работа в отношении аспектов применения тонирующих (затемняющих) пленок принесла еще ряд интересных второстепенных результатов. К примеру, наблюдения не выявили существенных особенностей, связанных с процентом тонированных автомобилей в различных районах города. В среднем по Казани процент всех трех видов автомобилей, регистрирующихся в рамках темы, распределялся равномерно. В то же время была выявлена четкая корреляция между временем суток и процентом частично тонированных машин. В светлое время суток машин с проницаемыми стеклами на дорогах становилась существенно больше, чем ночью. Специалисты агентства ПромРейтинг оценочно связывают это явление с поздневечерним снижением количества женщин-водителей и – особенно – возрастных водителей.

Любопытной оказалась также модельная вариативность представителей группы полностью тонированных автомобилей. Вопреки расхожим мифам, касающимся отечественных автомоделей «ВАЗ-2108», «ВАЗ-2113» и «ВАЗ-2114» с явным нарушением норм светопропускания передних стекол, по Казани перемещаются как устаревшие отечественные машины, так и дорогие престижные иномарки. Можно говорить, что процент тех и других примерно равный, но, как говорилось ранее, на общем фоне реального автопарка столицы Татарстана он составляет менее 1% автомобилей. Чаще всего «наглухо» тонированные машины встречались исследователям глубокой ночью.

На уровне отвлеченных от непосредственного исследования оценочных комментариев можно говорить о том, что процент полностью тонированных автомобилей за последние несколько лет в Казани серьезно снизился. Близкие к нулю проценты присутствия таких транспортных средств особенно ярко бросаются в глаза на фоне ситуации в крупных городах за переделами региона.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Частичное тонирование личных автомобилей жителями Казани, судя по полученным результатам исследования, наряду с приобретением ковриков, чехлов, аптечек и знаков аварийной остановки и огнетушителей входит в перечень обязательных операций после приобретения нового автомобиля.

На улицах города в большом количестве встречаются совершенно разные по возрасту, классу и цене транспортные средства, имеющие, как минимум, одну общую черту – тонированную заднюю полусферу. Затемнение стекол автомобиля как услуга, впервые востребованная на заре 90-х, по самым разным причинам широко популярна и по сей день.

Средний чек на тонировку задней полусферы автомобиля по Казани варьируется от двух до четырех тысяч рублей в зависимости от типа кузова, вида пленки и страны производителя автомобиля.

Антон Глухов.

Комментарии