После неудачного диалога с управлением Казанской епархией группа православных верующих, выступающих против того, чтобы икона Казанской Богоматери из храма Ярославских Чудотворцев была вывезена на поклонение в Казахстан, решила привлечь к своей проблеме внимание общественности. Сегодня они устроили пикет в сквере Тинчурина. Однако в дождливый день на месте пикета почти не было тех, чье внимание можно было бы привлечь. Только корреспондент «Казанского репортера» и некий мужчина, посчитавший, что пикет является информационной атакой на митрополита.
Вкратце напомним историю конфликта. Недавно стало известно, что управление Казанской епархии с благословения патриарха Кирилла собирается вывезти икону Казанской Божьей Матери, которая находится в храме Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище, на поклонение в Казахстан. Это решение возмутило группу верующих, которые сочли, что икона не должна покидать пределы города из-за своего символического значения. Они направили в епархию письмо с просьбой не вывозить образ, которое, по словам представителя инициативной группы Натальи Боровик, подписали более 240 человек.
Храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище.
Икона Казанской Божьей Матери.
После этого протестующих принял у себя митрополит Феофан и даже, казалось, успокоил их, напомнив, что вывоз святынь на поклонение – нормальная практика, и что в ходе поездки безопасность иконы будет обеспечена. Однако большая часть группы настояла на своем: икона не должна покинуть пределы Казани, и на новое письмо в епархии уже не отреагировали. В четверг у здания управления Казанской епархией прошел одиночный пикет, а сегодня в сквере Тинчурина состоялся уже пикет массовый.
Одиночный пикет у здания управления Казанской епархией.
Надо сказать, что ни место, ни время проведения пикета не способствовали привлечению большого внимания к этому событию. Сквер Тинчурина – не самое популярное место у казанцев. Впрочем, выбор у верующих был невелик. По их словам, исполком неохотно согласовывал место проведения пикета, и в итоге предложил на выбор парк возле ДК им. Ленина и сквер Тинчурина. Выбор остановили на втором варианте, который хотя бы ближе к центру.
Незадолго до начала пикета над Казанью «разверзлись хляби небесные», и дождь прогнал из сквера немногочисленных посетителей. Свои палатки свернули и торговцы, которые в этом месте присутствуют почти всегда (сквер называют еще «блошиным рынком»). Однако участников акции это не остановило, и в пикет вышли около 20 человек. Активисты, преимущественно пожилые женщины, раскрыли зонты, разобрали листы с лозунгами и попробовали выстроиться так, чтобы не перекрывать дорогу, и чтобы «на фото получилась хорошая картинка».
В целом позиция у всех протестующих одна и та же: икону вывозить нельзя, потому что она является одной из главных святынь и ранее никогда не покидала Казани. Также многие считают, что икона хранит мир в городе, и как только покинет его пределы, Казань постигнут беды и несчастья.
– Есть такое внутреннее ощущение, что эта икона – наша святыня, и мы никому ее не должны отдавать. – заявила одна из участниц пикета. – Особенно сейчас, когда на ней только начал проявляться лик, раньше же икона почти черная была.
– Мы бы не против, если бы ее хотя бы по России повезли, – высказывает не такое категоричное мнение вторая пикетчица. – Но здесь речь о другой стране. Так быть не должно.
Стоит отметить, что некоторые православные считают эту икону явленной, между тем, как она является одним из списков с оригинальной иконы Казанской Божьей Матери, ныне утерянной. Отец Алексий, настоятель храма Ярославский Чудотворцев, также рассказал «Казанскому репортеру», что этот список был сделан в XVIII веке именно для того, чтобы выносить его на крестные ходы и поклонения.
– Ну, мы бы и ходили с ней крестными ходами вокруг храма! – возражает на это Наталья. – Так ведь не разрешают. А на поклонение возили бы «ватиканскую» икону, которую все знают (речь о другом списке иконы Казанской Божьей Матери, который 10 лет назад вернули из Ватикана – ред.).
С течением пикета начинает складываться ощущение, что все происходящее делается для корреспондента «Казанского репортера». Косвенное подтверждение этому было и в действиях самих пикетирующих: когда одна из них предложила отойти от заявленного места пикета к перекрестку, чтобы привлечь хоть какое-то внимание прохожих, Наталья Боровик возразила, что «самое главное, чтобы здесь пресса увидела».
В это время с Натальей Боровик вступает в полемику не пожелавший представиться мужчина:
– Вы знаете, что вы раскол вносите в церковь? – спрашивает он.
– Нет, я так не считаю, – отвечает Боровик.
– Вы идете против решения патриарха, он глава церкви.
– Но это не армия, где генералы и подполковники. И мы же не требуем, а выступаем с просьбой. Это нормально, у церкви должна быть соборность, верующие должны быть услышаны.
Также Боровик заявила, что на действия пикетирующих есть благословение от представителей духовенства, имена которых она намерена сохранить в тайне.
Позже в разговоре с корреспондентом «Казанского репортера» оппонент Натальи Боровик рассказал, что считает все происходящее информационной атакой на митрополита Феофана. Организаторы митинга, по его мнению, это четко понимают. Он отрекомендовался как «представитель госструктур».
В управлении Казанской епархией сообщили, что митрополит Феофан готовит официальное разъяснение по сложившейся ситуации. Ранее управление уже озвучивало свою позицию «Казанскому репортеру»: по их мнению, в вывозе святыни на поклонение нет ничего крамольного, а позиция протестующих не отражает позиции всех верующих.
Александр Артемьев.
Комментарии