Альберт Бикбов о сорвавшихся переговорах ОПЕК, первых экономических итогах 2016 года и политических изменениях в стране

24 апреля 2016
Мнение

«Казанский репортер» продолжает аудио-проект «Послушайте!», в котором раз в неделю беседует с общественниками, политиками и экспертами о главных, по их мнению, событиях недели в Татарстане и России. Сегодняшний гость – экономический обозреватель интернет-газеты «Реальное время» Альберт Бикбов – рассказал о сорвавшихся переговорах о заморозке добычи нефти, отчетах правительства в Госдуме и Госсовете и политических изменениях в стране на фоне отмены выборов в Барвихе и «новых акцентов» в предварительном голосовании «Единой России».

Родился и вырос в Казани. Учился в КГФЭИ по специальности «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности». До 2011 года работал в нескольких банках. После этого сменил профессию и начал заниматься журналистикой. Работал в издании «БИЗНЕС Online», журнале «Татарстан», интернет-портале Tatcenter. Больше года работает экономическим обозревателем интернет-газеты «Реальное время».


Альберт Бикбов:

– С точки зрения экономиста, важнейшее событие этой недели – это грандиозное совещание в Дохе стран-экспортеров нефти и сорвавшиеся договоренности по заморозке добычи нефти. Второе – это серия отчетов как Правительства России, так и Правительства Татарстана перед депутатами, а именно итоги первого квартала этого года. Третье – политические изменения, связанные с отменой выборов в Барвихе и новыми акцентами в праймериз «Единой России».

СОРВАВШИЕСЯ ПЕРЕГОВОРЫ О ЗАМОРОЗКЕ ДОБЫЧИ НЕФТИ

– Все сорвалось. Сейчас мир подошел к осознанию того, что прежних моделей картельных соглашений уже не может быть. Сейчас все договоренности между членами этого нефтяного клуба натыкаются на выросшие за последние несколько десятилетий противоречия. У одних стран низкие издержки по добыче нефти, другим, наоборот, каждый дополнительный баррель дается тяжело.

В России предельные издержки на каждый новый баррель нефти низкие – около трех долларов. Но у нас это осложняется тем, что выработанность месторождений очень высокая – все месторождения истощены, добыча практически повсеместно падает. Для нашей страны все эти разногласия и срыв картельных соглашений, конечно, не идут на пользу. Не надо успокаиваться, что сейчас цена за баррель нефти около 46 долларов, – действуют совершенно краткосрочные флуктуации.

Экономический блок правительства открыто заявляет, что ожидает около 40 долларов за баррель нефти. Вся эта череда событий, связанных с падением картелей как таковых, очень печальна для нас, потому что мы играли одну из ведущих скрипок в организации этих гипотетических соглашений. Но получилось так, что договариваться, по сути, не с кем. Так что готовимся к относительно стабильно низким ценам.

Хочу обратить внимание на фундаментальную вещь. У нас замедление промышленного производства и роста экономики началось не с падения цен на нефть, а гораздо раньше. Первые признаки начали появляться еще в 2011 году. В 2013-м рост упал ниже среднемирового уровня. Экономика начала торможение в тот период, когда цены на нефть были очень высокие – это говорит о том, что российская экономика должна измениться, должны произойти глубокие структурные реформы.

Экономика падает, потому что, кроме нефтяного пересыхающего ручейка и отдельных прорывов на экспортном фронте, других драйверов экономики нет. Доля населения, которая приближается к нищете, стремительно растет – таких уже около 20 миллионов человек, и около этой черты уже большой процент наших соотечественников. Стремительно растет расслоение на очень богатых и очень бедных, плюс такая ситуация в политике. Нужно делать реформы.

ОТЧЕТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ И ТАТАРСТАНА

– Могу сказать, что сейчас появилась даже некая эйфория, особенно у российского правительства. Никто не ожидал, что на такое сокрушительное падение цен на нефть российская экономика ответит относительно слабым падением. В Татарстане по итогам первого квартала этого года индекс промышленного производства значительно вырос, «нефтянка» дает сейчас пять процента роста. Отрадно слышать, что появляются хорошие нотки.

Рыночная экономика, которая была создана после падения СССР, сделала невозможным повторение той ситуации, при которой под шоковым падением нефтяных цен экономика России была сломлена. Правительство успокоилось, видны нотки оптимизма, не так уже все плохо. Как мы видим, Алексей Кудрин будет вырабатывать механизм структурных реформ. Похоже, что за дело взялись по-настоящему – уже нет ритуальных пустословных заявлений, а есть совершенно конкретные шаги как на экономическом, так и на политическом фронте.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

– Одна снежинка – еще не снег, одна дождинка – еще не дождь, но произошедшее в Барвихе – совершенно немыслимая вещь. Это положительное явление, что начали все-таки заниматься внутренней политикой с точки зрения того, что не должно быть монополии на политическую власть, на единое мнение. Сейчас начинают прислушиваться к альтернативным голосам. Все последние изменения в политической жизни я приветствую, потому что наше общество разнородное – оно не должно ходить строем, должно быть уважение к чужому мнению. Соответственно, выразители этого мнения должны быть представлены хоть в малых количествах.

Даже то, как сейчас проходят праймериз «Единой России»... Путин на днях сделал заявление, что нужна свежая кровь, обновление в партии. Это говорит о том, что все меняется. То, что было лет пять назад, и что сейчас – совершенно разные вещи.

Демократизация, о которой так много говорилось, есть. Главная задача для власти сейчас – провести нормальные выборы, без волнений. Время такое – необходимо меняться.

Если список «Единой России» в Татарстане на выборах в Госдуму возглавит Рустам Минниханов, это приведет к самоуспокоенности тех же самых единороссов. Легко ходить по двору, когда у тебя есть старший брат. Когда же старший брат остается над схваткой, тогда приходится выкручиваться и не говорить на тех же праймериз заученные плакатно-трафаретные слоганы, а встречаться с избирателями, выдвигать предложения. Если Минниханов останется над схваткой, то это будет стимулом для «Единой России». Если же он возглавит список, то здесь все будет зависеть от принципиальности самих единороссов.

Послушать выпуск целиком можно и в iTunes.


Предыдущие выпуски:

Выпуск №1: Искандер Ясавеев о вырубке сквера у КФУ, отставке Ильшата Гафурова и риторике Владимира Путина.

Выпуск №2: Александр Сидякин о кризисе, татарском языке и должности президента РТ.

Выпуск №3: Наталия Фишман о личных итогах уходящего года.

Выпуск №4: Артем Прокофьев о трагедии в Лениногорском районе, проблемах бюджета, должности президента РТ и выборах в Госдуму.

Выпуск №5: Никита Ишмуратов о форуме «Опоры России», уборке казанских дворов и открытии девятой планеты.

Выпуск №6: Игорь Веселов об ужесточении избирательного законодательства и бездействии правоохранительных органов во время кампании.

Выпуск №7: Рафаэль Хакимов о курсе рубля и цене на нефть, институте президентства и итоговых коллегиях министерств.

Выпуск №8: Светлана Захарова о запрете снюсов, ужесточении бракоразводного процесса и выборах в Госдуму.

Выпуск №9: Тимур Тимуршин о скандале в Кукморе, платных парковках во дворах и татарстанском виски.

Выпуск №10: Ксения Владимирова о «Молодой гвардии», сторонниках «Единой России» и выборах в Госдуму.

Выпуск №11: Сергей Сергеев о Горбачеве, изменениях в ЦИК России и писателе-фантасте Иване Ефремове.

Выпуск №12: Рамиль Хайруллин о платных парковках, лоббировании изменений в ОСАГО и проблемах безопасности дорожного движения в городе.

Выпуск №13: Анатолий Фомин о гражданском обществе, реакции политиков на теракты в Брюсселе и протестах против повышения платы за проезд в Казани.

Выпуск №14: Антон Глухов о своем агентстве «Промрейтинг», акцизах на топливо и новой Tesla 3.

Выпуск №15: Ян Гордеев об оптимизации «РБК-Татарстан», «панамском досье» и возможных трудностях в год водоохранных зон.

Выпуск №16: Оксана Саргина о новом туристическом бренде республики Visit Tatarstan.


Вадим Мещеряков, Регина Хисамова.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!