От ворот поворотник

15 апреля 2016
События


Большинство автомобилистов в Казани не используют поворотники при маневрах на дороге, ни днем ни ночью. Это стало известно после комплексного исследования дорог третей столицы, который подготовили специалисты агентства ПромРейтинг. «Казанский репортер» приводит данные, которые заставляют всерьез задуматься о культуре вождения в столице Татарстана. Полученные цифры можно охарактеризовать как неприемлемые.

Казанские автомобилисты в большинстве случаев не используют поворотники

В ходе комплексного исследования структуры автомобильного трафика Казани, специалисты аналитического агентства ПромРейтинг пришли к выводу, что городские водители совершают большую часть своих перестроений с нарушением ПДД. В процессе изменения полосы движения, в нарушении пункта пунктом 12.20 КоАП РФ, автомобилисты чаще всего не используют внешние световые приборы (поворотники).

Исследование проводилось в течение семи дней, в семи районах Казани, в светлое и темное время суток, в выходные и будние дни. Перед исследователями стояла задача – определить средний процент случаев перестроения автомобилей на многополосных дорогах, совершаемых без использования «поворотников», относительно общего количества перестроений.

Упор на изучение конкретного вопроса «перестроения в городском потоке» был сделан по нескольким причинам. Сюда можно отнести и сообщения в социальных сетях от начинающих водителей, обеспокоенных положением дел на дорогах города, и широко обсуждающиеся ныне инициативы по внедрению в правила движения и КоАП термина «опасное вождение», часто увязанное именно с беспорядочным перемещением автомобилей из ряда в ряд. Кроме того, целый ряд исследователей, в публикациях касающихся дорожной безопасности, указывает на то, что именно корректное использование поворотников может выступать индикатором выучки и законопослушности водителя.

Результаты исследования

Анализ накопленных данных показал, что, грубо говоря, каждое второе изменение полосы движения на многополосных дорогах Казани происходит без использования внешних световых приборов (поворотников). Точные цифры следующие: указатели поворота автомобилистами Казани при перемещении внутри трафика не используются в 53,63% случаев и, соответственно, используются в 46, 37% случаев перестроения. Картина удручающая!

Более того, специалистам аналитического агентства ПромРейтинг удалось выяснить, что в светлое время суток водители на дорогах Казани «ведут себя хуже», чем ночью. Так, днем прочие участники дорожного движения не оповещаются о намерениях повернуть в 56 ситуациях из ста, тогда как ночью этот показатель снижается до 51 случая «светового молчания» на 100 перестроений.

Анализ результатов исследования

Полученные в ходе исследования цифры можно охарактеризовать как вопиющие и неприемлемые. В вопросе использования указателей поворота казанские водители полагаются на собственное мироощущение, а не на правила дорожного движения и нормы КоАП.

Использование поворотников для водителей столицы Татарстана не безусловный рефлекс, а предмет размышлений. Такое отношение к правилам приводит к дополнительным стрессовым ситуациям и увеличению аварийности. Если опытные водители, имеющие за плечами серьезный водительский стаж, каким-то образом подстраиваются под слепые «перестановки» на дороге, приобретают навыки определения замыслов соседей, по трафику исходя из косвенных признаков, то новичкам – вчерашним выпускникам автомобильных школ, приходится особенно нелегко.

Почему водители в Казани перестаиваются из ряда в ряд без включенных указателей поворота? Точного ответа у нас нет. Однако есть гипотеза: с высокой вероятностью проблему можно отнести на счет автошкол и ГИБДД. Первые не прививают данный навык своим воспитанникам, вторые практически никогда не наказывают «за поворотники» реальных водителей, ввиду технических ограничений и низкой емкости штрафов.

Заметим, оправданием для части водителей, не использующих указатели поворота в Казани, может служить общее состояние дорог и особенно городской дорожной разметки. Мы допускаем, что часть автомобилистов, опасно смещающихся на дорогах из ряда в ряд, попросту не отдавала себе в этом отчета.

Повышение сознательности автомобилистов в темное время суток на незагруженных улицах, с одной стороны, выглядит удивительно. С другой стороны, ночные водители, как правило, в меньшей степени погружены в бытовые проблемы (реже куда-то опаздывают, предположительно меньше общаются по телефону) и могут уделить больше внимания анализу дорожной ситуации. К тому же в человеке с первобытных времен заложен страх темноты. Отсутствие света настораживает людей, делая их более аккуратными.

Важное дополнение

Согласно Правилам дорожного движения (Раздел 8. Пункт 8.1) Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой, водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

В актуальном исследовании ПромРейтинга никаким образом не рассматривался вопрос использования указателей поворота в случаях выезда транспортных средств из дворов, примыкающих дорог, эстакад и пр. Изучению подвергалась исключительно тема перестроений автомобилей внутри автотранспортного трафика на многополосных дорогах Казани.

Глухов Антон, руководитель независимого аналитического агентства ПромРейтинг-Казань

Комментарии