»
Одним из важнейших аспектов развития мировой транспортной системы является тема безопасности. Правительства передовых государств, менеджмент крупных автомобильных компаний и эксперты дорожных служб изо дня в день заняты разработкой различных решений, в той или иной форме призванных сократить число дорожно-транспортных происшествий и тяжесть их последствий для жизни и здоровья человека.
Благодаря высокой концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов, транспортная инфраструктура развитых государств мира за последние 25 лет совершила серьезный скачок в области безопасности.
Хороший пример связан со Швецией, страной, близкой к нам по климатическим условиям. У соседей с десятимиллионным населением, по данным Pulitzer Center, происходит всего около 200 смертельных ДТП в год. Если бы меры безопасности, реализованные в этом скандинавском государстве, были перенесены в Россию, то мы бы теряли на дорогах за год около 3 000 человек, а не 23 100 человек (официальная информация ГИБДД за 2015 год, не учитывающая количество людей, скончавшихся от полученных травм уже в больницах).
А ведь статистика по дорожному травматизму просто шокирует. Только в прошлом году увечья, связанные с транспортом, получили 231 000 человек (население трех таких городов, как Елабуга).
Если говорить о достаточно благополучном по российским меркам Татарстане, то в плане статистики ДТП и их последствий, показателям Швеции мы уступаем в четыре раза. Население Республики Татарстан в два раза меньше, а смертей в два раза больше – 412 за прошедший 2015 год.
Краткую справку о важности безопасного движения, наверное, можно было бы и не приводить. Данные находятся в открытом доступе, ознакомиться с ними и без нашей публикации может любой желающий. Однако именно в разрезе цифр ужасающей статистики убедительнее и ярче выглядят результаты исследования использования ремней безопасности автомобилистами Казани.
Исследование вопроса использования ремней безопасности автомобилистами Казани затронуло четыре временных зоны и семь районов города, выходные и будни. В ходе подсчета результатов работы стало понятно, что время суток и отдельные точки города, с учетом погрешностей, серьезным образом не сказываются на общей картине для наблюдателя – яркие тенденции с одинаковой степенью проявлялись по всей Казани.
Использование или неиспользование ремня безопасности для подавляющего числа казанских автомобилистов – это навык, схожий с условным рефлексом. Человек либо пристегивается, делая это из года в год на любой машине, в любой день недели, в любое время суток, либо всегда не пристегивается.
Для начала общие цифры. Законопослушными и заботящимися о своей безопасности водителями, исходя из результатов исследования, являются 80% водителей Казани. Соответственно 20% автомобилистов по тем или иным причинам избегают использования ремней безопасности.
Отстегнутые ремни безопасности чаще всего наблюдаются у водителей немолодых авто отечественного производства и у водителей премиальных иномарок. В сферу задач экспертов аналитического агентства ПромРейтинг не входило пристальное изучение этого вопроса. Однако на уровне предварительного предположения можно отметить, что предыдущие поколения отечественных моделей автомобилей лишены сигнализации пристегнутых ремней, и поэтому в меньшей степени побуждают воителей к использованию систем безопасности. Кроме того, в среде таких водителей распространен миф о бесполезности удерживающих устройств на транспортных средствах архаичной конструкции (хотя многочисленные исследования говорят об обратном).
Одним из ответов на вопрос о том, почему не используют ремни водители дорогих иномарок, может стать аспект суммы штрафа ГИБДД за этот вид правонарушения. На данный момент в квитанции на оплату штрафа за незастегнутый ремень будет указана цифра 1000 рублей. Эти деньги в некоторых случаях более чем в шесть тысяч раз меньше стоимости автомобиля, за рулем которого находится непристегнутый водитель.
Уникальным итогом исследовательской работы АА ПромРейтинг можно считать данные, полученные по женщинам-водителям в Казани. Их стремление обезопасить себя за рулем транспортного средства в 8 раз выше мужского. В среднем по Казани на 100 машин, управляемых женщинами, выявляется лишь 3 «непристегнутых автомобиля». Другими словами, 97% женщин в Казани пользуется ремнями безопасности! Одна из видимых причин женского долголетия, что называется, налицо.
Показатели мужчин куда скромнее. Так или иначе, извернуться, и оставить ремень безопасности нетронутым, удается в среднем каждому четвертому водителю-мужчине в Казани. Мы также детально не изучали это явление и можем лишь строить предположения о его истоках. По нашей оценочной версии, помимо чисто мужской беспечности, свою роль в отсутствии у 25% казанских мужчин-водителей привычки пристегиваться, играет большой водительский стаж и наличие ярко выраженной технической смекалки. Напомним, что еще 10 лет назад использование ремней безопасности, в том числе и в Казани, считалось чем-то вроде дурного тона. Фраза: «Ты что, мне не доверяешь?», обращенная водителем своему пассажир, пытающемуся пристегнуться, звучала даже в такси. Все изменилось в 2008 году с увеличением соответствующего штрафа в 5 раз со 100 до 500 рублей (сейчас 1000 рублей). Вместе с тем беспечными водителями активно занялись и сотрудники ГИБДД.
Для сравнения казанских данных с мировыми приведем свежие цифры статистики Европейского совета по безопасности дорожного движения (ETSC), исходя из которых в Европе ремнями безопасности пристегиваются порядка 88% водителей (на 8% больше, чем в Казани). В лидерах тут такие страны, как Франция, Германия, упоминавшаяся уже Швеция, Великобритания и Нидерланды — последняя страна убедила использовать ремни 95% своих граждан-водителей.
РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ И РЕАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Современные трехточечные инерционные ремни безопасности, в сочетании с другими особенностями конструкции автомобиля, способны снизить смертельный риск водителя и переднего пассажира в два раза, а задних пассажиров – в три-четыре раза. Шанс остаться в живых после переворачивания автомобиля для пристегнутых пассажиров возрастает в пять раз.
Удар о декоративные элементы автомобиля в случае столкновения транспортного средства с неподвижным объектом на скорости
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
Довольно распространенным явлением на казанских дорогах стало так называемое накидывание ремня через голову. Такой метод пристегивания автомобильными ремнями безопасности занимает меньше времени и позволяет надежно защититься от штрафов ГИБДД. К сожалению, в условиях реального ДТП этот «доморощенный плечевой» двухточечный ремень вместо современного трехточечного показывает себя не с лучшей стороны: он не в состоянии удержать при ударе тело человека. Именно по этой причине от плечевых двухточечных ремней отказались еще в середине 60-х.
Антон Глухов.
Комментарии