Время ремня

08 апреля 2016
Аналитика

»

Одним из важнейших аспектов развития мировой транспортной системы является тема безопасности. Правительства передовых государств, менеджмент крупных автомобильных компаний и эксперты дорожных служб изо дня в день заняты разработкой различных решений, в той или иной форме призванных сократить число дорожно-транспортных происшествий и тяжесть их последствий для жизни и здоровья человека.

Благодаря высокой концентрации финансовых и интеллектуальных ресурсов, транспортная инфраструктура развитых государств мира за последние 25 лет совершила серьезный скачок в области безопасности.

Хороший пример связан со Швецией, страной, близкой к нам по климатическим условиям. У соседей с десятимиллионным населением, по данным Pulitzer Center, происходит всего около 200 смертельных ДТП в год. Если бы меры безопасности, реализованные в этом скандинавском государстве, были перенесены в Россию, то мы бы теряли на дорогах за год около 3 000 человек, а не 23 100 человек (официальная информация ГИБДД за 2015 год, не учитывающая количество людей, скончавшихся от полученных травм уже в больницах).

А ведь статистика по дорожному травматизму просто шокирует. Только в прошлом году увечья, связанные с транспортом, получили 231 000 человек (население трех таких городов, как Елабуга).

Если говорить о достаточно благополучном по российским меркам Татарстане, то в плане статистики ДТП и их последствий, показателям Швеции мы уступаем в четыре раза. Население Республики Татарстан в два раза меньше, а смертей в два раза больше – 412 за прошедший 2015 год.

Краткую справку о важности безопасного движения, наверное, можно было бы и не приводить. Данные находятся в открытом доступе, ознакомиться с ними и без нашей публикации может любой желающий. Однако именно в разрезе цифр ужасающей статистики убедительнее и ярче выглядят результаты исследования использования ремней безопасности автомобилистами Казани.

Исследование вопроса использования ремней безопасности автомобилистами Казани затронуло четыре временных зоны и семь районов города, выходные и будни. В ходе подсчета результатов работы стало понятно, что время суток и отдельные точки города, с учетом погрешностей, серьезным образом не сказываются на общей картине для наблюдателя – яркие тенденции с одинаковой степенью проявлялись по всей Казани.

Использование или неиспользование ремня безопасности для подавляющего числа казанских автомобилистов – это навык, схожий с условным рефлексом. Человек либо пристегивается, делая это из года в год на любой машине, в любой день недели, в любое время суток, либо всегда не пристегивается.


Для начала общие цифры. Законопослушными и заботящимися о своей безопасности водителями, исходя из результатов исследования, являются 80% водителей Казани. Соответственно 20% автомобилистов по тем или иным причинам избегают использования ремней безопасности.

Отстегнутые ремни безопасности чаще всего наблюдаются у водителей немолодых авто отечественного производства и у водителей премиальных иномарок. В сферу задач экспертов аналитического агентства ПромРейтинг не входило пристальное изучение этого вопроса. Однако на уровне предварительного предположения можно отметить, что предыдущие поколения отечественных моделей автомобилей лишены сигнализации пристегнутых ремней, и поэтому в меньшей степени побуждают воителей к использованию систем безопасности. Кроме того, в среде таких водителей распространен миф о бесполезности удерживающих устройств на транспортных средствах архаичной конструкции (хотя многочисленные исследования говорят об обратном).

Одним из ответов на вопрос о том, почему не используют ремни водители дорогих иномарок, может стать аспект суммы штрафа ГИБДД за этот вид правонарушения. На данный момент в квитанции на оплату штрафа за незастегнутый ремень будет указана цифра 1000 рублей. Эти деньги в некоторых случаях более чем в шесть тысяч раз меньше стоимости автомобиля, за рулем которого находится непристегнутый водитель.

Уникальным итогом исследовательской работы АА ПромРейтинг можно считать данные, полученные по женщинам-водителям в Казани. Их стремление обезопасить себя за рулем транспортного средства в 8 раз выше мужского. В среднем по Казани на 100 машин, управляемых женщинами, выявляется лишь 3 «непристегнутых автомобиля». Другими словами, 97% женщин в Казани пользуется ремнями безопасности! Одна из видимых причин женского долголетия, что называется, налицо.

Показатели мужчин куда скромнее. Так или иначе, извернуться, и оставить ремень безопасности нетронутым, удается в среднем каждому четвертому водителю-мужчине в Казани. Мы также детально не изучали это явление и можем лишь строить предположения о его истоках. По нашей оценочной версии, помимо чисто мужской беспечности, свою роль в отсутствии у 25% казанских мужчин-водителей привычки пристегиваться, играет большой водительский стаж и наличие ярко выраженной технической смекалки. Напомним, что еще 10 лет назад использование ремней безопасности, в том числе и в Казани, считалось чем-то вроде дурного тона. Фраза: «Ты что, мне не доверяешь?», обращенная водителем своему пассажир, пытающемуся пристегнуться, звучала даже в такси. Все изменилось в 2008 году с увеличением соответствующего штрафа в 5 раз со 100 до 500 рублей (сейчас 1000 рублей). Вместе с тем беспечными водителями активно занялись и сотрудники ГИБДД.


Для сравнения казанских данных с мировыми приведем свежие цифры статистики Европейского совета по безопасности дорожного движения (ETSC), исходя из которых в Европе ремнями безопасности пристегиваются порядка 88% водителей (на 8% больше, чем в Казани). В лидерах тут такие страны, как Франция, Германия, упоминавшаяся уже Швеция, Великобритания и Нидерланды — последняя страна убедила использовать ремни 95% своих граждан-водителей.

РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ И РЕАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Современные трехточечные инерционные ремни безопасности, в сочетании с другими особенностями конструкции автомобиля, способны снизить смертельный риск водителя и переднего пассажира в два раза, а задних пассажиров – в три-четыре раза. Шанс остаться в живых после переворачивания автомобиля для пристегнутых пассажиров возрастает в пять раз.

Удар о декоративные элементы автомобиля в случае столкновения транспортного средства с неподвижным объектом на скорости 15 км/ч для находящихся в салоне непристегнутых людей сопоставим с ударом бегуна о бетонный столб. При движении со скоростью в 60 км/ч и весе тела в 50 кг во время ДТП сила удара может составлять более 2 000 килограммов. Наличие по крайней мере одного непристегнутого пассажира в случае серьезного ДТП многократно увеличивает шанс гибели для всех людей, находящихся внутри транспортного средства.


ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Довольно распространенным явлением на казанских дорогах стало так называемое накидывание ремня через голову. Такой метод пристегивания автомобильными ремнями безопасности занимает меньше времени и позволяет надежно защититься от штрафов ГИБДД. К сожалению, в условиях реального ДТП этот «доморощенный плечевой» двухточечный ремень вместо современного трехточечного показывает себя не с лучшей стороны: он не в состоянии удержать при ударе тело человека. Именно по этой причине от плечевых двухточечных ремней отказались еще в середине 60-х.

Антон Глухов.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!