После митингов «Мы вместе», о которых писал «Казанский репортер», социолог Искандер Ясавеев проанализировал ряд подобных провластных акций и пришел к выводу, что они похожи друг на друга как две капли воды.
Каждый, кто когда-либо принимал участие в публичных акциях и выдвигал требования, понимает, что сделать свой плакат для митинга или пикета не совсем просто. Надо найти идею, точно и лаконично сформулировать ее, написать лозунг на ватмане.
Плакат на гражданской акции – это в большинстве случаев авторская работа. Именно поэтому так интересно всматриваться в то, что написано и нарисовано самими участниками. Помните плакаты зимы 2011–2012 гг.: «Вы нас даже не представляете», «Не раскачивайте лодку, нашу крысу тошнит», «Мы знаем, что ты хочешь третий раз, но у нас голова болит»? Или лозунги на пикете после сноса Номеров Банарцева и Дома Потехина в Казани: «Нет памятника – нет проблемы. Какой станет следующим?», «С таким министерством культуры мы скоро останемся без культуры».
Лозунги и плакаты на митингах оппозиции были весьма креативными.
После множества сообщений о недавних митингах «Мы вместе» в российских городах в связи с двухлетней годовщиной присоединения Крыма возникла идея проанализировать содержание лозунгов на этих акциях. Хотелось понять, как граждане формулируют свое отношение к отмечаемому событию, как выражают свои мысли и настроения.
Я просмотрел десятки сообщений СМИ о митингах 18 марта 2016 г., тексты, видеозаписи и снимки. В результате стало ясно, что никакого «сильного» собственного отношения у людей, пришедших на митинги, к присоединению Крыма нет. Участники держали шаблонные, большей частью профессионально изготовленные плакаты и транспаранты, содержание которых было почти одинаковым от Петропавловска-К
«Вместе всё получится», «Вместе мы непобедимы», «Крым! Весна! Россия!», «Спасибо Путину за Крым и Севастополь», «Вежливость города берет», «Севастополь, Крым, Россия», «18 марта – день национальной гордости», «Новый день в истории страны», «18 марта – Великий день Великой страны», «Крым и Россия – навеки дома», «Я люблю Крым», «Крым – в сердце каждого из нас», «Крымская весна в наших сердцах», «Крым в моем сердце», «Чужого нам не надо, свое не отдадим», «Путин – спаситель Крыма и Севастополя», «Крым наш: Обама не завидуй» – эти надписи повторялись из митинга в митинг, из города в город. Даже цитаты на плакатах в разных городах были одни и те же, одинаково без кавычек и ссылок на автора («Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству»). В какой-то момент стало складываться ощущение, что я читаю сообщения и просматриваю снимки с одного митинга. Одинаковые надписи, одинаковые флаги, один и тот же дизайн сцены…
Подобные лозунги 18 марта можно было видеть во всех крупных городах страны.
Самодельные, написанные от руки плакаты встречались реже, но и их содержание в разных местах совпадало: «Возвращение Крыма – торжество справедливости», «Один народ – единая страна», «Сберечь единство – наша общая задача», «День вежливой дипломатии», «Крым наш», «Отдыхаю в Крыму», «ВВП — Вежливо! Вовремя! Правильно!».
Абсолютное сходство надписей на плакатах в разных российских городах не только подтверждает, что все митинги были организованы из одного центра, но и свидетельствует о том, каким содержанием власти наполняют образ Владимира Путина: создатель истории, спаситель, восстанавливающий справедливость... Обращает на себя внимание весьма грубая игра на митингах в то, что такое представление о Путине – это «глас народа».
Интересно, что хотели продемонстрирова
Искандер Ясавеев
старший научный сотрудник
Центра молодежных исследований
НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург
Комментарии