Дизайн-маркет по-татарски

03 апреля 2016
События

Создать новую городскую татарскую культуру – такую цель ставят перед собой организаторы фестиваля Jadidfest, который проходит в эти выходные. Сам Jadidfest станет одним из первых шагов к этому: за основу взят уже привычный казанцам формат дизайн-маркета, но все наполнение события почти полностью татарское. Корреспонденты «Казанского репортера» побывали на фестивале в его первый день.

Фестиваль расположился в кафе-баре «ДК-21», которое еще недавно было Музеем советских игровых автоматов. Это, кстати, довольно небольшая по размерам площадка, и желающим попасть на Jadidfest придется потесниться. По всем параметрам это событие – типичный дизайн-маркет. Здесь и молодые дизайнеры одежды и аксессуаров, которые представляют свои изделия, есть лекторий с широко известными в узких кругах спикерами, фудкорт с необычными лакомствами. Прилагаются диджей-сет современной музыки, перфомансы и прочие развлечения для «креативного класса». Казалось бы, казанцев этим уже не удивить: в городе, например, регулярно проходит Open Space Market, да и в любом крупном городе есть подобный фестиваль. Но у Jadidfest есть одна важная особенность.

Каждый элемент фестиваля – татарский. На него не просто наклеили ярлык «Татарстан» или бездумно перевели на татарский язык, как фильмы эпохи VHS переводили на русский. Он является органичным сплавом татарской культуры с современными формами. Или, может быть, каким-то новым ответвлением татарской культуры. Так, по крайней мере, ее видят организаторы.

– Одна из целей фестиваля – продвижение или, скорее, создание новой городской татарской культуры, – заявил руководитель «Всемирного форума татарской молодежи» Табрис Яруллин. – Сейчас в городе существуют татарские сообщества, мы с ними взаимодействуем. Но городской татарской культуры, как мы ее видим, нет.

За основу для такой культуры, по словам Яруллина, взята идея «глокализации» (термин является сочетанием английских слов global и local), то есть сочетание международного и местного. В случае Jadidfest формат дизайн-маркета – международный и понятный для большой аудитории, а местная татарская культура создает его наполнение.

Дизайнеров на Jadidfest можно условно разделить на две группы: те, кто подготовил линейку татарских товаров специально для фестиваля и тех, кто в принципе занимается только татарскими изделиями. При этом под «татарскими изделиями» подразумевается, например, не привычный национальный костюм, который, конечно, красивый, но на работу или прогулку его не наденешь. Дизайнеры делают ставку на так называемый casual: привычные повседневные вещи с татарским колоритом.


На фестивале представлена одежда от двух московских дизайнеров, которые специализируются исключительно на татарской тематике. Так, свою коллекцию привезла Аделя Хадиева, ранее работавшая на ТНВ. После переезда в Москву она освоила создание одежды и впоследствии выпустила линейку татарской одежды под брендом ORNAMENT. Также на Jadidfest свои изделия привезли основатели студии MARDESING Айдар и Ляйсан Марданшины, одни из первых, кто заявил о существовании татарского дизайна на федеральном уровне.

– С одной стороны, наши изделия заказывают татары, а татары живут везде, – рассказал «Казанскому репортеру» Айдар Марданшин. – Но сейчас появились и русские заказчики, и мы начали понимать, что без разницы — татарский дизайн или, например, шведский. Одежду купят не потому, что она татарская, а потому, что она прикольная и удобная.

«Глокализация» проявляется и в съедобной части Jadidfest. С одной стороны, на фуд-корте есть привычные для такого события вегетарианские бургеры и прочее. Но к ним добавляются вегетарианские эчпочмаки и бэлиши, а также необычные татарские десерты и крем-мед, который не будет засахариваться. Не совсем частью татарской культуры здесь является (к счастью, не вегетарианский) узбекский плов, который, по словам организаторов, сварили прямо на костре утром перед фестивалем. Эксперт «Казанского репортера» подтвердил, что блюдо действительно приготовлено практически по национальным рецептам.

Для лектория организаторы выбрали весьма необычные темы. Так, на фестивале рассказали о феминизме в творчестве Аделя Кутуя, сообщили 115 фактов о Хади Такташе, его женах в Казани и обсудили татарские бестселлеры на русском языке. При этом лекторий – единственное место на фестивале, куда нет смысла идти человеку, не понимающему по-татарски, все лекции проходят только на национальном языке. В остальном же языковой барьер не помешает приобщиться к татарской культуре.

Новой городской культурой заинтересовался и новый туристический бренд Visit Tatarstan. И это неудивительно, ведь фестиваль идеально укладывается в его концепцию. Здесь есть и «уникальный, самобытный образ жизни», и некоторые из «тысячи и одного удовольствия», о которых говорят создатели бренда. На Jadidfest Visit Tatarstan организовал фотозону у входа.

Александр Артемьев.

Комментарии