Второго апреля началась продажа билетов на фестиваль балета им. Рудольфа Нуриева и в тот же день благополучно завершилась. Кассиры и административная группа театра им. М.Джалиля готовятся к этому дню, как к штурму. Картина не меняется уже четверть века: зрители берут театр буквально на абордаж.
ОЧЕРЕДЬ ЧИТАЛА, ВЯЗАЛА И РОПТАЛА
Интеллигентная публика дверей, конечно, не сносила, как на выставке Серова, однако страсти кипели нешуточные. Имея возможность наблюдать за событиями из дома напротив, корреспондент «Казанского репортера» видел происходящее своими глазами. Первые горожане появились на театральной площади еще в два часа ночи. К 5 утра очередь состояла из 30 человек. Дальше отсчет шел в прогрессии, и к 10 утра «Казанский репортер» насчитал более 150 охотников за заветными билетами. А люди все подходили и подходили. И кого только не было: почтенные старушки, мамы с колясками, студенты, преподаватели вузов, профессора на пенсии, жители Зеленодолська, Нижнекамска, Елабуги и других городов. Так, дама из Набережных Челнов все сокрушалась, что в Автограде нет уполномоченных казанского театра, а ей так хочется попасть на «Лебединое озеро»!
Время шло. Очередь как будто не двигалась. Народ времени даром не терял и начал читать печатную прессу, кто-то уткнулся в гаджет. Одна покупательница села на пол и спокойно достала вязание. А что? Успокаивает нервы. Были и такие (видимо, бывалые), кто предусмотрительно явился с термосом и складным стульчиком «для рыбалки».
Касса открылась с опозданием в 6 минут, но этого хватило, чтобы измученные многочасовым ожиданием балетоманы начали роптать. Наэлектризованная очередь озвучивала страшилки: «все билеты проданы, уйдем ни с чем, лучшие места схватили перекупщики» и так далее. Оказалось, дал сбой портал государственных и муниципальных услуг, через который эти самые билеты и оформляются.
БОЛЬШЕ ЧЕТЫРЕХ В РУКИ НЕ ДАВАТЬ!
Позволим себе «реплику в сторону». Электронная продажа билетов через портал госуслуг – инициатива вовсе не театра, а Кабинета министров РТ. Идея, как всегда, была замечательная: чтобы все было прозрачно и открыто. Но почему-то резко снизилась скорость продажи. Теперь процедура приобретения театрального билета примерно аналогична технологии покупки билета на авиа- и железнодорожный транспорт. Разве что паспорт не спрашивают. Короче, слишком долго. Не до смеха ни кассиру, ни человеку в очереди. Думали об удобстве для народа – получилось «как всегда».
– Вы журналисты? – подскакивает взволнованный парень из очереди. – Напишите, что с самого начала не было половины мест! «Жучки» хапают по 60 билетов! Время 11 утра, а уже не из чего выбирать!
На электронном стенде у кассы отображается, сколько реальных мест остается на конкретный спектакль. Синим и зеленым цветом обозначены свободные места, преимущественно – ярусы и балконы. Партер – не светится, то есть раскуплен. Надежды граждан таяли с каждой минутой. Действительно, некоторые приобретали не скромные два, а сразу тридцать билетов. Раздались возмущенные голоса: «Не давать больше четырех в руки!».
Отметим, закон не позволяет администрации театра вмешиваться в регулирование процесса и определять норму отпуска в одни руки. На страже стоят… Роспотребнадзор и прокуратура. Выход один: только общественность (то есть люди из очереди) может выработать условия и договориться между собой. С таким предложением вполне ожидаемо и обратился к публике пожилой джентльмен, но народ его не поддержал.
12 ТЫСЯЧ БИЛЕТОВ ПРОДАЛИ ЗА СУТКИ
– Не зря стояла у театра с 4.45 утра, – поделилась с «Казанским Репортером» счастливая обладательница 20 билетов девушка Юлия. – Пойдем на 10 спектаклей, места в партере, каждый билет по 2 тысячи рублей. Я счастлива! Увижу «Баядерку», «Эсмеральду», «Анюту»…
– А я еле-еле наскребла на «Дон Кихота», – тихо прошелестела вслед пожилая дама с прической. – Из пенсии откладывала, а так хочется и на «Спартака» попасть…
– Попасть не трудно, барыги первыми скупили билеты, – отреагировал молодой мужчина у кассы. – Теперь билеты втридорога будут толкать. Этих «жучков» и у «Пирамиды» вижу, и у цирка. Куда глядят органы? Это ж спекулянты!
Популярность фестиваля, конечно, феноменальная. Но и театр, как говорится, не резиновый. Давайте посчитаем: в зале 950 мест, в программе – 13 спектаклей. Итого: фестивальные постановки увидят всего 12 350 человек. Это – мизер на город с миллионным населением.
– Удивляюсь, – говорит заместитель директора театра им. М. Джалиля Юрий Ларионов, – каждый год, вроде бы, постоянные зрители приходят, но не запомнят, что давно уже билеты продаются только через kassir.ru, портал госуслуг и уполномоченных по распространению. Половина билетов на фестиваль продана именно уполномоченными, то есть на продажу через театральную кассу мы выставляем менее половины мест. А у меня лично билеты просить – бессмысленно! Да я же и сам вечный безбилетник! Все театральные смотрят спектакли, стоя на балконе. Один раз в жизни только сидел в кресле, как белый человек, на концерте ансамбля Моисеева.
В АФИШЕ – МОДЕРН И КЛАССИКА
XXIX международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева пройдет в Казани с 11 по 28 мая. Форум откроется премьерой классического романтического балета «Эсмеральда» на музыку Ц.Пуни и Р.Дриго (хореография и постановка Андрея Петрова, с использованием хореографических фрагментов Ж.Перро, М.Петипа, А.Вагановой). В афише заявлены классические балеты «Жизель» А.Адана, «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Дон Кихот» и «Баядерка» Л. Минкуса, шедевры советской хореографии – «Шурале» Ф.Яруллина и «Анюта» на музыку В.Гаврилина, авторские постановки театра им.М.Джалиля – балеты «Спартак» А.Хачатуряна в хореографии Георгия Ковтуна и «Dona Nobis Pacem» («Даруй нам мир») на музыку Мессы си минор И.С.Баха в постановке Владимира Васильева. Завершится фестиваль гастролями Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана – современными спектаклями «Евгений Онегин» (на музыку П.Чайковского и А.Ситковецкого) и «Роден» (на музыку М.Равеля, К.Сен-Санса, Ж.Массне).
Комментарии