​Ожившие картины Ван Гога: запах сена и земли

31 марта 2016
Культура


30 марта, в день рождения Ван Гога (1853-1890) в Казанском ТЮЗе состоялась премьера постановки «Из глубины…» Жанр этого сценического эксперимента режиссер Туфан Имамутдинов определил как «ожившие картины в одном действии».

Ван Гог не для ленивых душой

«Продвинутые» зрители, среди которых преобладала молодежь, аплодировали стоя и даже восхищенно свистели. Чего не скажешь о явно озадаченных матронах из РОНО и школьных завучах. Похоже, некоторые педагоги ожидали увидеть что-то не столь заумное. Да, конечно, это не поп-арт, не яркий коллаж, напоминающий комиксы из жизни гения. Думаю, потенциального зрителя стоит сразу предупредить, что постановка «Из глубины…» ориентирована на умного, стремящегося не к праздному потреблению культурного продукта человека. В общем, на того, кому не чужды строки поэта Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!»

Тем не менее, ничего подобного за последние в годы ни в самом ТЮЗе, ни в иных казанских театрах не происходило. Напомним, за неделю до премьеры «Казанский репортер» побывал на последних репетициях. И вот, все пазлы сложились, и перед зрителем возникла совершенно неординарная сценическая версия рождения гения Ван Гога. Подчеркну, что режиссер Туфан Имамутдинов взял за основу раннее творчество художника. Проще говоря, период, когда его еще не считали безумцем. Чуть ранее Ван Гог планировал пойти по стопам отца-священника и стать …проповедником. Более того, он прошел через годичную миссионерскую стажировку, живя в глубинке среди шахтеров. Художником же он решил стать в 27 лет, к тому времени проучившись несколько месяцев в Академии художеств в Брюсселе и Академии художеств в Антверпене. Потом он уехал в Париж, где и познакомился с импрессионистами, в том числе и с Клодом Моне.




Сено для Ван Гога

Пять полотен Ван Гога легли в основу постановки – это «Сеятель», «Селяне, несущие хворост и снежный пейзаж», «Копатели картофеля», «Женщины-горняки, переносящие угол» и «Едоки картофеля». С первой же картины со сцены в партер надвигается грузное дыхание – это запах свежевскопанного поля. Полное ощущение сырых и серых предрассветных сумерек. Возникает иллюзия, что и сам ты стоишь посреди этого виртуального Поля. Кстати, это настоящий чернозем, 250 килограммов которого закупили специально для постановки. А вот с луговым сеном, по десять кило которого используется в каждом из трех премьерных показов, помог по-дружески Казанский зооботсад. Как тут не вспомнишь, что директор ТЮЗа Фарит Шамсиев когда-то был директором зоопарка…

При самой что ни на есть минимальной сценографии (на черном фоне только медный «таз» то ли Луны, то ли Солнца) постепенно возникало мистическое чувство, что ты перенесся на полтора века назад в мастерскую художника. Видишь, как работает кисть невидимого нам Творца. Словно мастер-невидимка набрасывает эскизы, меняет композицию, наполняет ее светом и смыслом. Здесь отметим работу французского художника по свету Ивана Матиса: луч прожектора мягко, деликатно выдергивает из тьмы веков персонажей, преобразует лица – в лики.

Актеры, освоившие технику и эстетику танца Буто под руководством Анны Гарафеевой, органично передвигались по сцене, словно в замедленной съемке. На самом-то деле, они ни на секунду не останавливались. Эта внутренняя сосредоточенность и отрешенность превращала актеров в персонажей, населявших полотна Ван Гога. Иногда актеры казались живыми иероглифами. Словом, пластика авангардного стиля - танца Буто, стремящегося к слиянию с природой, апеллирующего не к рассудку, а к чувству зрителя, оказалась мощным «языком». Но он бы не достиг той изобразительной силы и такого уровня воздействия, если бы не музыка композитора Эльмира Низамова.


Письма Ван Гога – песня из Вечности

В основу спектакля «Из глубины…» взяты полотна Ван Гога и его письма к брату Тео. Как оказалось, эпистолярным жанром несостоявшийся проповедник Ван Гог владел в совершенстве. Его слог сочен и образен. Положить на музыку, пропеть не просто прозу, а именно строки, написанные художником, - такая задача стояла перед композитором Эльмиром Низамовым. Эта музыка – такая же доминанта спектакля, как и визуальная пластическая составляющая.

В мелодии слышался шелест слов, угадывался шепот ветра, хоралы, молитвы, эхо... И это было фантастически интересно! Попробуйте-ка спеть такие фразы, как «Сейчас около четырех утра. Вчера вечером была гроза, а ночью лил дождь, теперь он прошел, но все кругом мокрое. Небо серое…» или «Нет ничего более прекрасного, чем природа ранним утром… », или «По мокрой дороге идет фермер в синей куртке…» В исполнении квартета – Алексей Родионов, Елена Никитина, Ксения Романова, Денис Стебунов – сочинение Низамова звучало как откровение. В общем, какой-то нездешний мир, Нарния!

Вот что рассказал «Казанскому репортеру» автор музыки к спектаклю Эльмир Низамов:

- У меня было всего две недели на написание музыки. Не хватило времени на полное погружение в мир Ван Гога. Все, что я читал, - это его письма. Но этот художник был знаком хорошо мне и до начала работы над музыкой к спектаклю, хотя признаюсь, про его ранний период я мало что знал. Эта работа для меня самого открыла гения Ван Гога, чему я очень рад!

Партитура музыки к спектаклю получилась достаточно многожанровой. Для меня здесь основные две основные линии. Первая – линия архаики. В некоторых музыкальных фрагментах я делал сознательные аллюзии на музыку эпохи Возрождения или Григорианский хорал, например. Вторая линия - постимпрессионизм. Я старался использовать характерные обороты, свойственные для музыки композиторов- импрессионистов, ведь и Ван Гог - кровь от плоти - вышел из этого художественного стиля.

Тема спектакля меня зацепила по многим параметрам. И то, что будет петь вокальный квартет. И что это будет танец Буто. И что это будет нестандартно. Что это будет Ван Гог! Я очень люблю работать на стыках жанров. С одной стороны, «Из глубины» - пластический спектакль. И в то же время уже почти и современный балет, а в чем-то и опера. Одним словом, действо, где все переплелось. Хоть я и живу в довольно плотном графике, за этот спектакль я взялся не раздумывая. Если честно я очень соскучился по подобным работам. Мне очень не хватает такого в Казани: экспериментального, нестандартного, спорного, смелого.

Главная сложность в том, что текст - прозаический, а мне хотелось сделать очень естественную, не угловатую музыку. С другой стороны, проза наталкивала на нестандартные решения. При написании музыки меня вдохновляли три вещи: картины самого Ван Гога, его стихи и танец Буто. Собственно, все то, из чего и состоит наш спектакль.


Фоторепортаж:


Комментарии

  1. гога 4 года назад
    это ужас спаси нас и сохрани
  2. анатолий 4 года назад
    Господа,премьера такого действа на сцене Казанского ТЮЗа-это повод проверить режиссёра на вменяемость!!!
  3. Евгений 4 года назад
    Постановка изумительная, очень стильная. Не для любителей слышать бла-бла-бла со сцены, но фантазировать, размышлять, знакомых с творчеством великого художника.
  4. Анжела 4 года назад
    Была вчера с мужем на премьере спектакля. О, ужас! На сцене творилось какое-то унылое, серое, вяло текущее и приводящее юных зрителей к истеричному смеху монотонное действо. Ван Гог - это экспрессия, это взрыв, это буйство, действие, причем без меры и с приставкой сверх! Как его письма, его полотна можно было загнать в такую непроглядную серость и скуку??? Это эксперимент, да, но не достойный, чтобы его выносить в зрительскую аудиторию. Это плевок в зрителя...
    Дабы не давать мужу спать и хоть как-то реабилитироваться за свою инициативу выхода "в свет", сделала супругу приятное. Прямо среди зрителей, почти в центре зала мой муж испытал оргазм. Но не от постановки Туфана... Как говорится, не мы такие, ситуация заставила.
  5. Диана 4 года назад
    Анжела, откровенная вы девушка. Вы под вдохновением от Ван Гога были чтоли?:)))))))
  6. Мария 4 года назад
    Так озабоченным не в театр надо было идти, а на сексодром в ближайший мотель.
  7. Анжела 4 года назад
    Я озабочена культурной жизнью Казани и вдохновлена творчеством художника. Ждала этой премьеры с прошлой осени. Но простите, это откровенная туфта, которую пытаются выдать за нечто не для средних умов на стыке разных жанров. И чтобы не было жаль потраченного времени, мы тоже с мужем поэкспериментировали. Нет, дорогу мы не перепутали, Мария. Если у режиссера был свой эксперимент, то у зрителей был свой. В общем, мы с Туфаном квиты.
  8. kazanreporter 4 года назад
    Анжела, готовы дать вам с мужем постоянную колонку для совместных творческих экспериментов. Станете нашим культурным обозревателем?
  9. ирина 4 года назад
    Это Высокое Искусство! Правильно отметила Ольга, чтобы его понять нужно потрудиться! И даже не интеллект здесь нужен, а душа! Прекрасная работа актеров, всегда знала о высоком потенциале актеров ТЮЗа! Браво!














  10. Мария 4 года назад
    Если всякую озабоченную сущность редакция будет приглашать в качестве "культурного обозревателя", то лично я "КР" читать не буду. Не позорьтесь, ребята.
  11. Анжела 4 года назад
    Кстати, Ольгу еще со времен радио "Волга" знаю и уважаю. И писать иначе, работая на издание, было бы с ее стороны нецелесообразно, хотя при желании она бы смогла. Типичная правильная статья для журналиста, состоящего в штате.
    КР, благодарю за неожиданное предложение, но вынуждена отказаться, поскольку моя основная работа не позволяет мне ввязываться в подобные авантюры на постоянной основе.
    Дамы и господа, обсуждайте активнее спектакль, а не обсуждающих его зрителей!)))
  12. Ольга Юхновская 4 года назад
    Внесу ясность, Анжела. Поскольку вам знакомо мое скромное творчество, то вы должны знать, что я никогда не работаю "по заданию" и пишу так, как есть. Спектакль хорош, но к нему следовало идти подготовленным. Подсолнухи, ирисы и "желтое на фиолетовом" - это позднее творчество Ван Гога.
  13. Друг 4 года назад
    боже, избавь ТЮЗ от нечисти по имени ТУФАН!!!!!
  14. руслан 3 года назад
    интересные комментарии.. надо сходить)))