В Татарстан за тысячей и одним удовольствием и новыми сувенирами

25 марта 2016
Общество

Татарстан должен «продавать» туристам не достопримечательности и события, а самобытный образ жизни в республике. В этом заключается основная идея программы развития туристической дестинации (направления) Visit Tatarstan, которую представили сегодня в ГРК «Ривьера». Главная характеристика этого самобытного образа жизни, по мнению разработчиков программы, заключается в изобилии и удовольствиях, поэтому ключевая формула программы звучит очень гедонистично: «Татарстан: 1001 удовольствие». Кроме того, на презентации показали макеты новой сувенирной продукции под брендом Visit Tatastan.

В разработке программы принимали участие Государственный комитет РТ по туризму, АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан», а ее внешней составляющей занималась британская компания INSTID. Разработка длилась полтора года, и сегодня в зале «Адмиральский» ГРК «Ривьера» ее представили всем тем, кто связан с туризмом в Татарстане. Среди них – представители государственных и муниципальных органов власти, директора музеев и заповедников, владельцы отелей и ресторанов, дизайнеры и производители сувениров.


До настоящего времени туристов в Татарстан завлекали, делая упор на местные достопримечательности и масштабные международные события, а также на особую культуру на стыке Европы и Азии. И это неудивительно, ведь и событий, и достопримечательностей в Татарстане имеется с лихвой. Идея смешения двух культур неоднократно звучала в заявочных компаниях крупных спортивных событий, проходивших в республике. Однако создатели программы Visit Tatarstan видят в этом не сильные стороны, а слабые.

– Большинство проектов по развитию туристических направлений как в России, так и в мире, сводятся к перечислению основных достопримечательностей или определенных достоинств территории, – рассказал собравшимся председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. – В результате образ направления размывается, его сложно идентифицировать.

А вот образ жизни людей на определенной территории, «веками отточенный наиболее оптимальный способ жить на собственной земле» – это, по мнению создателей программы, вещь действительно неповторимая, и именно за нее следует зацепиться. Для большей ясности, Иванов приводит в пример туристический образ Парижа. «Никто не продает Париж как Эйфелеву башню, Париж продают как город любви и романтики, – объясняет он. —Таким образом, привлекать туристов в республику должна не башня Сююмбике и Универсиада, а наше с вами повседневное существование».

Кроме того, Сергей Иванов обратил внимание еще на один минус существующего способа продвижения Татарстана. Весь туризм здесь завязан на одну лишь Казань, и у туриста создается впечатление, что Казань – это и есть весь Татарстан. «Вы знаете, что многие путают Татарстан с Казахстаном? – посетовал он. – Это, с одной стороны, нормальная ситуация, с другой стороны, эту ситуацию мы должны победить». По мнению Иванова, если продвигать не достопримечательности, а образ жизни, эту проблему удастся решить.


Председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов.

Изучая этот загадочный образ жизни в Татарстане, создатели программы проводили интервью как в республике, так и за рубежом, встречались с представителями туристического бизнеса. Также они сами встали на место туриста и посетили гостиницы, музеи и заповедники, сходили на множество экскурсий и поужинали в компании татарской семьи из деревни. По итогам всех вышеперечисленных приключений они пришли к любопытным выводам.

Создатели Visit Tatarstan вывели некое архетипичное качество татарского народа, которое существует в двух ипостасях: «напряжение» в значении «сила и упорство» и «расслабление» – душевный комфорт и удовольствие. За последнее и зацепился бренд Visit Tatarstan. Его «ключевая формула» свидетельствует: татарскому образу жизни присущи удовольствие и изобилие. Соответственно, турист, окунувшись в эту жизнь, будет испытывать различные удовольствия. Сама формула звучит так: «Татарстан: 1001 удовольствие». Причем в эту тысячу создатели Visit Tatarstan закладывают самые чистые и по-детски наивные понятия удовольствия. Например, это приятные ощущения от прогулок, посещения мероприятий в республике, от работы и еды в Татарстане, от использования брендовой продукции. Если вдуматься, то формула «1001 удовольствие» могла бы подойти, например, Голландии с той лишь разницей, что некоторые из этих удовольствий в России были бы запрещены законом.


Сергей Иванов, директор компании INSTID Наталья Гранд (слева) и гендиректор АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан» Оксана Саргина отвечают на вопросы журналистов.

Вся программа Visit Tatatrstan делится на внутренний и внешний блоки. К внешнему относятся маркетинговые исследования, продвижение региона за рубежом как среди туристов и представителей туристического бизнеса и создание партнерских проектов с татарстанским имиджем за границей. Внутри республики в рамках программ будут вести работу по развитию того самого аутентичного образа жизни, развитию территории, развитию туристического бизнеса и лицензирование продуктов и сувениров. На последнем стоит остановиться отдельно.

– Сувениры не только в России, но и во многих странах мира, прямо скажем, далеко не самые интересные и полезные, – считает директор компании INSTID Наталья Гранд. – А хороший сувенир должен быть такой вещью, которую бы хотелось иметь у себя дома и которой бы хотелось пользоваться.


Макеты новой сувенирной продукции






По замыслу INSTID, новые сувениры будут практичными и покупать их будут именно из-за их полезности. В то же время, логотип visit Tatarstan будет напоминать о происхождении этих сувениров и вызывать теплые воспоминания о Татарстане. Среди сувенирной продукции будет целая линейка разнообразной одежды и аксессуаров, часы, сумки и многое другое. Сергей Иванов предположил, что новые сувениры можно будет приобрести уже этим летом.

Логотип Visit Tatarstan соединяет в себе несколько образов. Он представляет собой распахнутые ворота башни Сююмбике, которые, будучи вписанными в квадрат, образуют букву Т – Татарстан. В этот символ заложена и открытость региона для туристов, и культурный код в виде тюркского орнамента, и многие другие смыслы прочтения. Кроме того, INSTID разработал аж 19 различных орнаментов для бренда, каждый орнамент также несет в себе определенный смысл.

Напомним, что Visit Tatarstan – не первый бренд, разработанный для Татарстана в последнее время. Так, в декабре 2014 года агентство «Апостол», возглавляемое Тиной Канделаки, презентовало бренд «Наследие Татарстана». Как объяснили Сергей Иванов и Наталья Гранд, противоречий между брендами возникнуть не должно. «Наследие Татарстана» – официальный бренд республики, направленный на работу внутри страны, в то время, как Visit Tatarstan – программа для туристов. Кроме того, у этих двух брендов, как выяснилось, общее происхождение. Компания INSTID, разработавшая образ Visit Tatarstan, была также подрядчиком «Апостола» при создании «Наследия Татарстана», сообщила «Казанскому репортеру» Наталья Гранд.

Программа Visit Tatarstan разработана в рамках «Стратегии-2030». Сергей Иванов обозначил численные показатели, которых хотят достичь при помощи программы. Сейчас, по его словам, туризм составляет 1 процент валового регионального продукта, и в течение 15 лет этот показатель планируют довести до 5 процентов.

Фото: Александр Артемьев, instid.org

Комментарии