Звездный час казанских бардов в органном зале

25 марта 2016
Культура


Это был звездный час для казанских бардов. Экспериментальный формат – барды и оркестр консерватории – спровоцировал аншлаг на концерте «Наполним музыкой сердца» в БКЗ им.Сайдашева. Билеты стоимостью от 450 до 800 рублей разлетелись мгновенно, за несколько дней до концерта. Но о катарсисе говорить преждевременно.

Прием антитезы в концертной деятельности не нов. На память приходят гениальное Metallica show с симфоническим оркестром (состоится, кстати, в Москве 17 апреля), проект группы Би-2 с оркестром Государственно Эрмитажа, в конце концов, концерт рэп-исполнителя Басты с симфоническим оркестром МВД. По такому же пути рискнули пойти организаторы казанского вечера. Они хотели понять, может ли авторская песня, подразумевающая камерность, личностную интонацию и исповедальную искренность, звучать не под гитарный аккомпанемент, а в сопровождении большого оркестра? Звучать, конечно, может. Но при условии, что репетиций должно быть больше. Бросалась в глаза неровность исполнительского мастерства, не все талантливые авторы «потянули» большую сцену. Возможно, при более адекватной оценке своих вокальных данных, иным авторам-композиторам стоило делегировать исполнение другим солистам?


ВСТРЕЧУ С ЮНОСТЬЮ ВЕЛ ПСИХИАТР

Сменив свитера на пиджаки, самые известные казанские исполнители авторской песни вышли на академическую сцену вместе оркестром консерватории. Можно было ожидать смены образа и от зрителя, но к счастью, расфуфыренных дамочек и нарочито пижонистых кавалеров замечено не было. Впрочем, как и чиновников от культуры. Атмосферу формировал проверенный годами постоянный зритель. Среди публики преобладали «седые» головы, и было понятно, что люди пришли в БКЗ на встречу с кумирами своей молодости. Эти вот неисправимые романтики, сохранившие верность юношеским идеалам, подпевали в полголоса каждый хит 1960-х, например, в исполнении Эдуарда Туманского «А я еду за туманом…». Шквалом аплодисментов сопровождался каждый выход бардов. А известному предпринимателю Якову Маргулису даже свистели и кричали «браво». Бывший гендиректор «Татмедтехфарма» оказался обладателем великолепного голоса и артистического дара, куда там до него Денису Майданову и Сергею Трофимову!


Прецедент же в том, что на сцену вышли известные казанские авторы-исполнители Владимир Муравьев, Валерий Боков, Сергей Бальцер, Юлия Зиганшина, Яков Маргулис, Виталий Харисов, Виктория Харисова, Эдуард Туманский в сопровождении оркестра Казанской консерватории Tatarica. Ведущим вечера был врач-психиатр Евгений Сахаров, выступавший многие годы дуэтом со своим другом и также профессором Владимиром Менделевичем.


Концерт из двух отделений длился почти три часа. Прозвучало 35 произведений, все аранжировки к которым написал Виталий Харисов. В некотором смысле вечер стал его бенефисом: Виталий не сходил со сцены, играя в ансамбле со всеми бардами и отдельно в сопровождении оркестра. Особенно произвел впечатление «Казанский фокстрот», в котором солировала доцент КГК, саксофонистка Мария Беговатова. Барды в этом номере программы не участвовали.

Похоже, цветы поклонники авторской песни принесли заранее, - никого не обделили! А все же странно, что в фойе БКЗ им.Сайдашева нет цветочного киоска. Это существенное упущение сказывается на общем уровне концертной культуры. Хороший тон – преподнести букет любимому исполнителю – в Казани выдержать проблематично.


АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ НУЖНА ПЕРЕЗАГРУЗКА

В последние годы авторская песня существовала как бы на периферии зрительского внимания. Локальные выступления даже именитых гастролеров не собирали и 150 человек на гораздо меньших площадках. Создавалось ощущение, что барды как явление застряли во времени и что субкультура «шестидесятников» вот-вот исчезнет. Однако концерт, прошедший накануне, доказал обратное. Просто, как и любому другому жанру, авторской песне требуется перезагрузка. О своем отношении к новому формату «Казанскому репортеру» рассказал профессор, руководитель Эндоскопического центра Республиканского онкологического диспансера, доктор медицинских наук, заслуженный врач России и Татарстана, восьмикратный лауреат Фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина Владимир Муравьев:

— Многие по старинке думают, что барды – это гитара, тайга и костер… Не смешите меня, и мир, и люди меняются! В 1984-ом Александра Городницкий написал на смерть Визбора - «Вместе с Юрой Визбором кончилась эпоха…» Это так и одновременно - не так. Уходят лидеры, но не исчезает поколение. Эпоха авторской песни не кончается, надо развиваться, искать новые формы. С Грушинского фестиваля, помнится, изгоняли группу «Последний шанс» за то, что в их песнях присутствовали элементы рока. Неправильно ведь, не справедливо! И понимаете, какая штука, года три назад руководитель Камерного хора РТ Миляуша Таминдарова неожиданно пригласила меня выступить в БКЗ в концерте «Звезды Мариинского театра». Обожаю все новое, поэтому – рискнул. Тогда я сказал со сцены: это лучшее, что случилось со мной за те 50 лет, что исполняю авторскую песню. Поэтому предложение профессора Казанской консерватории Эдуарда Туманского и преподавателя КГК, композитора Виталия Харисова принял сразу же, без сомнений.

РЕКТОР КОНСЕРВАТОРИИ — ИНСТРУКТОР ПО ТУРИЗМУ

Среди зрителей «Казанский репортер» встретил ректора Казанской Государственной консерватории им.Н.Жиганова, который вместе со всем залом громко аплодировал исполнителям. Мы не преминули спросить Рубина Абуллина о его отношении к авторской песне:

— Проект интересен мне и как руководителю вуза. Посмотрим на реакцию зала, я вообще-то всегда приветствую эксперименты. Особенно те, что положительно заканчиваются (смеется). Допускаю продолжение совместного творчества бардов с оркестром консерватории. Ведь далеко не все обработанные произведения вошли в программу. Есть у меня и личное отношение к бардовской песне. В школьные и студенческие годы я был…инструктором по туризму, водил группы в Марий Эл на озеро Яльчик, в походы по 60-70 километров! В моей юности все это было – гитары, палатки, романтика и песни под звездным небом.

Любопытна реакция студентов, играющих в оркестре Tatarica под руководством профессора Рината Халитова. Работать с авторской песней им в новинку, поскольку классическое образование не предполагает серьезного погружения в бардовский материал. Но все как один заявили, что знакомы с песнями Окуджавы и Визбора. А мелодию «Под музыку Вивальди», написанную Виктором Берковским и Сергеем Никитиным, они считают современной классикой.


Ольга Юхновская.


ФОТОРЕПОРТАЖ


Комментарии

  1. Наталия 8 лет назад
    Спасибо!
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!