В Казани не читается каждый шестой дорожный знак

24 марта 2016
Аналитика

Очередное исследование, организованное командой казанского агентства ПромРейтинг, привело к получению если не сенсационных, то, по крайней мере, настораживающих результатов. На этот раз мы обратили свое внимание на дорожные знаки, организацию их установки и систему поддержания в требуемом ГОСТами состоянии.

КРАТКАЯ НОВОСТНАЯ СПРАВКА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ

Исследовательской группой аналитического агентства ПромРейтинг был изучен процесс восприятия информации с дорожных знаков, установленных на улицах Казани. Исходя из обработки полученных данных, принадлежащих различным районам города, получилось, что в среднем через каждые 1000 метров, или каждые 6 перекрестков, участники дорожного движения попадают в затруднительную ситуацию в связи с невозможностью корректного восприятия информации с технических средств организации дорожного движения.

Наиболее сложная ситуация с распознаванием дорожных знаков сложилась на центральных улицах Казани. Здесь, помимо общей информационной перегруженности, картину часто портят высоковольтные провода, деревья, рекламные конструкции, не отвечающие современным нормам безопасности, архитектурные решения и общая стесненность.

Достаточно мягкие ГОСТы, определяющие порядок производства и установки дорожных знаков, также соблюдаются далеко не везде. Казанские технические средства, отвечающие за организацию дорожного движения (знаки), часто блекнут на фоне ярких вывесок и афиш, предоставляют искаженную информацию из-за несанкционированных наклеек и рисунков, располагаются слишком низко или развернуты от проезжей полосы. В свою очередь все это является прямым нарушением актуального Национального стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р 52289-2004) и конкретно его пунктов 4.2, 4.3, 5.1.4, 5.1.7, 5.1.8, 5.1.13, 5.1.15 и т.д.

В условиях плотного автомобильного потока, высокой мощности современных транспортных средств, искаженной логике проезда некоторых улиц в историческом центре, корректное восприятие информации с дорожных знаков является одним из ключевых факторов безопасности дорожного движения. Помимо этого, скрытые от автомобилистов, по тем или иным причинами, дорожные знаки, судя по всему, ощутимо влияют на увеличение числа штрафов ГИБДД, мелкие ДТП, связанные с нарушением приоритета движения, снижают среднюю скорость передвижения по городской улично-дорожной сети Казани.



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АННОТАЦИИ

Еще раз о выводах. Исходя из наших расчетов, средний казанский автомобилист, отправляясь в среднюю поездку по городу, испытывает проблемы с определением значения дорожных знаков раз в 1000 метров или приблизительно каждый шестой перекресток. В расчет при определении этих показателей мы намеренно не включали «плавающие» факторы, связанные с пылью, туманами, снегопадами, неправильно припаркованной крупной техникой и временем суток.

Говоря упрощено, каждая шестая знаковая ситуация плохо идентифицируется исключительно из-за структурно-организационных проблем, напрямую связанных с выбором места расположения знаков.

Под «знаковой ситуацией» в данном случае понимаются обстоятельства, в которых водитель на определенном участке улично-дорожной сети встает перед проблемой считывания информации с группы дорожных знаков. В связи с особенностями правил установки знаков в РФ, чаще всего скопление дорожных символов наблюдается у перекрестков.

Изначально на проработку данной темы нас натолкнули отвлеченные утверждения отдельных западных коллег, неожиданно предположивших, что процент российских ДТП в значительной мере связан с особенностями распределения внимания местными водителями. Указывалось на то, что готовые к постоянным сюрпризам под колесами своих автомобилей, наши водители концентрируют внимание исключительно на ямах, колдобинах и выбоинах, при этом культура наблюдения за дорожными знаками как таковая отсутствует.

Мы начали именно с ям. Замеряли их глубину и ширину, сравнивали размеры с датами последних ремонтных работ и интенсивностью движения на отдельных участках улиц. Вся эта информация сейчас находится в работе. Однако по ходу исследования, все отчетливее приходило понимание, что проблему можно, как минимум, разделить на две части. Первая связана с особым вниманием водителей к качеству дорожного покрытия. Вторая — с расположением и читаемостью дорожных знаков.

Другими словами, в те моменты, когда автомобилист все-таки решается поглядеть по сторонам, имеющиеся дорожные знаки могут быть ему просто недоступны – скрыты за деревьями, спрятаны за другими знаками, отвернуты от дороги, расположены чрезвычайно высоко или низко, да и попросту сорваны. В этот момент и было приятно решение подсчитать «неправильные» казанские знаки.

Способ, лежащий на поверхности – сопоставление реальности с ГОСТами. Что может быть проще, ведь в государственном стандарте должны быть учтены даже мельчайшие нюансы, касающиеся такой важной для общества темы как организация дорожного движения? Однако тут нас ожидало серьезное разочарование. ГОСТ на установку знаков есть, имя ему — ГОСТ Р 52289-2004, с ним «под ручку» идут и два других ГОСТа, на способы производства знаков – ГОСТ Р 52290-2004 и на дороги, на которых все это хозяйство устанавливается, – ГОСТ Р 50597.


Первая беда заключалась в том, что формулировки, применяемые в документах, размыты до такой степени, что даже повешенное на черенок от лопаты ржавое ведро вполне может официально называться дорожным знаком. Это не шутка. К примеру, ГОСТ Р 52289-2004 – Национальный стандарт, регламентирующий всю «экосистему» технических средств организации дорожного движения, правил применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. Открываем пункт 4 «Общие положения» и читаем первый подпункт: 4.1 «Технические средства организации дорожного движения допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если необходимость их применения обоснована конкретными условиями движения». Другими словами, любое отклонение от и без того расплывчатых норм можно объяснить «конкретными условиями движения».

А как вам такое: 4.6 «Допускается по согласованию с федеральным органом управления Госавтоинспекции в экспериментальных целях применять технические средства организации движения, не предусмотренные действующими стандартами. В необходимых случаях участников дорожного движения информируют о назначении такого технического средства и устанавливают транспаранты, разъясняющие смысл и значение проводимого эксперимента»?


Кроме этого, сами технические разделы ГОСТов предоставляют работникам соответствующих служб практически неограниченную свободу самовыражения. Тут хороший пример — высота установки дорожных знаков. Створ грандиозный: от 50 см (где-то в центре сугроба) до 6 метров (чаще смотрите на небо).

Стало понятно, что ГОСТ в деле определения нечитаемых знаков для нас слабый помощник. Так как на любую отсылку к нему можно получить юридически выверенный ответ, содержащий информацию об «экспериментах» ГИБДД или «особых обстоятельствах».

Продолжать работы в заданном направлении команду ПромРейтинга подтолкнула повсеместная установка знаков ограничения скорости «40». Стало понятно, что в условиях нестандартной, дополнительной нагрузки на водителей, читаемость знаков играет первостепенную роль.

За основу расчетов было решено взять стопроцентную считываемость всей поверхности знака с расстояния в 50 метров со всех полос, на которые распространяется его действие. ГОСТ, кстати, четко указывает на дальность в 100 метров, но в условиях изогнутых улочек центра планку мы искусственно занизили. Можно предполагать, что в летнее время ситуация с читаемостью дорожных знаков имеет серьезную тенденцию к ухудшению. Особенно остро проблема обстоит внутри «большого казанского кольца», комплексно озелененного в последние годы.

агентство ПромРейтинг

Комментарии