Ван Гог без лабутенов

22 марта 2016
Культура

В день рождения Ван Гога, 30 марта, в Казанском ТЮЗе состоится премьера спектакля «Из глубины» (художник Ван Гог). Проект финансировал олигарх Михаил Прохоров. Это экспериментальная постановка в жанре «живые картины в одном действии».

Первый вопрос, конечно: почему Ван Гог? Да хотя бы потому, что весь 2015 год Европа и просвещенный мир с размахом отмечали 125-летие со дня… смерти Ван Гога. Такие странности, да. В России, к примеру, не видят повода радоваться кончине, даже если это круглая дата. В конце-то концов, разве в разговоре о гении требуются календари? По словам режиссера Туфана Имамутдинова, идея постановки, исследующей формирование личности Ван Гога, пришла к нему еще на последнем курсе ГИТИСа. Лишь через пять лет звезды и обстоятельства сложились нужным образом.

ИЗ КАКОЙ ВНУТРЕННЕЙ ТЬМЫ РОЖДАЕТСЯ ГЕНИЙ?

Замысел режиссера спектакля таков: переложить полотна и письма Ван Гога к брату Тео и друзьям на язык пластики через авангардный японский танец Буто. За основу взяты картины художника, созданные в ранний период начала занятий живописью (в 1882-1885 годы), то есть когда Винсенту было 29-32 года. Жил он тогда в провинции Дренте в Нидерландах. Собственно, это был период исканий и становления его как художника. Всерьез занялся живописью Ван Гог довольно поздно, в 27 лет. Начинал с «крестьянской» живописи вроде «Едоков картофеля».

– Для Ван Гога раннего периода, – рассказывает режиссер Туфан Имамутдинов, – характерна темная палитра и меланхоличная атмосфера. Но насколько глубока была внутренняя работа души! И все это выражено в переписке Ван Гога (кстати, с 1872 по 1890 год он отправил брату 650 писем!). Когда он не мог что-то изобразить на холсте, то описывал образ словами, и эти описания сами похожи на картины. Не надо ждать от нашей постановки иллюстраций и прямых ссылок на творчество Ван Гога. Согласитесь, для этого достаточно отправиться в музей, взять в руки альбом с репродукциями. Мне было важно посмотреть, из чего зарождался дар художника, я хотел пережить его внутренние мытарства, проследить блуждания во Тьме. Вы знаете, ведь все настоящее, оно внутри человека рождается. И если ты хочешь найти что-то действительно истинное, какое-то творческое откровение, то надо, условно говоря, зрачки повернуть внутрь себя. Вот о чем наш спектакль. Актеры языком пластики покажут такие произведения художника, как «Едоки картофеля», «Сено», «Носильщики хвороста» и другие. Текста в привычном смысле тоже не будет: цитаты из писем Ван Гога будут пропеты вокальным квартетом на музыку, которую к спектаклю написал казанский композитор Эльмир Низамов.


Туфан Имамутдинов: «Надо, условно говоря, зрачки повернуть внутрь себя...»

Хореограф спектакля «Из глубины…» – москвичка Анна Гарафеева. Это признанный и многогранный специалист в области пластической психотерапии: танцовщица, хореограф, перформер, аналитически-ориентированный психолог, арт-терапевт, специалист по дисциплине аутентичного движения. С 2001 по 2008 годы под руководством Мин Танака (Япония) Анна изучала танец Буто в школе «До Танца». Гарафеева – участник международных фестивалей в Японии, США, Франции, Бельгии, Германии, Греции. С 2013 года работает хореографом в драматических спектаклях, сотрудничает с Театром на Таганке, Электротеатром «Станиславский».

– В сентябре мы провели отборочный кастинг, в котором участвовала вся труппа ТЮЗа, – поделилась Анна Гарафеева. – Выбрали семь человек – народную артистку РТ Галину Юрченко, Павла Густова, Анатолия Малыхина, Ильнура Гарифуллина, Нияза Зиннатуллина, Эльмиру Рашитову, Елену Качиашвили. Мне были важны и их личные данные, и то, как они сочетаются в сценической группе. Занимаемся в течение последнего месяца ежедневно по 6-7 часов. Сегодня на репетиции вы видели часть тренинга и небольшой фрагмент спектакля. «Муха во рту», «Рука мумии», которые вас так удивили, – это названия различных образов, их много, они есть для различных частей тела – рук, глаз, туловища и так далее. В идеале сознание актера должно одновременно удерживать несколько «объектов» в теле и наблюдать за ними. Но при этом мы должны остаться на территории танца, не переходя в пантомиму. Должна сказать, результатами я довольна. Казанские артисты добились большого прогресса, можно сказать, вышли за пределы своих возможностей. Сейчас они могут управлять тремя состояниями. Кстати, для танца Буто возраст – не помеха. Один из основоположников Кацуо Оно танцевал до 103 лет! Один из многочисленных японских принципов красоты такой: «Время проявляет суть вещей». У молодости – своя красота, но она есть и у зрелости, и у старости.


В течение месяца творческая группа репетирует по 6-7 часов ежедневно.

ВАН ГОГ В ПОНИМАНИИ МАТИСА

Постановке придали статус международного проекта. Создать «Ван Гога» помогает Матис. Правда не Анри, а Иван. Так зовут художника по свету из Франции. Вторник, 22 марта, – его первый рабочий день в Казани. Содействие оказывали также Французский Институт в Москве, Центр французской культуры и языка «Альянс Франсез Казань» и… фешенебельный отель Couryard Marriott Kazan Kremlin.

Художник по свету Иван Матис, как и полагается Ивану, вполне сносно объяснялся на русском:

– Я прилетел два дня назад, сегодня у нас по плану – изучить площадку ТЮЗа, провести ревизию фондов у световиков. Посмотрим, какие есть у театра технические возможности и что потребуется для наших планов по спектаклю. Увы, я знаю, что многие российские театры не могут воплотить смелые, гениальные идеи именно из-за слабой технической базы. Но у нас с Туфаном есть план, есть понимание друг друга. Мне очень интересно участвовать в создании такого необычного проекта.

С Туфаном мы познакомились в Париже осенью прошлого года. Меня ему рекомендовали наши общие знакомые. И мы сразу нашли общий язык. А я, представьте, дней за пять до этой встречи еще подумал: как бы хотелось снова поехать в Россию! Знаете, в конце 1990-х я работал по приглашению в театре Улан-Удэ, бывал в Иркутске. Там, в Сибири, и научился русскому языку. Тогда я был сильно влюблен в русскую девушку, язык выучил быстро, ведь любовь – это лучший учитель.


Для француза Ивана Матиса это не первый проект в России.

Проект осуществлен на грант благотворительного конкурса «Новый театр» фонда Михаила Прохорова. Сумма гранта «Казанскому репортеру» известна, но называть ее публично режиссер спектакля не захотел. Не раскрывая секрета, скажем – это шесть нулей и маленькая цифра впереди. По современным меркам, сумма для постановки весьма скромная. Известие о победе в конкурсе пришло в июне 2015 года, в конец сезона. Работали над проектом всю осень и зиму, успели как раз ко дню рождения Винсента Ван Гога (напомним, он родился 30 марта 1853 года).

Премьера «Из глубины…» в Казанском ТЮЗе пройдет 30, 31 марта и 1 апреля. Войдет ли спектакль в репертуарный план, пока неизвестно. Советуем поспешить в кассы.


Фото: Николай Александров.

Комментарии

  1. Гость 116 8 лет назад
    Короткий спектакль может быть выдержу, досмотрю. А вот "Любовь людей" не осилил: ушел со второго акта, надо беречь душу от таких спектаклей.
  2. гурий 8 лет назад
    это же извините уродство я это в Москве видел ужас
  3. Друг 8 лет назад
    Посмотрим на очередной кошмар от Имамутдинова.
    Давай, добивай ТЮЗ.
  4. Свой 8 лет назад
    Я это каждый день делаю и в этом участвую спасите нас кто нибудь от этого буто за,что мне это наказание?в чем я согрешил?я артист,а не больной.
  5. Иввн 8 лет назад
    Нашествие зомби на Казанский ТЮЗ!!! Ужас!!!
  6. Оксанв 8 лет назад
    Это спектакль для очень узкой аудитории. Несмотря на одухотворенность проекта, производит очень гнетущее впечатление. Вот только с премьеры... тяжелая подача. Такое впечатление, что режиссер решил привлечь внимание на себя любой ценой. Бедные актеры.. Мне их очень жаль.
  7. Анатолий. 8 лет назад
    После просмотра этого ужаса! Мне кажется нужно бить во все колокола иначе не будет в Казани такого замечательного театра как Театр ЮНОГО зрителя.
  8. Ольга 7 лет назад
    Что за узколобые люди здесь собрались в комментариях? Была на спектакле, прониклась атмосферой, совершенно отличается от всего, что ставят в Казани. Искусство может и должно быть разным, товарищи! Где-то нужно и подумать, и прочувствовать, а не только прийти посмеяться и отдохнуть. Если вам хотелось уйти после спектакля без "гнетущего впечатления", шли бы на комедию, в чем проблема? В следующий раз тщательнее выбирайте пьесу, чтобы потом не плевать желчью.
  9. ира 7 лет назад
    "Любовь людей" мне понравился,хотя знаю что мнения о нем разные.Советовала его к просмотру ограниченному количеству лиц.Но "из глубины" лично по мне ну очень очень очень тяжело..атмосфера такая что не всякому под силу..уважаю творчество в любых проявлениях,но видимо не на каждое готова тратить свое время
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!