В настоящее время в Центре молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» изучается риторика российских властей в отношении молодежи. Предполагается, что этот анализ позволит выявить цели и мотивы властей, в том числе скрытые. Однако некоторые тексты, попавшие в поле нашего внимания, не требуют сложного и тонкого анализа для того, чтобы судить о намерениях властных агентов.
Среди документов, ставших предметом изучения, оказалась подпрограмма «Молодежь Татарстана на 2014–2020 годы». Она является частью государственной программы «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Республике Татарстан на 2014–2020 годы», разработанной и координируемой Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан.
Интересны приемы, используемые республиканским министерством для демонстрации успешности своих действий и освоения средств. Так, решение задачи по «профилактике экстремизма в молодежной среде» оценивается не по числу проявлений экстремизма в республике, а по такому показателю, как «количество молодых людей, вовлеченных в мероприятия по профилактике молодежного экстремизма». Вряд ли можно сомневаться в том, что число вовлеченных молодых людей в данном случае возрастет. Гораздо больше сомнений вызывает наличие связи между этими мероприятиями и действиями молодежи.
Всероссийская научно-практическая конференция «Экстремизм в молодежной среде: состояние, причины и предупреждение».
Наиболее значимая часть подпрограммы, свидетельствующая, на наш взгляд, о приоритетах республиканских властных структур, – это таблица «Цели, задачи, индикаторы оценки результатов и финансирование по мероприятиям». Из таблицы следует, например, что на организацию экспедиций по поиску и погребению погибших офицеров и солдат предполагается выделить с 2014 по 2020 год всего 2,1 миллиона рублей (триста тысяч рублей ежегодно), хотя поисковых отрядов в Татарстане насчитывается несколько десятков. В то же время на проведение аттестации работников в области государственной молодежной политики выделяется 2 миллиона 961 тысяча рублей, а на республиканский конкурс профессионального мастерства в сфере государственной молодежной политики – 3 миллиона 80 тысяч рублей.
Обращают на себя внимание нижние строки таблицы, указывающие на объем финансирования последней, одиннадцатой задачи подпрограммы – «создание условий в области государственной молодежной политики Республики Татарстан». Решение этой задачи достигается таким мероприятием, как «финансовое обеспечение учреждений молодежной политики Республики Татарстан». На это запланировано 503 с половиной миллиона рублей, тогда как на десять других задач подпрограммы должно быть выделено около 447 миллионов рублей. Общий объем финансирования подпрограммы «Молодежь Татарстана на 2014–2020 годы» – около 950 миллионов рублей (источник – бюджет Республики Татарстан). Иными словами, более половины общего объема финансирования подпрограммы предполагается потратить на структуры, осуществляющие «молодежную политику».
Защита проектов участников Форума по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде «Мы одна страна – мы один народ».
Следует отметить, что министерство по делам молодежи и спорту реализует еще одну подпрограмму «Совершенствование государственной молодежной политики и государственной политики в области спорта на 2014–2020 годы» с объемом финансирования более 284 миллионов рублей. Задачи этой подпрограммы – те же самые, что и в других подпрограммах (например, «профилактика экстремизма в молодежной среде»), а среди трех индикаторов оценки конечных результатов есть такой: «количество документов, рассмотренных министерством, единиц на одного госслужащего». За время осуществления подпрограммы предполагается рост значений этого показателя с 220 до 243 документов!
Круглый стол Совета молодежных организаций РТ на тему «Молодежные общественные организации: вчера, сегодня, завтра», посвященный 20-летию государственной молодежной политики в Республике Татарстан.
Кроме того, в каждой из шести подпрограмм, реализуемых министерством по делам молодежи и спорту, содержится положение о том, что оно ежеквартально направляет в министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации подпрограммы, а также эффективности использования финансовых средств. Это не исключает, разумеется, необходимости подготовки и отправки ежегодных отчетов.
Не означает ли подобный характер освоения бюджетных средств, что основной целью «успешно совершенствуемой» молодежной политики Татарстана является не поддержка молодежи, а существование бюрократических структур, реализующих эту политику?
Искандер Ясавеев, старший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ "Высшая школа экономики" (Санкт-Петербург).
Фото: сайт Министерства по делам молодежи и спорту РТ.
Комментарии
Так они даже не скрыаают, что напрягаться им в ломы, чтобы провести полноценный качественный анализ. Сами признаются "..не требуют сложного и тонкого анализа..." типа, а чо тут делов-то? Подумаешь, чуваки толпой продумали план действий за всю республику почти на 15 лет. А мы ща по-быстрому все раскидаем без напряга..
Гражданин, редактор, вы сами понимаете, что фигню выпускаете? Скучно...
Первый "аноним" тоже очень "порадовал". Так, к сведению, погуглите, откуда есть пошёл гражданин Ясавеев, а потом уже бухтите там себе про Питер.
Индикаторы и показатели - самое простое поле для анализа, как ни крути. Когда основным индикатором называют количество рассмотренных документов, это прискорбно... Когда говорят о «количестве молодых людей, вовлеченных в мероприятия по профилактике молодежного экстремизма», тут понимаешь, что по сути министерство не вполне понимает, какого показателя эффективности от него ждут, и пишет под копирку спущенных из СБ бумаг.
А вот деньги... Деньги - это уже совсем другая конкретика. А вот "Совершенствование государственной политики в области спорта" - вообще неконкретное "что-то". тем более с такими весёлыми индикаторами, как количество бумаги, прошедшей по столам. Может, я ошибаюсь, но "эффективное управление" предусматривает сокращение числа этой бумаги...
Радует, что на финансирование конкретных организаций потратят много. Критерии эффективности этих трат, надеюсь, прописаны более чётко. А то "карманных" организаций, если честно, до Буа и больше...