​Цель молодежной политики – существование бюрократии?

20 марта 2016
Аналитика

В настоящее время в Центре молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» изучается риторика российских властей в отношении молодежи. Предполагается, что этот анализ позволит выявить цели и мотивы властей, в том числе скрытые. Однако некоторые тексты, попавшие в поле нашего внимания, не требуют сложного и тонкого анализа для того, чтобы судить о намерениях властных агентов.

Среди документов, ставших предметом изучения, оказалась подпрограмма «Молодежь Татарстана на 2014–2020 годы». Она является частью государственной программы «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Республике Татарстан на 2014–2020 годы», разработанной и координируемой Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан.

Интересны приемы, используемые республиканским министерством для демонстрации успешности своих действий и освоения средств. Так, решение задачи по «профилактике экстремизма в молодежной среде» оценивается не по числу проявлений экстремизма в республике, а по такому показателю, как «количество молодых людей, вовлеченных в мероприятия по профилактике молодежного экстремизма». Вряд ли можно сомневаться в том, что число вовлеченных молодых людей в данном случае возрастет. Гораздо больше сомнений вызывает наличие связи между этими мероприятиями и действиями молодежи.


Всероссийская научно-практическая конференция «Экстремизм в молодежной среде: состояние, причины и предупреждение».

Наиболее значимая часть подпрограммы, свидетельствующая, на наш взгляд, о приоритетах республиканских властных структур, – это таблица «Цели, задачи, индикаторы оценки результатов и финансирование по мероприятиям». Из таблицы следует, например, что на организацию экспедиций по поиску и погребению погибших офицеров и солдат предполагается выделить с 2014 по 2020 год всего 2,1 миллиона рублей (триста тысяч рублей ежегодно), хотя поисковых отрядов в Татарстане насчитывается несколько десятков. В то же время на проведение аттестации работников в области государственной молодежной политики выделяется 2 миллиона 961 тысяча рублей, а на республиканский конкурс профессионального мастерства в сфере государственной молодежной политики – 3 миллиона 80 тысяч рублей.

Обращают на себя внимание нижние строки таблицы, указывающие на объем финансирования последней, одиннадцатой задачи подпрограммы – «создание условий в области государственной молодежной политики Республики Татарстан». Решение этой задачи достигается таким мероприятием, как «финансовое обеспечение учреждений молодежной политики Республики Татарстан». На это запланировано 503 с половиной миллиона рублей, тогда как на десять других задач подпрограммы должно быть выделено около 447 миллионов рублей. Общий объем финансирования подпрограммы «Молодежь Татарстана на 2014–2020 годы» – около 950 миллионов рублей (источник – бюджет Республики Татарстан). Иными словами, более половины общего объема финансирования подпрограммы предполагается потратить на структуры, осуществляющие «молодежную политику».


Защита проектов участников Форума по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде «Мы одна страна – мы один народ».

Следует отметить, что министерство по делам молодежи и спорту реализует еще одну подпрограмму «Совершенствование государственной молодежной политики и государственной политики в области спорта на 2014–2020 годы» с объемом финансирования более 284 миллионов рублей. Задачи этой подпрограммы – те же самые, что и в других подпрограммах (например, «профилактика экстремизма в молодежной среде»), а среди трех индикаторов оценки конечных результатов есть такой: «количество документов, рассмотренных министерством, единиц на одного госслужащего». За время осуществления подпрограммы предполагается рост значений этого показателя с 220 до 243 документов!


Круглый стол Совета молодежных организаций РТ на тему «Молодежные общественные организации: вчера, сегодня, завтра», посвященный 20-летию государственной молодежной политики в Республике Татарстан.

Кроме того, в каждой из шести подпрограмм, реализуемых министерством по делам молодежи и спорту, содержится положение о том, что оно ежеквартально направляет в министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации подпрограммы, а также эффективности использования финансовых средств. Это не исключает, разумеется, необходимости подготовки и отправки ежегодных отчетов.

Не означает ли подобный характер освоения бюджетных средств, что основной целью «успешно совершенствуемой» молодежной политики Татарстана является не поддержка молодежи, а существование бюрократических структур, реализующих эту политику?

Искандер Ясавеев, старший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ "Высшая школа экономики" (Санкт-Петербург).

Фото: сайт Министерства по делам молодежи и спорту РТ.

Комментарии

  1. горожанин 4 года назад
    хорошо раскидал автор... только складывается впечатление, что автор просто не понимает, о чем ведет речь.
  2. Амина 4 года назад
    Автор как раз понимает, о чем идет речь. А с пандуса выхода нет или я чего-то "не понимаю"?
  3. Аноним 4 года назад
    Ох, уж эти научные сотрудники... Мало того, что лещуь в чужой огород (у себя сначала разберитесь, гражданин из питера!)
    Так они даже не скрыаают, что напрягаться им в ломы, чтобы провести полноценный качественный анализ. Сами признаются "..не требуют сложного и тонкого анализа..." типа, а чо тут делов-то? Подумаешь, чуваки толпой продумали план действий за всю республику почти на 15 лет. А мы ща по-быстрому все раскидаем без напряга..
    Гражданин, редактор, вы сами понимаете, что фигню выпускаете? Скучно...
  4. Гульфия 4 года назад
    Амина, я смотрю кто-то вспомнил песню "Сплина" "Выхода нет". Есть он там, просто в кадр не влез, чо тупишь?
  5. Искандер Ясавеев 4 года назад
    Судя по комментариям анонимов (не исключаю, министерских работников), каких-либо контраргументов у них нет. Что касается замечания Амины по поводу пандуса, то с последним всё в порядке. Однако тротуар к этому пандусу со стороны Петербургской начинается с 10-сантиметрового бордюра, возле которого установлен знак "для людей с инвалидностью" (?!)
  6. Аноним:) 4 года назад
    Не знаю какие задачи стоят перед вашей исследовательской группой, но на поверхности лежит вполне интересная задача... Программы по молодежной политики регионов суть декларации о намерениях. Подозреваю, что такие программы финансируются по остаточному принципу и на все денег не хватает. Однако по запланированной сумме вполне можно оценить какую значимость придают различным направлениям, что реально будет потрачено на молодежь, а что на бюрократические игрища. Интересный был бы результат.
  7. Аноним:) 4 года назад
    При этом понятно, почему на структуры молодежной политики более половины денег планируют. Там сидит более двухсот подростковых клубов, телефоны доверия и иже с ними. Отсюда и аттестация работников видимо произрастает - в подростковых клубах педагоги допобразования работают.
  8. Аноним:) 4 года назад
    При этом нет ничего странного, что на "финансовое обеспечение учреждений молодежной политики Республики Татарстан" уходит столько денег. В этой статье сидят 200 подростковых клубов, телефоны доверия. Отсюда и аттестация работников проистекает - в клубах работают педагоги допобразования. Однако явно статьи, которые можно сократить наверняка есть.
  9. Аноним:)2 4 года назад
    Странно работает модерация. Из трех комментариев только один пропустили. А ведь наверное свободная дискуссия предполагается. Грустно:(((
  10. Аноним:) 4 года назад
    Как-то не заладилось вчера с продолжением комментариев, остались два момента на которые хотелось бы обратить внимание. Почему в качестве показателя деятельности по профилактике экстремизма используется количество/охват молодежи? Альтернативный ответ может выглядеть следующим образом. В идеале статистические сведения должны коррелировать. Больше охват молодежи мероприятиями - меньше правонарушений. Как оно в реале не скажу. Однако, как Вы можете предположить по Вашим статьям о посаженных за булочки с маком (наркопреступления), проблемы со вторым показателем правонарушений вероятно несколько больше, чем с первым. Поэтому, видимо, ведомство и выбирает тот показатель который может условно контролировать, так как не за поимку преступников отвечает, а за проведение мероприятий. Хотя, безусловно, возникает вопрос о качественном реальном контроле охвата молодежи мероприятиями.
  11. kazanreporter 4 года назад
    Аноним, какие из Ваших комментариев пропали? Мы опубликовали все.
  12. Аноним:) 4 года назад
    Уважаемая редакция! В настоящее время все мои комментарии опубликованы, за что вам признателен. Причины сетований связаны исключительно с тем, что первый мой комментарий появился практически сразу, а остальные появились лишь сегодня. В час вечерний я впал в недоумение, и как видите, и даже продублировал по смыслу один комментарий. Надеюсь, что это не послужит причиной гневаться на меня. С уважением, искреннее ваш Аноним:)
  13. kazanreporter 4 года назад
    Дорогой Аноним, гневаться и не думали, комментируйте на здоровье!
  14. Некто 4 года назад
    Форум "Одна страна - один народ"... Ну-ну, кто-то плохо учил историю - под этим лозунгом уже объединялись.
  15. Гражданин хороший 4 года назад
    Уважаемый "Некто", Вы только сейчас заметили сходство лозунгов?)))
    Первый "аноним" тоже очень "порадовал". Так, к сведению, погуглите, откуда есть пошёл гражданин Ясавеев, а потом уже бухтите там себе про Питер.
    Индикаторы и показатели - самое простое поле для анализа, как ни крути. Когда основным индикатором называют количество рассмотренных документов, это прискорбно... Когда говорят о «количестве молодых людей, вовлеченных в мероприятия по профилактике молодежного экстремизма», тут понимаешь, что по сути министерство не вполне понимает, какого показателя эффективности от него ждут, и пишет под копирку спущенных из СБ бумаг.
    А вот деньги... Деньги - это уже совсем другая конкретика. А вот "Совершенствование государственной политики в области спорта" - вообще неконкретное "что-то". тем более с такими весёлыми индикаторами, как количество бумаги, прошедшей по столам. Может, я ошибаюсь, но "эффективное управление" предусматривает сокращение числа этой бумаги...
    Радует, что на финансирование конкретных организаций потратят много. Критерии эффективности этих трат, надеюсь, прописаны более чётко. А то "карманных" организаций, если честно, до Буа и больше...