Музеи, оскорбляющие чувства

04 марта 2016
Религия

«Передать Благовещенский собор Татарстанской епархии» и «уровнять количество мечетей и храмов в республике» – с такими требованиями вышли сегодня два члена партии «Великая Россия» на серию одиночных пикетов к памятнику Мусе Джалилю у Казанского кремля. Поводом к подобной акции послужили заявления митрополита Казанского и Татарстанского Феофана о необходимости усиления роли религиозных общин в управлении объектами Всемирного наследия, высказанные им в рамках доклада на форуме ЮНЕСКО в Париже в середине февраля этого года.

Сегодня, 4 марта, региональное отделение партии «Великая Россия» провело серию одиночных пикетов у памятника Мусе Джалилю на площади 1 мая, что у Спасской башни Казанского кремля.

Целями пикета, по заявлению организаторов, стали уравнение количества храмов и мечетей в республике и передача помещений на территории Кремля, в которых ранее были расположены храмы, а сейчас музеи, РПЦ.

Организатор пикета Артем Ширшин в разговоре с корреспондентом «Казанского репортера» заявил, что причиной для выхода на площадь послужили высказывания представителей татарстанской митрополии в последнее время, а именно митрополита Казанского и Татарстанского Феофана.


Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

На форуме ЮНЕСКО, посвященном управлению объектами Всемирного наследия религиозного значения, который прошел в середине февраля этого года в Париже, митрополит Феофан подверг резкой критике отказ государства передать некоторые церкви и храмы в пользование или собственность РПЦ. В первую очередь, это касается Исаакиевского собора и Храма Спаса-на-Крови в Петербурге. В августе 2015 года стало известно, что РПЦ просит Смольный передать ей Исаакиевский собор, однако в этом было отказано.

– Противники передачи данного объекта церкви как будто забыли, что именно верующие люди, а не музейные работники возводили этот ценнейший объект, вкладывая в это дело свои таланты, жертвуя материальные средства. Затем он был насильственно отнят у верующих – превращен в 1930-е годы в антирелигиозный музей. Все это происходило на фоне массовых убийств верующих революционной властью. Как, если не разбоем, это можно назвать? – заявил он в своем докладе.

Не забыл митрополит и о казанских храмах.

– В Казанский кремль входит ряд объектов, исторически принадлежащих Русской православной церкви. Поэтому как глава Татарстанской митрополии я с интересом наблюдаю за развитием международной дискуссии о необходимости усиления роли религиозных общин в управлении объектами Всемирного наследия. Исхожу из того, что ее результаты будут вполне востребованы при определении порядка управления объектами Казанского кремля, имеющими религиозное назначение, – приводит слова митрополита Феофана «Вечерняя Казань».

В Татарстанской митрополии тогда журналистам заявили, что речь идет о Благовещенском соборе, основанном Иваном Грозным и до революции являвшемся кафедральным храмом Казанской епархии. При Советской власти собор разграбили, в 1930-е годы в нем разместился Госархив ТАССР, а в подвале — овощехранилище. В 1994 году власти Татарстана отдали собор в ведение Государственного музея-заповедника «Казанский Кремль», началась реставрация храма. В 2005 году собор был освящен. Сейчас в нем находится Музей истории Благовещенского собора. Службы ведутся только по выходным и праздникам.


Благовещенский собор.

Несмотря на то, что разговоры о передаче собора церкви ведутся давно, митрополия пока так и не вышла на прямой диалог с властями.

Помимо Благовещенского собора, на территории Казанского кремля есть еще одно помещение, которое можно отнести к «православным» – бывший архиерейский дом, в двух зданиях которого сейчас находится аппарат президента Татарстана и Институт истории Академии наук республики.


Архиерейский дом.

Отметим, что государство довольно часто передает религиозные объекты РПЦ и ДУМ. Например, в 2014-м РПЦ передали Крестовоздвиженскую церковь в Казани. Вместе с документом о собственности здания на плечи религиозной организации ложится и обязанность по его содержанию. Расходы, в том числе и коммунальные, нужно оплачивать самостоятельно.

– Эта проблема [о передаче зданий бывших церквей РПЦ] долго не поднималась, но с приходом владыки Феофана в Казань об этом снова заговорили. Эта проблема является острой для казанских властей. Но митрополия все-таки решила взяться за возвращение храмов РПЦ. Соборы и храмы, которые находятся на территории Казанского кремля, принадлежат не Казанский епархии, а музею-заповеднику. Там работают музейные работники, а не представители церкви, – рассказал участник пикета Артем Ширшин.

В качестве аргумента он привел свой плакат, на котором изображена Дворцовая церковь, помещение которой сейчас используется Музеем истории государственности Татарстана.

– В центре этого музея, в его алтарной части, находится ханский трон. Для любого православного человека – это не совсем правильно. Это может оскорблять чувства верующих, – продолжил активист.

– Извините, можно вопрос? – спросил прохожий.

– Да, конечно, – ответил Ширшин.

– В этом здании [на плакате] находилась раньше мечеть. Вы историю почитайте, там раньше мечеть была, а потом ее снесли и построили церковь. Тогда мусульманам стоит отдать, а не православным, – не задавая вопроса, заявил мужчина и удалился.

В течение первых 10 минут к пикетчику подошли несколько человек, которые заявили ему то же самое – «там не церковь была, а мечеть». Ширшин на это не ответил.

«Казанский репортер» поинтересовался у директора музея-заповедника «Казанский кремль» Зили Валеевой о том, что она думает об инициативе епархии.

– Давно заключено соглашение, по которому у нас совместное пользование (у РПЦ и музея-заповедника – ред.). Это, кстати говоря, один из лучших образов сотрудничества –музейщики исполняют охранные обязательства, а епархия пользуется и работает в храме так, как сама считает нужным. Причем соглашение заключено очень давно. На мой взгляд это очень хороший и работающий инструмент – никто ни перед кем двери не закрывает.

Валеева также отметила, что в Благовещенском соборе ведутся службы и никто не ограничивает верующих. Кроме того, доступ в этот собор осуществляется до позднего вечера, в отличие, например, от других культурных сооружений и помещений комплекса.

– Тут (об оскорблении чувств верующего нахождением ханского трона в бывшем помещении храма – ред.) ему можно только посоветовать побольше почитать и узнать об истории происхождения строений в Казанском кремле, которая уходит далеко в глубь веков. Мне кажется, что в этой истории нет ничего, что оскорбляло бы душу, – уверена директор музея-заповедника.


Фото: tatarstan-mitropolia.ru, photogorky.ru, gelio-nsk.livejournal.com, makeev-dv.livejournal.com, ulpressa.ru

Комментарии

  1. Рома Краевский 7 лет назад
    Артем историк сам, а истории не знает. И чему только в КФУ учат?
  2. Ольга 7 лет назад
    Сначала пусть митрополит добьется передачи РПЦ колокольни на Баумана Богоявленскому храму. А за кремлевские объекты битва предстоит на годы вперед.
  3. Александр 7 лет назад
    Ханский трон, допускаю, ценный экспонат. Однако, нахождение его в алтарной части храма не уместно, и, конечно, может оскорблять чувства верующих. Равно как и в мечети. Но, и музею площади нужны!
    Вопрос сложный, понятно. Считаю что все храмы, мечети давно пора освободить от музеев. Конечно для этого необходимо выделять или строить здания для музеев. Нужно общее решение, программа, реестр.
    Храмы - в приоритете. В вопросе иных строений, возможно РПЦ стоит и пересмотреть свои притязания. История не терпит сослагательных склонений и архиерейский дом ныне "бывший".
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!