​Прокурор раздора

03 марта 2016
Общество

Скандальная история экс-прокурора Кукморского района Минимуллы Назипова получила вчера новый виток. Следственный комитет по республике вновь возбудил уголовное дело на экс-главу районного надзорного ведомства, добавив к обвинениям о превышении полномочий и принуждении к даче ложных показаний еще и получение взятки. В республиканской прокуратуре с последним обвинением согласились, а о других пока говорить не стали.

Вчера вечером правозащитная организация «Зона права» распространила пресс-релиз, в котором указала, что центральный аппарат СУ СКР по РТ вновь завел уголовное дело в отношении экс-прокурора Кукморского района, Минимуллы Назипова и бывшего замруководителя Арского МРСО республиканского Следственного управления СКР Ришата Самигуллина.

Поводом для этого послужили «вновь открывшиеся обстоятельства» и заявление 19-летней пострадавшей от изнасилования. Назипов и Самигуллин подозреваются в превышении должностных полномочий (ч.1 ст. 286 УК РФ) и принуждении изнасилованной девушки к даче ложных показаний (ч. 2 ст. 309 УК РФ). Назипову также инкриминируется получение взятки (ч. 3 ст. 290 УК РФ). В отношении фигурантов уголовного дела об изнасиловании также возбуждено дело о даче взятки должностному лицу (ч. 4 ст. 291 УК РФ).

***

Напомним, о скандальном деле об изнасиловании в Кукморе стало известно в середине февраля. Выяснилось, что в конце мая прошлого года на территории горнолыжного комплекса в Кукморе трое парней, один из которых – бывший сотрудник полиции, изнасиловали 14-летнюю девочку и 19-летнюю девушку.

Пострадавшие обратились в полицию и дали свои объяснения о случившемся. В начале июня того года Арский межрайонный следственный отдел Следственного управления СКР по РТ возбудил уголовное дело по ч.1 ст. 131 УК РФ (изнасилование) и п.«а», ч. 3 ст. 131 УК (изнасилование несовершеннолетней).

Силовики тогда выяснили, что в конце июля 2015 года на тот момент прокурор Кукморского района Минимулла Назипов вызвал к себе в кабинет младшую потерпевшую и ее мать, оказал психологическое воздействие и принудил девочку дать ложные показания о том, что половой акт случился по обоюдному согласию.

Потерпевшая позже рассказала, что Назипов угрожал ей тем, что об изнасиловании узнают все жители поселка, а мать в том случае, если откажется сотрудничать, будет уволена из школы, где работает учителем. В результате 14-летняя потерпевшая, сказано в постановлении о возбуждении уголовного дела, под диктовку прокурора Назипова написала объяснение и отказалась от своих прежних показаний.


Прокуратура Кукморского района / kukmor.tatarstan.ru

Следователи также указали, что первый заместитель Арского межрайонного следственного отдела Следственного управления СКР по РТ Ришат Самигуллин (экс-заместитель прокурора Кукморского района – ред.) знал о незаконных действиях Назипова, вступил с ним в преступный сговор и дал незаконное указание своему подчиненному, следователю-криминалисту, прекратить уголовное дело об изнасиловании, которое впоследствии и было прекращено.

В конце прошлого года мать потерпевшей обратилась в центральный аппарат СУ СКР по РТ с обвинениями в адрес местных правоохранителей, и расследование возобновили. В результате Айдара Газизова (предположительно, племянника водителя Минимуллы Назипова), Эдуарда Зиятдинова и Рамиса Аглямзянова арестовали, им предъявлено обвинение, сейчас они находятся под стражей.

Что же касается самого Назипова, то следователи 13 января этого года возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 309 УК РФ (принуждение свидетеля, потерпевшего к даче ложных показаний) и ч.1 ст. 286 УК (совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства). В отношении Ришата Самигуллина дело возбудили лишь по ч.1 ст. 286 УК России. Отметим, что в середине ноября прошлого года Назипов был уволен из органов прокуратуры по выслуге лет.

Республиканская прокуратура, однако, с мнением СУ СКР по РТ не согласилась и отменила постановление о возбуждении уголовного дела, ссылаясь на то, что давать оценку действиям Назипова и Самигуллина можно только после установления виновности фигурантов в изнасиловании несовершеннолетней, что будет подтверждено решением суда. Без этого, по мнению надзорного ведомства, будет невозможно установить факт существенного нарушения прав и законных интересов потерпевшей из-за якобы имевших место противоправных действий. Генпрокуратура России с решением прокурора Татарстана Илдуса Нафикова согласилась, в результате чего СМИ заговорили о том, что конфликт между двумя правоохранительными ведомствами вылился на федеральный уровень.


Фото: business-gazeta.ru

Не согласившись с решением Нафикова, мать 14-летней потерпевшей обратилась в Вахитовский районный суд Казани с целью признать действия республиканского прокурора незаконными. Суд, однако, на прошлой неделе оставил решение республиканской прокуратуры в силе.

Адвокат потерпевшей Рушана Камалова, представляющая правозащитную организацию «Зона права», таким решением суда осталась недовольна и сообщила, что будет его обжаловать. По ее словам, суд в своем решении «наши доводы просто оставил за кадром, не обосновав, почему их нельзя принять».

– Следствие за последнее время добыло доказательства, достаточным образом указывающие, что в действиях Назипова и Самигуллина усматриваются признаки состава преступления. В частности были даны показания одним из следователей Арского МРСОУ, который прямо указывает, что Самигуллиным ему давались указания о прекращении уголовного дела по изнасилованию, хотя следователь, ведущий это дело, считал, что оно перспективное и его надо направлять в суд. Кроме того, на данный момент есть показания одного из обвиняемых, которые явно свидетельствуют о том, что прокурором были совершены незаконные действия по прекращению уголовного дела, – рассказала после суда Камалова.

По ее словам, прокуратура в суде ссылалась на показания директора лицея, где обучалась одна из потерпевших, что якобы он присутствовал при разговоре Назипова с потерпевшей и ее матерью и на них не оказывалось никакого давления.

– Однако из показания этого самого директора следует, что он до конца беседы не присутствовал, какое-то время побыл, а затем ушел. В это время потерпевшая с матерью оставались в кабинете с прокурором один на один, и соответственно директор лицея никак не может четко свидетельствовать, что Назиповым не оказывалось давления на потерпевшую. Тем не менее, прокуратура ссылается на показания директора, считает, что они прямо доказывают отсутствие возможности у Назипова оказать давление. Я считаю, что это не соответствует фактическим обстоятельствам дела, – констатировала адвокат Камалова.


Рушана Камалова

Отметим, что еще в феврале правозащитники распространили видеозапись, на которой один из обвиняемых рассказал о якобы имевшем место сборе денег для чиновников для закрытия уголовного дела. Прокурор Татарстана Илдус Нафиков 17 февраля направил в следственные органы требование о проведении процессуальной проверки этой информации. 29 февраля Нафиков потребовал привлечения к уголовной ответственности Назипова «в случае его причастности к коррупционным преступлениям».

Рушана Камалова поделилась мнением, что «особой разницы» между делом о взятке и превышением полномочий экс-прокурором Кукморского района Минимуллой Назиповым не видит. «Мне кажется, что все это – эпизоды одного дела, которые должны быть объединены в одно общее, потому что все они вытекают из одной ситуации», – констатировала Камалова.

Интернет-газете «Реальное Время» удалось выяснить мнение самого Минимуллы Назипова. Он рассказал, что «никакого давления не было, абсолютно!».

– Просто, когда она [потерпевшая] мне сначала сказала, что ничего не помнит, а потом, что все было по согласию, я ей посоветовал рассказывать правду. Мать девушки из кабинета ушла недовольная, ведь я ей столько претензий высказал, – сказал Назипов.

На вопрос, почему он согласился с прекращением уголовного дела об изнасиловании, Назипов ответил, что в тот момент находился в больнице, и этот вопрос должен был контролировать его заместитель. Он также прокомментировал информацию о якобы состоявшемся сборе средств с обвиняемых в изнасиловании для закрытия уголовного дела.

– При нашей работе недоброжелателей очень много. Тем более, это Кукмор. Кто-то, видимо, подловил момент. Я матерью и Богом клянусь: за 30 лет службы следователем и прокурором ни копейки не брал. Наоборот, коллеги про меня всегда говорили: «Самый скромный и порядочный прокурор...», – отметил Назипов.

***

В пресс-релизе правозащитной организации «Зона права» о вновь возбужденных уголовных делах в отношении Минимуллы Назипова и Ришата Самигуллина сказано, что, согласно материалам дела, заместитель руководителя Арского межрайонного следственного отдела Ришат Самигуллин принуждал девушку к даче заведомо ложных показаний о том, что половой акт не был насильственным.

Адвокат Рушана Камалова рассказала «Казанскому репортеру», что теперь дело возбуждено по заявлению 19-летней потерпевшей.

– Она отдельно подала заявление, потому что на нее тоже оказывалось давление. Она пришла к прокурору в другой день, где он ее стыдил, говорил, что опозорит ее на весь Кукмор, и подсказал писать, что половой акт был по обоюдному согласию. Потом ее вызывал Самигуллин и тоже заставил подписать документ, что все было добровольно. Дело в том, что в какой-то период эти объяснения были, а потом, когда пришло время проводить проверку, девушку найти не могли. Она уезжала, а сейчас объяснила это тем, что уже не хотела давать никаких объяснений после того, как с ней так обошлись прокурор и замруководителя Арского МРСО республиканского Следственного управления СКР, – пояснила Камалова.


Правозащитники также указали, что в феврале 2016 года Рамис Аглямзянов под видеозапись рассказал, что минувшим летом прокурор Кукморского района Минимулла Назипов предложил ему за 300 тысяч рублей решить вопрос о прекращении уголовного дела. В служебный кабинет по приглашению Назипова вошел основной фигурант дела об изнасиловании Айдар Газизов. Он положил на стол прокурора бумажный конверт, в котором, согласно показаниям, было 300 тысяч рублей, который Минимулла Назипов взял.

Приводим показания Аглямзянова, данные им под видеозапись:

– Я признаю свою вину в изнасиловании несовершеннолетней. В июле 2015 года нас позвал к себе прокурор Назипов. Он мне прямым текстом сказал, могу ли я откупиться. Я сказал: «Сколько нужно денег?». Он цену мне озвучил и сказал, что мы уже знаем цену. Я сказал, что у меня нет таких денег. Потом он позвал Газизова. Он зашел и передал ему в конверте 300 тысяч рублей. Я вышел из кабинета и оставил дверь открытой. Я слышал, как Газизову Назипов сказал, что этих денег мало, надо собрать еще. Газизов сказал, что до конца недели соберет все, все деньги, которые он запрашивал. Потом Газизов вышел и сказал нам собрать деньги до субботы, 300 тысяч, и сказал, что следственный комитет и Самигуллин тоже помогают к этому делу, и им тоже надо будет собрать.

Старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев напомнил корреспонденту «Казанского репортера», что Илдус Нафиков не так давно потребовал следственные органы проверить сообщения СМИ о сборе денег для подкупа чиновников, и сообщил, что «это требование нашло правовую оценку в решении следователя по данному факту».

– Поэтому с этим решением мы согласны. Что касается в целом постановления по другим преступлениям, то материалы проверки и само постановление мы еще не получили. Как только получим, оценим и примем решение в соответствии с УПК России, – заключил Галиев.

В пресс-службе СУ СКР по РТ отказались комментировать данную ситуацию, подтвердив лишь факт возбуждения уголовного дела в отношении Назипова и Самигуллина.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!