Сегодня автоперевозчики обратились с открытым письмом к министру транспорта Татарстана, мэру Казани, руководству Госкомитета по тарифам и СМИ с заявлением «о критической ситуации на их предприятиях». Перевозчики просят у властей повысить стоимость проезда в общественном транспорте «хотя бы до 28 рублей», чтобы избежать закрытия четверти маршрутов. Подписавшиеся заявляют, что им приходится нести крупные убытки из-за выросшей стоимости ремонта, старения автопарка, вследствие чего зарплату водителям давно не получается повысить. «Казанский репортер» выяснил, что случится с общественным транспортом города, если власти снова проигнорируют обращение перевозчиков.
«Если сегодня тарифы будут сохранены на прежнем уровне, уже завтра число автобусов на маршрутах сократится на четверть, о чем мы считаем своим долгом проинформировать казанцев», – заявляют перевозчики в своем открытом письме мэру Казани Ильсуру Метшину, министру транспорта и дорожного хозяйства Ленару Сафину и председателю Госкомитета по тарифам Марату Зарипову. Под письмом подписались руководители всех 13 транспортных компаний города.
Они напоминают, что тарифы для основного числа пассажиров не менялись уже два года, с февраля 2014-го, а для льготных пассажиров (36% всего пассажиропотока) – уже пять лет. А «официальный рост инфляции за этот период составил 25%», напоминают о кризисной ситуации в экономике подписавшиеся.
Слухи о повышении стоимости проезда до 25 рублей ходили еще осенью прошлого года. Мэр Казани в декабре попытался успокоить перевозчиков, заявив, что «тарифы долго не менялись, но на это были причины».
– Этот вопрос сейчас находится в компетенции федерального органа, комитета по тарифам, работа которого регулируется федеральным законом. Тарифы сегодня на рассмотрении по увеличению, – сказал мэр журналистам на предновогодней встрече в Ратуше.
Возможный же рост тарифов градоначальник пояснил тем, что «жизнь дорожает».
– Есть импортные составляющие, есть факторы, зависящие от цены доллара, евро. Пока подтвержденной информации (о повышении тарифов – ред.) нет. Если будет, мы обязательно объясним горожанам причины и целесообразность изменений, – заявил тогда он.
Но повышения так и не случилось – в январе Госкомитет по тарифам опроверг слух о повышении стоимости проезда в общественном транспорте Казани в начале 2016 года.
За повышение тарифов отвечает Госкомитет по тарифам Татарстана. Перевозчики обязаны по закону предоставить полный пакет документов, которые обосновывают повышение тарифа. Далее комитет в течение двух недель после того, как заявитель предоставляет обоснование, решает вопрос: либо открывается тарифное дело, либо документы возвращаются заявителю на доработку.
Отметим, что на итоговой коллегии Госкомитета по тарифам Татарстана за 2015 год заявляли о том, что повышение тарифов произойдет только в случае увеличения цен на топливо, которые в структуре тарифа составляют до 30%, а также в связи с возможным увеличением амортизационных отчислений. Однако все же дополнили: инфляцию и курс рубля учитывать тоже стоит.
«А В ОТВЕТ – ТИШИНА»
«Издержки на содержание автопарка выросли в разы, а подвижной парк ветшает. По отдельным позициям рост цен на запчасти достигает 300%, стоимость ГСМ выросла от 20 до 45%. И, похоже, это еще не предел. С апреля вновь ожидается увеличение стоимости акцизов – значит, снова пойдут вверх цены на дизельное топливо. Выросли расходы на страхование транспорта и пассажиров, увеличилась налоговая нагрузка. Себестоимость многих маршрутов – от 22 до 42 рублей», – значится в открытом письме.
– Поднять нужно до 30 рублей, чтобы мы могли хоть как-то сводить концы с концами. Причем нужно было сделать это еще в том году. Цены на запчасти, страхование, колеса, топливо – все поднялось. А мы как тащили, так и тащим. Сейчас многие машины у некоторых просто стоят. Машина стоит шесть миллионов. А сколько на ее обслуживание нужно! – рассказывает Фердинант Гарипов, директор ИП Гарипов.
Его компания раньше обслуживала два маршрута – №4 и №71, но от последнего пришлось недавно отказаться – «очень много расходов». «У меня стоят сейчас две машины, ремонтировать их я не могу, поэтому пустил их в качестве "доноров" для остальных», – поясняет перевозчик.
«Да, нам и сегодня есть к чему стремиться. Но уже завтра мы не только не сможем заниматься развитием, но и сохранять достигнутое качество обслуживания. Наши внутренние ресурсы исчерпаны, кадровый голод растет из-за невозможности поднять зарплату водителей, у многих из нас личное имущество заложено в банках. При существующем уровне оплаты проезда на общественном транспорте довольно скоро ваш автобус не сможет приходить так быстро, как вы привыкли», – из открытого письма.
– Это не письмо, это крик души. Перевозчики собрались, написали письмо. Сейчас складывается критическая ситуация, – рассказывает Наиль Садриев, директор ПАТП-4. – Только каркас наших автобусов сделан в России, все остальное (двигатель, агрегаты) – зарубежное. Цены на них взлетели пропорционально курсу доллара, в два – два с половиной раза. Кроме того, стареют автобусы – половина куплена в 2007 году. То есть им девять и более лет, а пробег у них более миллиона километров, поэтому они часто ломаются. С таким пробегом автобус, даже если отремонтировать и утром выпустить в рейс, к обеду он скорее всего придет снова в негодность. Для восстановления нужны запчасти, деньги.
Садриев сетует так же и на то, что у перевозчика нет возможности поднимать заработную плату водителям, от чего в первую очередь страдают качество и культура обслуживания. «Мы уже много сделали: в автобусах появились авторегистраторы, водители в форме ездят, на остановках табло информационные, и это все из нашего кармана», – рассказывает он.
У ПАТП-4 22 маршрута, и только четыре из них, по словам Садриева, рентабельные, остальные в основном поселковые, приносят значительные убытки – затраты на одну перевозку переваливают за 40 рублей.
Несмотря на это, главная проблема – необходимость дорогостоящего ремонта. «В феврале, когда были дожди, очень много автобусов сходило из-за замыкания электропроводки, из-за этого может и автобус загореться», – отмечает Садриев.
Его коллега, замдиректора предприятия «Байлык №3» Владислав Люлин солидарен с ним.
– Себестоимость перевозок составляется из суммы общих затрат, поделенных на количество перевезенных пассажиров на одном автобусе. У нас сейчас себестоимость по 43-му маршруту составляет 28,5 рубля, а по 11-му, где перевозятся 60 человек в день, где в основном льготники, – больше 30 рублей. Мы осенью просили 25 рублей за проезд, но даже с тех пор цены на запчасти поднялись на 10%. Мы предоставили все документы в комитет (Госкомитет по тарифам РТ – ред.). 30% всех наших автобусов на предприятии сейчас – те, которые нужно списывать. Я не могу их бесконечно ремонтировать – ресурс выработан, – рассказывает он.
Люлин уверен, что, если ситуация не изменится и тарифы не поднимут, то придется закрывать один из маршрутов – №11, который ходит из Больших в Малые Дербышки. «Я понимаю, что там пожилые люди, дети ездят, но у меня выбора просто не будет», – отмечает он. Кроме того, процентов на 30-40 придется сократить маршрут №43 – «машин пять просто распилить и все».
Муниципальные власти субсидируют только льготников – 15 рублей на поездку.
Вместе с тем балансовые убытки казанских транспортников достигли 400 млн рублей. Об этом говорится в комментарии председателя комитета по транспорту казанского исполкома Айдара Абдулхакова, пишет сегодня «Бизнес Online».
Кроме того, в исполкоме разделяют озабоченность перевозчиков по поводу отсутствия повышения стоимости проезда на общественном транспорте.
– Балансовые убытки только муниципальных автотранспортных предприятий к концу прошлого года составили более 400 млн рублей, – говорит Абдулхаков. – Низкий тариф не позволяет поднять зарплату водителям. Средняя зарплата водителей в прошлом году на автотранспортных предприятиях выросла всего на два-четыре процента, а на электрическом транспорте сократилась на восемь процентов. Сегодня дефицит водителей в городском пассажирском транспорте составляет более 350 человек. 19% из работающих -– люди предпенсионного возраста.
В исполкоме считают, что просьбы транспортников о повышении тарифа имеют под собой экономическое обоснование, отмечается в комментарии.
КАК У НИХ?
«Только повышение тарифа позволит не откатиться нам в прошлое с разбитыми автобусами, очередями на остановках и толчеей в салоне. Тарифы на транспорт в большинстве российских городов поднялись уже в прошлом году, и эта волна продолжится сейчас», – значится в письме.
Перевозчики Казани в беседах с «Казанским репортером» заявили, что сравнивать тарифы на перевозки в соседних городах – Ульяновске, Уфе, Чебоксарах и других – нельзя, так как цены на автобусы у них заметно ниже. «Они покупают дешевые ПАЗики, а наши автобусы стоят по шесть миллионов», – посетовал один из перевозчиков.
Отметим, что стоимость проезда на автобусах в каждом российском городе разная. Так, в Уфе, Краснодаре и Ульяновске – 18 рублей, Самаре – 23 рубля, Красноярске – 22 рубля, Екатеринбурге – 26 рублей, Санкт-Петербурге – 30 рублей, а в Москве – 50 рублей.
Вчера на сайте «Транспорт Казани» появилась новость о том, что эксперты Международного союза общественного транспорта, прибывшие в столицу Татарстана для проведения тренинга в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, положительно оценили уровень развития системы организации общественного транспорта города. Но «однако отметили: данная система заметно отличается более низкими объемами бюджетного субсидирования и стоимостью проезда по сравнению с другими крупными европейскими городами».
Например, в Лондоне стоимость поездки на автобусе – 1,5 фунта, в Барселоне – 2,15 евро.
Фото: sdelanounas.ru, busphoto.ru, news.mail.ru, tatar-inform.ru, ru.wikipedia.org.
Комментарии