Немного изменив площадку, проект татарстанского бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова вновь собрал на «откровенный разговор» предпринимателей и власть. От власти вчера выступил министр промышленности и торговли республики Альберт Каримов, недавно вступивший в должность. Предприниматели просили у него помощи, субсидирования и поддержки, а кто-то даже ограничения монополии и снижения цен на алюминий.
Очередная встреча «Бизнес и власть: откровенный разговор» состоялась вчера в «Штабе» с министром промышленности и торговли Татарстана Альбертом Каримовым. Создатель проекта бизнес-омбудсмен республики Тимур Нагуманов в самом начале встречи подметил, что это первая подобная встреча в 2016 году, но далеко не последняя.
– Итоги работы с начала старта дали понять, что продолжать проект стоит, – отметил он. – В этот раз у нас новая площадка – посмотрим, что из этого получится и сможем ли мы тут прижиться.
Отметим, что проект «Бизнес и власть: откровенный разговор» стартовал в мае 2014 года. За полтора года предприниматели успели пообщаться в формате «прямого диалога» с представителями УФАС, Минэкологии РТ, Роспотребнадзора, Госпожнадзора, Госалкогольинспекции, властью Казани, Набережных Челнов и четыре раза с главой республики Рустамом Миннихановым. Ранее место встречи постоянно менялось.
Альберта Каримова назначили министром промышленности и торговли Татарстана только в декабре 2015 года. Он сменил на этом месте Равиля Зарипова. До этого Каримов был помощником первого заместителя премьер-министра РТ (2001-2004 гг.), замгендиректора Агентства по развитию предпринимательства республики (2002-2004 гг.), директором по экономике и финансам ОАО «Инновационно-производственный Технопарк «Идея» (2004-2006 гг.), гендиректором ОАО «УК «Идея Капитал» (2006-2010 гг.). С 2008 года председатель совета директоров ОАО «Холдинговая компания «Тасма», с 2009 года член совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», а с 2010 года – председатель совета директоров ОАО «Химград».
МОБИЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ И «НОЧЬ ДЛИННЫХ КОВШЕЙ»
Первым на вчерашней встрече вопрос задал челнинский предприниматель, глава юридической фирмы ООО «Надеждин и партнеры» Михаил Надеждин. Он отметил, что организация мобильной торговли приобрела особую актуальность особенно на фоне массового сноса киосков – «ночи длинных ковшей». Она, кстати, не обойдет и Челны – власти намерены снести около 80 торговых павильонов.
Он также поделился своей идеей: привлечь к созданию фудтраков (специально оборудованные автобусы и микроавтобусы для приготовления и продажи еды) КамАЗ и ЕлАЗ, а также другие предприятия, работающие вокруг этих структур. «Можно также переоборудовать маршрутки, которые осуществляли пассажирские перевозки в городе, но после транспортной реформы остались не у дел», – отметил предприниматель.
Министр Каримов согласился с предпринимателем и даже развил его идею – предложил использовать, например, машины автозаводов Ford или воспользоваться компаниями, которые создают надстройки на шасси «КамАЗа». Каримов предложил изучить этот вопрос подробнее и рассмотреть разные варианты.
К обсуждению темы присоединился и бизнес-омбудсмен, который подметил, что существующие сейчас фудтраки в Татарстане находятся на «полулегальном» положении, так как пока нет закона, который бы регламентировал их деятельность. В Татарстане решили не дожидаться, когда федералы решат эту проблему, и занялись разработкой проекта постановления Кабинета министров республики, который будет регулировать мобильную торговлю, отметил Нагуманов. Представят нормативный акт в ближайшие несколько месяцев.
– Цивилизованная мобильная торговля – это формат, который, в первую очередь, интересен для компаний малого бизнеса. Он распространен во всем мире. Но их работа должна быть организована по всем правилам, – вторил бизнес-омбудсмену Альберт Каримов.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ЭКСПОРТ
Целую группу вопросов на вчерашней встрече посветили импортозамещению и экспорту татарстанских продуктов и материалов. Министр промышленности развернуто ответил на все заданные вопросы, отметив, что «отсутствие финансирования по приемлемым ставкам – это основная проблема, с которой бизнес столкнулся сегодня». Но в Татарстане, по мнению Каримова, действенные меры нацелены на решение этих вопросов.
– Чтобы получить субсидирование в рамках программ поддержки импортозамещающих проектов, проект должен попасть в отраслевой план импортозамещения. Это главное условие. Эти деньги не размазываются. Они все предоставляются в рамках отраслевого плана импортозамещения, – пояснил он.
Кроме того, он подметил, что импортозамещение – это первый этап развития, своеобразное «латание дыр». Следующий же этап – это производство товаров, которые смогут быть ориентированы на экспорт. Одним из главных преимуществ Татарстана на международном рынке министр назвал курс рубля к твердой валюте.
– Компания, которая ориентируется на экспорт, автоматически решает и задачи импортозамещения. Мы это понимаем. Такие компании будем поддерживать активнее», – уверил он.
Каримов также привел немного цифр, заявив, что экспорт по итогам прошлого года упал – 12 млрд долларов.
ЭНЕРГЕТИКА
Отдельный блок вопросов посвятили энергетике. Предпринимателей в основном интересовал рост цен, который они считают необоснованным. Некоторые предлагали вовсе заморозить тарифы, другие – развивать малую генерацию. Министр же в свою очередь заявил, что замораживать тарифы нельзя, так как они не покрывают и рост инфляции, с другой стороны, по мнению Каримова, энергетикам придется работать в минус.
Довольно много было вопросов на тему замораживания цен и тарифов для бизнеса, на что министр категорично заявлял, что этого не должно быть в рыночной экономике и может привести к откату в СССР.
Один из предпринимателей, который сейчас строит центр глазной хирургии, поделился своими предложениями. Он задался вопросом, почему предприниматели должны за свой счет строить коммуникации – канализацию, линии электропередач, водопровод. «Я из бизнеса вывел на эти нужды больше четырех миллионов рублей, а потом всю эту инфраструктуру просто передам на баланс города, а сети-то мои!», – пояснил он, предложив властям оплачивать «небольшую аренду» за их пользование или выкупить после сдачи объекта.
– Вы готовы стать министром, который решит проблему? – поинтересовался у министра предприниматель.
Альберт Каримов ответил утвердительно.
ПАТЕНТЫ
Не обошлось и без вопросов о стоимости патента. «ЕНВД не выгоден, патент не выгоден, развиваться невозможно», – возмутилась одна из бизнесвумен.
К разговору подключился бизнес-омбудсмен. «Патент – священная корова, долго нам не давали эту тему затрагивать», – в свою очередь посетовал Тимур Нагуманов, однако отметил, что сейчас вопрос активно прорабатывается в стенах Госсовета Татарстана, где специально для этого создана рабочая группа.
До 1 апреля группа должна внести в правительство свои предложения по патентной системе. Но он все же объяснил, что «патент не будет стоить дешевле, чем другие виды налогов».
Три года назад, 1 января 2013-го, в Татарстане вступил в силу закон о патентной системе налогообложения. Он заменил собой ранее действовавшую упрощенную схему налогообложения на основе патента. Главный плюс законопроекта для республики: этот налог на 100% зачисляется в местные бюджеты, а стоимость патента власти могут устанавливать сами. В перечень включены 47 видов предпринимательской деятельности – от пассажирских и грузовых перевозок до парикмахерских услуг и репетиторства.
В январе 2013 года стоимость патента на услуги такси в Казани выросла в 11 раз, в районах республики - в 5 с половиной раз; патентование автобусных перевозок подорожало в 40 раз и в 22 раза соответственно; услуг общепита с площадью зала не более 50 кв. м — в 65 и 40 раз и т.д.
В 2012 году, когда патент не стоил так дорого, предпринимателей, которые работали по такой схеме налогообложения, было около 3,5 тысячи. В январе 2013 года, когда заработал закон и с ним новая система,было выдано уже 4,5 тысячи патентов (из них только 318 – казанцам). Предпринимателям хватило шести месяцев, чтобы понять, что новая система – не лучший вариант. Уже к июлю 2013 года от таких бизнесменов осталось лишь 912 человек, еще через год – 624 человека. В 2015 году ситуация не сильно изменилась: в январе выдано 797 патентов, в июле – 760.
В декабре прошлого года татарстанский парламент уже принял в первом чтении поправки, которые вновь увеличивают стоимость патентов. Отметим, что пока законопроект принят только в первом чтении.
Фото: Роман Хасаев, «Реальное время».
Комментарии