Все любят игрушечные вертолеты

22 февраля 2016
Общество

В казанском технополисе «Химград» прошли гонки на коптерах – беспилотных летательных аппаратах (БЛА) с четырьмя (как правило) винтами. Управление ими участники состязаний сравнивают с пилотированием болида «Формулы-1», а уже с 30 марта на каждый коптер необходимо оформлять регистрацию – почти водительскую лицензию. Корреспонденты «Казанского репортера» побывали на столь необычных гонках и попытались порулить хотя бы «детским» дроном.

Гонки на квадрокоптерах – это очень молодой вид спорта, но он растет так же быстро, как и популярность беспилотников в целом. Так, в США первый чемпионат страны прошел летом 2015-го, а уже в феврале 2016-го там появилась Лига гоночных дронов. В России, впрочем, интерес к беспилотникам не так высок, но организаторы события надеются это исправить. Для того и нужна гонка дронов, чтобы рассказать, что беспилотники есть, что это просто и доступно.

В соревнованиях в «Химграде» приняли участие 16 пилотов всех возрастов. Самым младшим 9 и 12 лет. А, к примеру, пилота Александра Хусаинова на соревнованиях поддерживает его 10-летняя дочь.

На голове у Александра – FPV-очки, которые позволяют подключаться к камере коптера и управлять им «от первого лица».

– Дочке еще рано свой коптер иметь, – считает Александр. – Вот когда 12 лет исполнится, тогда можно.

Кстати, организаторы соревнований в возрастном цензе куда менее строги: участие детей допускается с 8 лет, хоть и в сопровождении взрослых.

Соревнования проходят в помещении размером со спортзал. На стенах наклеены ответы на популярные вопросы о коптерах: «Да, он тоже будет летать», «Нет, летает недолго», «Да, может улететь далеко». И самые волнующие: «Да, может поднять человека, но недолго и дорого» и «Да, может принести пиво».

На самом деле гонка коптеров – это целый комплекс различных соревнований для беспилотников. Ближе всего к термину «гонка» – прохождение полосы препятствий. Здесь нужно провести дрон по заранее заданному маршруту, при этом миновать ряд колец и ворот. Побеждает тот, кто пройдет трассу быстрее и аккуратнее. При этом пилоту нужно уложиться в пять минут, иначе – автоматическая дисквалификация.

Также дроны соревнуются в скоростной доставке условных грузов и в скоростном уничтожении воздушных шаров винтами. Отметим, что эти соревнования проходят в двух категориях: мини-квадрокоптеры и большие коптеры до 450 класса. Класс для БЛА – максимальное расстояние между моторами по диагонали. Для коптеров, оборудованных FPV-камерами, предусмотрен отдельный зачет.


Мини-коптеры также проводят «бои за воздушное пространство». Перед началом мероприятия мастер-класс по таким боям дал руководитель лаборатории авиамоделирования Дома занимательной науки и техники Раиль Билалов:

– Многие думают, что «бои за воздушное пространство» – это где надо одним коптером как-то в щепки разнести другой, – объясняет он зрителям – Это не так. Здесь нужно всего лишь произвести условный «выстрел» по противнику. У каждого «боевого» коптера в передней части есть ИК-излучатель, а в «хвосте» – приемник. Нужно всего лишь зайти в «хвост» коптеру противника.


Посмотреть на гонки коптеров собралось более 200 зрителей. Среди них много детей, ведь коптер – это, по сути, тот же игрушечный вертолетик. А приводят детей, в основном, отцы – ведь и взрослые тоже любят игрушечные вертолеты. А организаторы дали зрителям возможность самим порулить коптером.

В самом простом варианте управляют коптером при помощи двух джойстиков. Правый отвечает за направление движения. Левый – что-то вроде «педали газа», ей же регулируется высота. Казалось бы, просто. Но аккуратно взлететь, никого не задев, новичку удается далеко не с первого раза. Для безопасности тренировочный коптер окружен пластиковой клеткой, чтобы никого не задел винтами. Такая же защита поставляется в комплекте «детских» версий.


– Управление коптером – это даже сложнее, чем управление автомобилем, - считает участник состязаний Глеб Шемаев. – Здесь нужна скорость и реакция на порядок выше. Если бы у меня был опыт управления болидом «Формулы-1», то я поставил бы его на один уровень с этим.

Глеб Шемаев (в FPV-очках).

Многие из участников собрали свои коптеры сами. Как и у любой «самоделки», верхнего ценового потолка для такого БЛА практически нет, а в отношении нижнего мнения расходятся. Так, Александр Хусаинов оценивает вложения минимум в 5-6 тысяч рублей. Глеб Шемаев же занимается конструированием коптеров профессионально и оценивает их стоимость в 25-50 тысяч рублей, в зависимости от требований.

– Спрос на коптеры есть, – рассказывает Глеб, – хотя сейчас и зима. Летом многие берут коптеры на свадьбы, для видео. Однако у коптера есть и более полезные применения. Например, сейчас в нашей компании разрабатывается проект по использованию дронов в складском учете: он будет летать по складу и периодически обновлять перечень товаров.

Отметим, что с 30 марта «игрушечные вертолетики» весом более 250 граммов должны будут проходить обязательную регистрацию. Участники гонки отмечают, что формально получать разрешения, например, на аэрофотосьемку, надо было и раньше, но все занимались этим на свой страх и риск. «Получается, сейчас, если на улицу вылетим, будем нелегалами», –усмехается Глеб. Однако, порядок регистрации до сих пор неизвестен, как неизвестно и то, насколько ревностно будут следить за исполнением нового закона. Ответа на эти два вопроса и ждут владельцы коптеров.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!