Два автомобиля утонули на глазах у спасателей! На льду Онеги развернулась спасательная операция... Накануне экспедиция «Полярный круг», стартовавшая из Казани 12 февраля, добралась до Вытегры, там расположился Арктический центр МЧС России. Участник экспедиции, главный редактор «Казанского репортера» Антон Райхштат передает с места событий.
ЛЁД it be
За спиной почти полторы тысячи километров, впереди лед Онежского озера… С прибытием в Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра» отряд преобразился. В первую очередь, внешне: субарктические широты дают о себе знать. Подводники проводят практически весь день на льду, поэтому перед работой нужно серьезно утеплиться. Кстати именно эта форма защищала исследователей от трескучего мороза на Полюсе холода в экспедициях 2013-2014 годов. Тогда приходилось работать при температурах до минус 64 градусов по цельсию.
Когда дайверы отправлялись в самое холодное время года в самое холодное место северного полушария, чтобы исследовать якутское озеро Лабынкыр, никто не мог сказать, с какими трудностями они столкнутся и как вообще совершать такие погружения. Казанцы делали это первыми. Сейчас отряд накопил опыт, которым готов поделиться с другими подводниками. Интерес к холодным морям растет, а значит, под лед уже лезут не только военные и спасатели, но и туристы. И первые, и вторые, и третьи съехались в эти дни на берег Онежского озера – прислушаться друг к другу на фестивале «Русский лед».
«ОКА» ВПАДАЕТ В ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО
«Задача - утопить две эти машины», – сообщил один из организаторов фестиваля людям в форме. Когда еще увидишь, как сотрудники МЧС топят, а не вытаскивают из воды автомобили?! Старенькие «жигуленок» и «окушка» достигают дна быстро, по крайней мере быстрее, чем разгоняются до «соточки». С продукцией отечественного автопрома таким образом поступили науки ради. Водолазы будут отрабатывать поисково-спасательные операции в условиях, максимально приближенных к реальности.
Хозяин машины, череповецкий дайвер Михаил Баринов со своей «ласточкой» расстается, похоже, без сожаления. Не боится он вместе с машиной отправить на дно озера и видеокамеру Go Pro последней модели. Михаил уверен, казанские аквалангисты, которые будут работать с «Окой» на глубине, выйдут на поверхность не с пустыми руками. Полученные кадры помогут увидеть – были ли ошибки у подводников.
– Это мой самый первый автомобиль, я на него сам заработал, но последние пять лет он просто стоял и гнил. Я даже не знал, что с ним делать. И мы с коллегами-дайверами, придумали! Вроде бы кусок металла, но, возможно, когда-то кому-то он спасет жизнь. Косвенно. Люди научатся нырять, научатся доставать пострадавших из воды, и, надеюсь, кому-нибудь это поможет. С благими намерениями она была сейчас утоплена. Перед погружением мы ее специально подготовили, сняли с нее все нефтесодержащее и сварили каркас, чтобы она не развалилась. Так что это экологически чистый объект. Автомобиль будет учебным пособием для МЧС России.
Кроме автомобилей, пригнанных на «убой», вернее на «утоп», на льду имеется и другая техника. Человеку, оказавшемуся в эти дни в «Вытегре» может показаться, что он попал на выставку достижений инженерной мысли. Тут и вездеходы, и болотоходы, и экранопланы, не говоря уже о судах на воздушной подушке – на станцию прибыли семь разных видов таких машин. Все «заточено» под спасательные операции.
Кстати, для экраноплана на льду Онежского озера соорудили даже взлетно-посадочную полосу длиной 900 метров, которая тут же и приняла воздушное судно со спасателями на борту. В рамках репетиции перед показательными выступлениями, конечно же. Заехавшие на фестиваль за день до его открытия получили прекрасную возможность увидеть то, чем завтра организаторы планируют удивлять дорогих гостей. Сам же летательный аппарат «Орион»-14 вызвал неподдельный восторг у видавших виды спасателей, которые ринулись фотографироваться рядом с чудом техники
ПРОБА ВОДЫ
Впрочем, смотреть по сторонам у казанских подводников сегодня времени особенно-то и не было. Прежде всего нужно было подготовить снаряжение и майны для погружений. Отправиться под лед удалось лишь после заката…
Аквалангисты отряда на фестивале дадут ряд мастер-классов по подледным погружениям. В частности покажут, как нужно справляться с внештатными ситуациями, работать на затонувших кораблях (специально для этого подо льдом смоделирован отсек корабля) и управляться с дыхательными смесями на различных глубинах.
Опыт отряда, установившего несколько мировых рекордов, интересен и с теоретической точки зрения: параллельно с фестивалем проходит научно-практическая конференция, где Дмитрий Шиллер и Александр Губин выступят с докладами.
Удивительно, но несмотря на то, что добраться до станции «Вытегра» не так уж и просто, завтра на фестивале ожидается около 400 дайверов со всей страны – от Москвы и Санкт-Петербурга до Якутии. А отряду из Казани есть что им рассказать и показать.
Антон Райхштат.
Фото автора.
Комментарии