​Апология мыши в театре кукол

12 ноября 2023
Культура


В Татарском государственном театре кукол «Экият» – премьера. В недетских смыслах сказки «Репка – Ряба – Колобок» разбирался культурный обозреватель «Казанского репортёра».

Казалось бы, что тут ставить? И «Репка», и «Курочка Ряба», и «Колобок» – максимум по страничке текста. Да и содержание их не слишком-то уж мудрёное, чтоб разворачивать в двухактную пьесу. Но не спешите с выводами. Всё это было бы примитивной детской забавой, не возьмись за дело Дилюс Хузяхметов.

– Задумка полностью моя, – откровенно говорит он мне. – Я и драматурга нашёл, рассказал ему, что я хочу, каких героев, обрисовал на каких планах и в каких декорациях всё это должно играться, сказал, что все три сказки должны получиться разными и по художественному решению, и по вождению, и по кукольной эстетике. У нас и тростевые куклы, и теневые, и планшетные, а последняя сказка – пряничная. И с композитором сразу определился. Ни минуты сомнений в выборе не было.

Никита Шмитько, указанный в программе как инсценировщик, хотя является полноправным соавтором сказочных историй, понял поставленную задачу с полуслова. Он сам по профессии артист-кукловод и режиссёр театра кукол. Сейчас служит режиссёром-постановщиком отделения театра кукол Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества. И пишет оригинальные пьесы и инсценировки для детей и взрослых. Все три выбранные Дилюсом Хузяхметовым сказки он изложил в стихах. Не слишком мудрёных. Рифмы им подобраны в стилистике пяти-шестилетнего ребёнка: Жучка – злючка, внучка – та ещё штучка… Так ведь и рекомендуемый возраст к просмотру спектакля «Репка – Ряба – Колобок» обозначен с трёх лет. А ведь именно тогда у детей и начинается сложнейший процесс формирования грамматического строя речи. И народная педагогика с давних времён разработала свою методику – прибаутки, потешки, дразнилки… Игры в рифму становятся для всех нас любимой забавой на долгие годы.

Забегая вперёд, скажу, что публика в зрительном зале – не только дети, но и их родители, и родители их родителей – с нескрываемым восторгом следили за тем, как и что говорилось на сцене. Не показывалось, хотя и это вызывало искренний интерес, а именно говорилось.

С молодым татарским композитором Миляушой Хайруллиной Дилюс Хузяхметов уже работал на спектакле «Волк и семеро козлят». На этот раз у него сомнений не было – только она сможет сделать весёлый музыкальный саундтрек, способный стать самостоятельным произведением. Все песни, которые она создаёт для различных постановок звучат как хиты. И зрители буквально достают театры просьбами выпустить их на отдельных дисках. Думаю, «Репка – Ряба – Колобок» не станет исключением.

– Этот спектакль представляет собой очень свободную фантазию на темы русских сказок, – улыбается Миляуша Рамилевна. – Изначально в его сценарии, в режиссуре и сценографическом решении заложена полистилистика, и это, собственно, и отражает музыка. Эти сказки-малютки потребовали от меня элементов фантазийности здесь и сейчас, в этом концепция сценария, где-то музыка становится юмористически-нелепой, где-то оммажем на какую-то стилистику или образ. И получился в хорошем смысле музыкальный винегрет.

Опять же в качестве спойлера скажу, что во время действия ребятня откровенно приплясывала и подпевала буквально всем персонажам сказок и тем пяти поварам, что трудились на Кухне сказок.

Ещё не открылся занавес, история уже началась. Сначала круглый луч прожектора носился по изображению Жар-Птицы, в его лучах нестерпимо ярко сверкали блёстки сказочной птицы. Но вдруг в разрезе появилась мышь, и луч моментально застыл на ней…

Этот длиннохвостый грызун в народном творчестве всегда положительный герой. Ну, или почти всегда. Не путайте милую мышку со злобной крысой. Это и древнейший хтонический символ, олицетворявший собой дикую природную мощь земли, и воплощение божеств-врачевателей – греческих Аполлона и Асклепия и индийского Шивы, и своеобразный индикатор богатства и благополучия, и связь с ушедшими из жизни предками, всегда готовыми поддержать живущих, у восточных славян Млечный Путь, считавшийся дорогой души на тот свет, так и назывался – «мышиная тропка». В общем, мышь-помощник – распространённый мотив многочисленных народных сказок. Не избежали такой трактовки и в Татарском государственном театре кукол «Экият».

– Все сказки съедобные, связаны с кухней, – поясняет Дилюс Дамирович. – Хлебобулочное изделие колобок, овощ репка и курочка с яичком. Осталось связать повествование сквозными персонажами. Дед и бабка? Слишком просто. И тогда главным героем стала мышка, которая украла Книгу рецептов на Кухне сказок, чтобы побудить поваров на креативное творчество. Это же её мысль, что надо подходить к работе с удовольствием и любовью, помогла приготовить три замечательных сказочных блюда.

Интермедии, разыгрываемые Эдгаром Гайнуллиным, Гузелью Гаязетдиновой, Айваром Гимаевым, Алсу Хайсаровой и Анастасией Жуковой в первом составе и Эмилем Ерофеевым, Эльвирой Гилемхановой, Дилюсом Хузяхметовым, Лилией Назиповой и Натальей Егоровой в втором, могли бы стать самостоятельными юмористическими спектаклями, в которых артисты безупречно демонстрировали свои драматические, клоунадно-цирковые, певческие и танцевальные одарённости.

Они ловко создавали персонажей сказок и музыкальные инструменты для своих вставных номеров из подручных средств, которые всегда можно отыскать в доме: тёрка для овощей, лопатка мешалка, сито, туесок, квашня, метёлка, обувная щётка… Весёлые, задорные песни, в которых обитали призраки джаза, обрамляли нестандартно разыгранные сюжеты.

– Для меня особенно важно заложить в детскую музыку, любую – и театральную, и инструментальную, и песенно-вокальную, свет, чистоту и наивность, – признаётся Миляуша Рамилевна. – Какая бы ни ставилась режиссёром задача, может это будет музыка устрашающая, а может лирическая или юморная, я всё равно стремлюсь к тому, чтобы музыка несла добро. Наверное, для детских спектаклей писать даже труднее, чем для взрослых: здесь нужно гораздо больше изобретательной, яркой музыки. И детей не обманешь, они сразу же выдают свои эмоции – нравится им или не нравится то, что ты сочинил.

Нельзя хотя бы несколько слов не сказать об изумительной работе художника-постановщика Вячеслава Житкова. Созданные им удивительно лёгкие на неискушённый зрительский взгляд декорации-трансформеры напоминают балаганный театр, где представления разыгрывались во временных сооружениях на праздничных и ярмарочных площадях. И это настолько изящно рифмуется с текстом пьесы, что кажется вполне естественным и органичным. Помните, как балаганные раёшники выкрикивали рифмованные прибаутки, типа «город Париж, в него въедешь – угоришь»? Всё та же игра в рифму, что и в текстах Никиты Шмитько.

Мышка была настолько убедительна в своих идеях, что повара Кухни сказок, словно и впрямь позабыв первоначальный текст литературной основы, рассказывали истории так свежо, по-новому, креативно, что история курочки Рябы, началась с интермедии, как дед да баба выменяли её на коня, который мешал их тихому семейному счастью. Да и курочка поначалу внесла раздор в их дом, чему свидетельствовали сны, разыгранные тенями на стене избы.

История репки вновь напомнила всем сидящим в зрительном зале, что только доброта и дружба способна свернуть горы, и самая малая малость может оказаться решающей для совместной победы.

А Колобок вовсе и не сбегал от деда с бабкой, а просто отправился в путешествие по своей малой родине. Но, как оказалось, не всякому по нутру его весёлый нрав и артистические наклонности. Только дома ему всегда рады, только в кругу семьи он по-настоящему счастлив и востребован.

И, конечно же, во всех этих историях главную роль сыграла та самая серая мышка, которую сначала так хотели прогнать со своей Кухни сказок повара.

Нет смысла, да и просто невозможно пересказать все приключения, выпавшие на долю героев. Это надо видеть. А ещё точнее – прожить вместе с кукольными и человеческими актёрами.

Дилюс Хузяхметов достаточно рано пришёл в театр кукол, в четырнадцать лет, почувствовав своё призвание творить волшебство: ведь то, что человек сделать не может, может выразить кукла. Выросший на сказках Александра Роу, он явно усвоил уроки киномастера – во-первых, создавать любой персонаж следует как архетипическую модель и во-вторых, любой персонаж – комплекс свойств, типичных для своего времени.


Поэтому именно таковы персонажи его спектакля «Репка – Ряба – Колобок». В них материализуется добро и зло, правда и ложь, красота и уродство – через символы, рождённые когда-то и хранимые в народе. И Дилюс Хузяхметов занят, прежде всего, созданием модели миропорядка и воспитанием в человеке соответствующих представлений о мире. И музыка помогает зрителям войти в нужное режиссёру эмоциональное состояние. Он тщательно продумывает не только сценографию и драматургические ходы, но и партитуру спектакля.

– Я очень люблю творчество Миляуши Хайруллиной, – говорит Дилюс Дамирович. – И я рад, что она сразу согласилась поработать со мной. Она очень тонко попала в стилистику спектакля. Секрет этого прост: мы друг друга понимаем, у нас нет никаких проблем, наверное, две песни только переделали, я попросил, чтоб они совпали с теми характерами героев, которые я бы хотел воплотить в спектакле. Она гений.

Кто знает, может в будущем творческий тандем Дилюса Хузяхметова и Миляуши Хайруллиной сможет создать на сцене Татарского государственного театра кукол «Экият» целый ряд музыкально-драматических произведений, свой мир, от которого захватывает дух.

– Смею надеяться, что за прошедшие несколько лет у меня накопился достаточный опыт в работе с детским материалом, некоторые мои спектакли даже называют мюзиклами, хотя они по сути всего лишь музыкальные спектакли, – делится дальнейшими планами Миляуша Рамилевна. – И я надеюсь, что этот опыт сплавится в крупной работе, в детском мюзикле. Мне это очень интересно попробовать. Ко мне уже приходили с подобными предложениями, но должно, наверное, совпасть много разных факторов, чтобы они обрели жизнь.

Премьера спектакля «Репка – Ряба – Колобок» состоялась. Отгремели первые овации, которые, уверен, будут возвращаться к творческому коллективу после каждого представления. Современное прочтение известных, казалось бы, сказок поставило перед нами новые вопросы, соответствующие трансформирующейся идеологии нашего общества. Татарский государственный театр кукол «Экият» в год девяностолетия со дня своего основания в очередной раз продемонстрировал – он всё ещё растёт и развивается. Чего ещё желать? Жизнь удалась.


Зиновий Бельцев.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!