Скандал из-за креста и полумесяца на купюре. Кто и зачем разогревает спор?

16 октября 2023
События

Банк России выпускает обновленные банкноты 1000 и 5000 рублей. У них будет усиленный защитный комплекс, который сделает подделку или практически невозможной, или вовсе невозможной. Однако… внимание целого ряда одиозных телеграм-каналов привлекли вовсе не особенности печати купюр, а эскиз с символами Приволжского федерального округа.

Банкноты сохраняют цветовую палитру: 1000 рублей выполнена в бирюзовой гамме, 5000 рублей — в красной. А в оформлении использованы достопримечательности федеральных округов.

Как выглядят купюры

Для 1000 рублей выбрали Нижний Новгород и Приволжский федеральный округ (ПФО). На лицевой стороне - Никольская башня Нижегородского Кремля, на оборотной стороне целый набор достопримечательностей, это Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан в Казани, башня Сююмбике на территории Казанского Кремля, Музей археологии и этнографии в Уфе. А ещё разглядели строящиеся технопарки Иннополиса.

Пятитысячная банкнота посвящена Екатеринбургу и Уральскому федеральному округу. Основное изображение лицевой стороны — стела «Европа-Азия», на оборотной стороне представлены памятник «Сказ об Урале» в Челябинске, стела «66 параллель» (Полярный круг) в Салехарде.

Перейдя по QR-коду, ведущему на сайт Банка России, можно узнать больше о художественном оформлении и признаках подлинности банкнот. В оборот новые купюры будут поступать постепенно, обращаясь наравне с банкнотами образца 1997 года.

Что спровоцировало скандал?

Спор разгорелся из-за башни Сююмбике и музея государственности, который расположен в бывшей Дворцовой церкви. Дело в том, что храм не был передан Русской Православной Церкви, это объект культурного наследия, где сейчас расположена светская экспозиция. Однако, действительно, архитектура такова, что святыня в очертаниях узнается очень легко. Потому и начались споры на тему религиозных символов. Мол, на храме крестов нет, а на башне Сююмбике полумесяц имеется.

Когда стало ясно, как в действительности выглядят объекты на купюре и в жизни, и какие функции они выполняют, спор был закрыт. А затем комментарий дали и представители Церкви. Так, зампред синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе сначала отметил, что домысливать в данном случае ничего не следует:

«Наша позиция достаточно понятная и ясная. Те наши памятники, действующие церкви, колокольни и прочее, которые имеют крест, которые являются культовыми зданиями православными, если есть изображения где-либо без крестов, которые на самом деле на них есть, — это, на наш взгляд, некая форма какого-то кощунства. Если в случае как на этой банкноте речь идет не о церковном здании, то совершенно нет никакой проблемы в том, что она без креста».

То есть, если в реальности символики нет, то непонятно, почему ее нужно дорисовывать. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда дал чуть более жесткий комментарий, правда, не называя персоналий:

«К сегодняшней дискуссии о дензнаках: полагаю, что к отбору изображений на купюрах следует подходить более тщательно. Чтобы не создавать напряжения там, где его вполне может не быть. Да и просто не должно быть», - написал Легойда в телеграм-канале.

«Был миллион способов показать, что Казань - межрелигиозный город, где символы Православия и ислама, да и всех традиционных религий, прекрасно уживаются в публичном пространстве (как это и есть на самом деле), но, как говорится, увы», - добавил вслед за шефом и Кипшидзе, на этот раз тоже онлайн в режиме блога.

Только подлил масла в огонь ироничным комментарием бывший глава Минсвязи России, выходец из Татарстана Николай Никифоров. Впрочем, он в религиозные баталии не вмешивался, говорил о светской стороне вопроса:

«Все теперь спрашивают «Сколько вам пришлось заплатить, чтобы разместить ваши строящиеся технопарки в Иннополисе на новую тысячерублевую купюру?» Отвечаю. Очень-очень дорого. Да, мы заплатили минфину. Сотни миллионов рублей. В форме налогов. И продолжаем платить. И делаем это с удовольствием и чувством гордости!».

Кстати говоря, в состав экспертной группы по ПФО на стадии обсуждения эскиза не вошли представители Татарстана и Башкортостана. И это легенду о купюрном лобби несколько обрубает. С другой стороны, обсуждения о храме без креста и башне Сююмбике с полумесяцем теперь вылились в новую плоскость. Стал подниматься вопрос о передаче музейного храма Русской Православной Церкви. Оценку подобному в Патриархии не давали, зато на уровне экспертно-активистском уровне уже все решили:

«На новой купюре изображён «Музей истории государственности Татарстана в Казанском Кремле». Раис Шаймиев открыл его в 2006 году «в здании бывшей Дворцовой церкви». Церковь, несмотря на конские деньги, выделенные на реставрацию и реконструкцию Казанского кремля, осталась без крестов», - написал, например, журналист Сергей Мардан.

После он и вовсе добавил:

«Полумесяц вместо изначального имперского двуглавого орла Шаймиев на башню водрузил в 1993 году в рамках укрепления татарской государственности. С какого перепуга на дозорной башне, построенной при Петре I, появился полумесяц, Шаймиева московские чиновники спрашивать стесняются и спустя 30 лет, - писал, например, журналист Сергей Мардан в телеграм-канале. - И вот смотрю я на новую купюру Центрального банка России и не могу понять, укреплением чьей государственности занимается его председатель с фамилией Набиуллина? Россия вроде как вопрос с татарской государственностью решила еще при царе Иване Грозном в 1552 году».

Участвовать в созданной искусственном образом дискуссии власти Татарстана не стали. Центробанк тоже хранит молчание, не вмешиваясь в обсуждения. Впрочем, вполне вероятно, что после комментарии последуют. В целом же, теперь стало ясно, кто разогревает спор, а зачем – это весьма важный, но пока не отвеченный вопрос.

Лицевая сторона.

Обратная сторона.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!