В галерее «Хазинэ», где открылась вчера выставка, посвященная Мусе Джалилю, на удивление немноголюдно, и потому каждый посетитель ощущает себя важным и дорогим гостем. Оно и понятно: нет официальных лиц, нет и свиты, которой в принципе все равно, кому аплодировать.
Впрочем, мы успели раскланяться на выставке с известным этнографом, писателем Русланом Бушковым и замминистра культуры РТ Светланой Персовой.
ДОЛОЙ ШТАМПЫ, ДАЕШЬ ДУШЕВНОСТЬ!
Есть и несомненный плюс свободного от суеты галерейного пространства – возможность обстоятельно всмотреться в картины, выслушать искусствоведа, наконец, оценить логику экспозиции «Образ поэта-героя». Приятно отметить, что в вечерний час на выставке – молодежь, девушки-студентки пединститута, юные шакирды – из медресе.
– Мы сознательно сегодня отошли от приевшихся штампов,
– пояснила заведующая «Хазинэ» Анна Романова. – Сколько можно под копирку речи произносить? Тем не менее,
уже с обеда потихоньку народ потянулся на выставку. Все представленные
художники – признанные авторитеты, и мы предоставляем посетителям возможность
увидеть и оценить высокий уровень их мастерства. Особое внимание обратите на
три бюста Джалиля, они созданы в разные
годы тремя уникальными скульпторами. Так, над образом из бронзы Садри Ахун
начал работать еще в довоенной Казани, поэт ему лично позировал, а публике бюст
был представлен в 1957 году. Он очень достоверен, вы можете представить, каким
именно был Джалиль в молодые годы. Еще два бюста сделаны Баки Урманче и Василом
Маликовым.
НЕТ ПАТРИОТИЗМА БЕЗ ГОСЗАКАЗА
Итак, два зала, чуть более 30 работ, все – из фондов ГМИИ РТ, созданы исключительно в советский период с 1957 по 1980 годы. Есть поистине гигантские полотна, особенно если судить по современным меркам «салонного искусства», когда картина выбирается по принципу «подойдет ли к интерьеру квартиры». Человека, рожденного в СССР, размеры полотен на выставке не удивят, а молодежь ахает: куда такую картину можно повесить? Они и представить не могут, сколько заказных портретов «ильичей», знатных рабочих-доярок-колхозников и прочих героических личностей штамповалось в период расцвета государственной идеологии и диктатуры соцреализма.
Как тут не вспомнить пресловутый госзаказ, бывший материальным и идеологическим стимулом для художественного творчества. Нет заказа – нет эпических, патриотических произведений. Вместе с эпохой ушли из жизни практически все авторы выставки «Образ поэта-героя», чьи произведения извлечены на белый свет из запасников. Из 35 человек только двое – Искандер Рафиков (87 лет) и Виталий Скобеев (78 лет) – могли бы еще выступить на публике, рассказать, что это были за времена. Но – возраст, болезни, не до круглых столов и дискуссий.
А с другой стороны, героев-то современному обществу сейчас и не хватает. Однако молодые художники обходят тему, ту же «Джалилиану», стороной. Нет ни личной мотивации, ни заказа со стороны государства. Опять двадцать пять? Не скажите. С 1997 года возрождена республиканская премия имени Мусы Джалиля в области искусства, науки, образования, воспитания, которую присуждают один раз в два года. В 2015-ом лауреатам вручили по 200 тысяч рублей. Среди них – коллектив молодежного центра «Идель», молодой ученый-химик КГМИ Александра Буховец, композитор Эльмир Низамов, татарский прозаик Рустем Галиуллин, поэтесса Луиза Шарова.
А вот художника среди награжденных не было ни одного. Тенденция, однако?
Фото: Олег Иванов.
Комментарии