Дуб Джалиля: посадили и забыли?

15 февраля 2016
События

Сегодня в Казани широко отмечают 110-летие со дня рождения поэта Мусы Джалиля. Сценарий торжеств устоялся за годы: митинг у памятника, возложение цветов, вынос «Моабитских тетрадей», музейные встречи, презентации книг. И только один уголок в городском парке остается вне праздничного маршрута: это дуб Мусы Джалиля и установленная рядом памятная доска в самом центре Казани.

Юбилейные торжества в честь Героя Советского Союза Мусы Джалиля в Татарстане проходят в рамках указа президента РТ Рустама Минниханова. В программу 2016 года входят: ежегодный «Марш Памяти», научная конференция «Джалиловские чтения» на базе Казанского федерального университета, митинг у стен Казанского кремля и возложение цветов к знаменитому памятнику поэта, демонстрация из фондов Национального музея РТ «Моабитских тетрадей» (в Казани хранятся две из трех обретенных небольших записных книжек), а также экскурсии по Национальному музею РТ, музею-квартире поэта на улице Горького, концерт в Казанской консерватории, открытие выставки. Вне сомнения, все эти мероприятия важны и нужны. Но не менее важно уделить внимание и живому уголку в Ленинском саду, где растет дуб, посаженный в 1984 году в честь Мусы Джалиля.

ПРОХОЖИЙ, ОСТАНОВИСЬ!

Найти памятное дерево просто. Даем ориентир: дуб Джалиля находится напротив памятника Бутлерову, буквально в метре от главной пешеходной дорожки, наверху – печально известный Верхний сад КФУ, который в минувшем декабре был безжалостно вырублен по указке вузовского начальства. Как правило, люди пробегают мимо дерева, не успевая зафиксировать взглядом мраморную доску, на которой написано на татарском и русском языках «Этот старый дуб высокий - памятник тебе достойный».

Чтобы разобрать начертанные слова, надо изрядно постараться. Доска бликует, прочесть слова трудно, поскольку углубления букв не заполнены краской, а если она и была, то за 32 года полностью уничтожена влагой и ветрами. Само же дерево стоит как неприкаянное: рядом нет лавочки или цепной ограды, словом, ничего, что может привлечь внимание казанцев, не говоря о туристах. Большинство на вопрос, что это за дерево, пожимают плечами и удивляются, узнав, что дуб – Джалиловский.

На момент субботней съемки вокруг дерева скопилась гора колотого льда, свален снег с тропинок. И совсем уж неприятно, что рядом с мемориальной доской валяются этикетки, обертки, водочная бутылка (рядом – питейные заведения), а вокруг, извините за физиологические подробности, желтые пятна мочи. По всем признакам, дуб Джалиля – бесхозный. Кто должен обихаживать место, следить за ним, не смогли ответить и в музее-квартире Джалиля. Экскурсовод Ляйсан Харисова в телефонном разговоре подтвердила: «Музей точно не ухаживает за этим деревом. Под чьим наблюдением должен находиться, не знаю». В принципе, и так понятно: непосредственно за парк отвечает МУП «Горводзеленхоз», мемориальная зона по логике должна относиться к управлению культуры города либо закреплена за Союзом писателей республики Татарстан. Как это обычно бывает, у семи нянек дитя без глазу…

ДЖАЛИЛЬ – ЗАЩИТНИК ПРИРОДЫ?


Фото из семейного архива.

Живи Джалиль в XXI веке, он точно стал бы лидером экологических активистов, защищал бы сейчас окружающую среду, в том числе и казанские парки, от агрессивного бизнеса. В Казань Муса Джалиль переехал шестнадцатилетним пареньком в 1922 году, работал переписчиком в газете «Кызыл Татарстан» («Красный Татарстан»), в редакциях журнала «Наш путь» (сейчас это издание выходит под названием «Казан утлары») и газеты «Татарстан» («Ватаным Татарстан»), учился на рабфаке при Восточном педагогическом институте, вплоть до отъезда в Москву. Во второй «казанский» период (1939-1941 годы), Джалиль заведовал литчастью Татарского оперного театра, был секретарем Союза писателей ТАССР.

Доподлинно известно, что Муса Джалиль и его товарищи по Союзу писателей высаживали деревья в Ленинском саду. Об этом есть упоминания в его дневниковых записях. Правда, не у кого уточнить теперь, что это были за породы деревьев и в какой именно части сада. Поэтом написано немало прекрасных стихов о родной природе. В произведении «Дуб» есть такие строки:

Кем он был - не в этом дело:

Пот его в земле - от века,

Труд его - в стволе могучем:

Дуб живет за человека!

Преклонюсь перед тобою,

Счастлив ты, земляк далекий.

Памятник тебе достойный

Этот старый дуб высокий.

Стоит жить, чтоб в землю врезать

След поглубже, позаметней,

Чтоб твое осталось дело,

Словно дуб тысячелетний.

СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ!

Историю молодого дуба «Казанскому репортеру» поведал заведующий музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле Михаил Черепанов:

– Дубок я сажал в 1984 году вместе с моим товарищем по «Снежному десанту» Иваном Милюковым, народу было в тот день много. Есть снимок этой исторической посадки в фотоальбоме 1986-го года, выпущенном к 80-летию Мусы Джалиля. Жаль, что у меня в архиве нет, кто бы знал, что понадобится? Идея высадить именно дубок и именно в Ленинском садике возникла после того, как отряд «Снежного десанта» вернулся в Казань из Долины смерти, что у Мясного бора в Новгородской области, это была одна из первых наших поездок. Как раз в то время создавался музей-квартира поэта в Казани. А мы из экспедиции доставили сейф, пишущую машинку и рацию, принадлежавшие редакции фронтовой газеты «Отвага», в которой служил Джалиль. На церемонии передачи этих раритетов музею и в момент посадки дубка по нашему приглашению присутствовал полковник Виктор Александрович Кузнецов, непосредственный руководитель военного корреспондента Мусы Джалиля. Я потом редактировал перед выпуском в 1996-ом дневники Кузнецова в Книге Памяти. Что касается памятного дерева в Ленинском саду, действительно, парадокс: находится в центре столицы, но мало кто о нем знает, особенно молодежь. Стоит дуб себе, ну и стоит, правда, в опасной близости к КФУ. Ладно, хоть не срубили. Спасибо, что живой!


Поэтический митинг сегодня, 15 февраля, на площади 1 Мая в Казани.


Фото: Олег Иванов.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!