Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Казань, по всей видимости, снова реанимирована. На этот раз усилиями РЖД. С заявлением выступил Олег Белозеров. В этой связи решили напомнить хроники надежд, опасений и отказов, связанных с дорогой.
Скоростная магистраль из Москвы в Казань – это железная дорога мечты. Под неё не просто формировали бюджеты, но даже обдумывали снос дачных домиков по маршруту следования. Казалось, проект вот-вот начнут реализовать, но… Произошла отмена.
А теперь глава РЖД Олег Белозеров заявил, что холдинг «Российские железные дороги» (РЖД) планирует строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) из Москвы в Казань и Ростов-на-Дону.
Позицию госкомпании Белозеров высказал в эфире телевизионной передачи «Картина мира» на канале «Культура», что само по себе выглядит странно:
«Москва-Казань <…> планируется. Москва-Ростов тоже есть в планах», - такой была короткая реплика.
Долгая дорога к… отказу
Впервые говорить о строительстве ВСМ Москва-Казань начали в 2013 году.
Тогда - 10 лет тому назад, обсуждалось строительство протяженностью 800 километров. О планах построить ВСМ было объявлено президентом России Владимиром Путиным в мае. Начать строительство хотели в четвертом квартале 2018 года, закончить в 2024 году, причем пилотным участком магистрали должен был стать участок Москва — Гороховец (Владимирская область), который оценивался в 621,5 млрд рублей. Общая стоимость ВСМ, как ожидалось, должна составить около 1,7 трлн рублей.
Главными препятствиями к реализации проекта были его недостаточные прогнозируемые пассажиро- и грузопотоки, а также высокая стоимость, из-за чего приемлемой схемы финансирования найти не удалось. Экономически нецелесообразным сочли проект ряд видных экспертов и чиновников, в том числе премьер-министр (на тот момент) Дмитрий Медведев, министр финансов Антон Силуанов и, в конце концов, Владимир Путин. В марте 2019 года стало известно, что проект одобрения президента России в конечном счете не получил. Но тогда речь шла не о прямом заявлении, а о сообщениях источников.
Луч надежды. Или показалось?
В 2020 году вице-премьер России Марат Хуснуллин сказал, что работа над проектом ВСМ Москва-Казань не прекращена, а приостановлена. Поскольку ожидаемые финансовые затраты слишком велики, а пассажиропоток не просчитан.
А дальше – в январе 2022 года, глава Татарстана Рустам Минниханов в ходе стратегической сессии «Проблемы и перспективы социально-экономического развития агломераций РТ» рассказал, что был рад узнать об отложенном статусе проекта ВСМ Москва-Казань. Запуск магистрали стал бы сложным проектом для Татарстана, выкачивающим ресурсы из республики.
«Когда в ВСМ Москва — Казань нам отказали, я обрадовался», - сказал Минниханов, добавив, что трассу М12 Москва-Казань он считает необходимым инфраструктурным объектом. Напомним, М12 планируют сдать раньше срока – уже в этом году первый участок введут в эксплуатацию.
Но вернемся к ВСМ. Проблема в том, говорил Минниханов, что магистраль сделала бы работу в Москве более доступной. А значит, Казань лишилась бы лучших кадров, ведь путь до столицы России занимал бы 3-4 часа. Трасса позволяет добраться до Москвы за 6-7 часов, и это более приемлемый вариант.
В то же время, Минниханов признавал, что создание агломераций – правильная идея. Однако для реальных изменений нужны инфраструктурные инструменты. В целом же, идея агломерацией не нова. Ее обсуждали еще в период, когда Герман Греф был министром. И Татарстану вместе с Башкирией предлагали создать общее будущее, напомнил тогда раис РТ (на тот момент, президент Татарстана).
И в завершение…
Теперь, по всей видимости, следует ожидать расширенных комментариев о реанимации проекта ВСМ Москва-Казань. Поскольку пока мы имеем дело лишь с короткой репликой главы РЖД. Какой будет реальность, узнаем в скором времени.
Комментарии