Полицейское рабство в Татарстане оценили в 150 тысяч рублей

23 мая 2023
Происшествия

Такова сумма компенсации, которую пострадавший от полицейского рабства татарстанец может получить по решению Нурлатского районного суда. Хотя иск был предъявлен на 1,2 млн рублей. Но обо всем по порядку.

В рабстве Идрис Садыков провел 20 дней и спасся только благодаря семье.

Нурлатский районный суд Татарстана частично удовлетворил иск Идриса Садыкова, ставшего жертвой полицейского рабства. Фигурант просил взыскать с МВД России 1,2 миллиона рублей. Суд посчитал, что будет достаточно и 150 тысяч рублей. Впрочем, прокурор и вовсе призывал установить сумму компенсации в размере 100 тысяч рублей.

Теперь Идрис Садыков будет обжаловать вынесенное решение. Интересы пострадавшего в суде представляет юрист Андрей Сучков. Несколько лет тому назад Садыков был заключен в рабство сотрудником полиции – оперуполномоченный МВД по Нурлатскому району Динар Гафиятов отдал татарстанца своему отцу для работы на ферме. «Казанский репортер» подробно рассказывал об этом деле. Напомним, как проходили расследование и процесс.

Мягкий, но рекордный приговор потребовал пересмотра

Весной 2019 года тракторист Идрис Садыков проходил свидетелем по делу о краже в магазине. Украли пару бутылок водки и сигареты. Садыков дал показания, а ночью за ним приехал оперуполномоченный ОМВД по Нурлатскому району Татарстана Динар Гафиятов. Сказал срочно собираться и ехать в отдел:

«Ночью-то зачем меня вызывают в отдел? Утром поеду… А он – «нет, сейчас вызывают, быстро-быстро одевайся». Я куртку надел, паспорт в кармане был, но до отдела мы так и не добрались. Говорю: мы же отдел проехали! А мне – нет, сиди молчи».

Держали тракториста в частном доме в селе Новое Демкино Аксубаевского района. Кстати, именно в Аксубаево вынесли тот самый мягкий, но в то же время рекордный приговор. После было рассмотрение в Верховном суде Татарстана. Затем дело передали в Нурлат. Пока длились пересмотры, Гафиятов уже не мог влиять на Садыкова. Но в 2019 году ситуация была иной:

«Думал, у него все схвачено. Он еще и в уголовном розыске один из главных был. Каждый день пугал, что в Казань увезет или в Чистополь. И начался этот кошмар. Он говорил мне: «Если убежишь — все равно найду», - вспоминает тракторист.

Рабочий день с 4 утра до 11 вечера

Садыкова привезли в дом отца оперуполномоченного. Поселили в будке и запретили выходить, кроме как для выполнения тяжелой работы на ферме. Наверняка, о рабстве 21 века знала вся семья, однако главным обвиняемым является именно Динар Гафиятов.

В будке, где жил Идрис Садыков, оставили диван и телевизор, старую подушку, одеяло. Когда мужчину довезли до места был уже третий час утра. Ни на один вопрос пленника не ответили. А в пятом часу пришел отец Динара и вместе с сыном рассказал, какую работу предстоит делать:

«Мне ничего не объясняли. Я спросил, зачем меня сюда привезли — мне ответили: «Молчи!» Я еще раз спросил — получил пару ударов, дали пощечину. Думаю, надо пока притормозить — может, утром смогу убежать. Не смог — они хорошо охраняют. Рядом у них дом: если из будки выйдешь — кричат: «Куда пошел?»

Этом дом отца полицейского, где держали Идриса Садыкова.

Дни проходили один за другим. Вставать требовали в четыре утра, чтобы успеть покормить скотину и убрать скотный двор. А ложиться разрешали ближе к 11 часам ночи:

«В хозяйстве у них было пять быков, четыре коровы, бараны. Все нужно было убирать, кормить скотину, поить. Надо было все успевать. Мать Динара доила коров сама. Уже напоследок — 24-25 мая — от меня потребовали почистить канализацию — она идет из дома и бани. Я сказал, что не буду этим заниматься, после чего они ошпарили мне руки кипятком. Шрамы до сих пор остались».

После любых вопросов следовали или угрозы уголовным преследованием, или побои. Впрочем, чаще давили именно психологически. Долгое время после освобождения Идрис Садыков отказывался писать заявление. В беседе с «Казанским репортером» он признавался: «боюсь, будет хуже». Спустя несколько недель правозащитникам и следователем удалось убедить Садыкова, после чего было возбуждено уголовное дело по статье 127.2 УК РФ (использование рабского труда с использованием служебного положения) и части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия).

Спасение благодаря семье

Освободиться жертве удалось только благодаря помощи близких. Из дома Идриса забрали 8 мая 2019 года. Какое-то время семья думала, что он сам объявиться, а 17 мая в полицию с заявлением о пропаже пришла сестра Садыкова. Мужчину объявили в розыск, после чего в отделение полиции его привез сам Динар Гафиятов. Но не освободил. Просто снял отметку о поиске – мол, чего искать, вот он, сам объявился.

Сестра написала новое заявление, к ней присоединилась тетя. И только 28 мая «хозяева» оставили Идриса Садыкова на перекрестке, вручив «300 рублей, бананы, какие-то продукты».

В 2022 году отца бывшего полицейского приговорили к 4 годам условно, а самого экс-оперативника — к 4,5 годам лишения свободы. Впрочем, с учетом времени пребывания в СИЗО Гафиятов-младший уже находится на свободе. Фигуранты свою вину не признали. И сегодня есть те, кто встает на сторону полицейских, настаивая, что пострадавший мог свободно передвигаться и получал деньги за свою работу. Эти очевидцы настаивают, что из показания к сведению не приняли.

Как бы там ни было, остается добавить, что татарстанские слушания о полицейском рабстве стали первыми подобными в России.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!