«Мирас»: классики и современники музыкальной культуры Татарстана

09 февраля 2023
Культура

В Казани открылся VIII Фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас». О проблемах сохранения традиций национального музыкального наследия размышляет культурный обозреватель «Казанского репортёра».

«Мирас» в переводе с татарского языка означает «наследие». О сохранении национальных традиций и ежегодном смотре лучших современных произведений татарских композиторов в далёком уже 2015 году задумался художественный руководитель и главный дирижёром Государственного академического симфонического оркестра Татарстана, народный артист России и Татарстана, профессор Александр Сладковский. Нынче созданный им Фестиваль татарской музыки, получивший имя основоположника татарской профессиональной музыки, крупнейшего в истории татарской музыки композитора-симфониста Назиба Жиганова, проходит на сцене Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева в восьмой раз.

Три дня в концертах будут звучать произведения как классиков татарстанской музыки, так и современных авторов – Фарида Шарифуллина и Миляуши Хайруллиной, Эльмира Низамова и Ильгама Байтиряка, Резеды Ахияровой и Рашида Калимуллина, Масгута Латыпова и Эльмиры Галимовой…

– Татарскую национальную музыку, основанную на пентатонике, трудно с чем-нибудь спутать, – размышляет один из ведущих концертирующих музыкантов Татарстана, создатель, художественный руководитель и главный дирижёр Казанского камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов. – Другое дело, что идёт постоянный процесс синтеза культур, хорошо почувствовавшийся и татарской музыкой: и европейская гармония, и современная техника композиторского письма… Всё сложнее и сложнее становится отличить татарскую музыку от какой-либо другой. На Фестивале будет звучать классика, и мы совершенно однозначно будем слышать татарскую музыку Назиба Жиганова, Александра Ключарёва, который не был татарином, но писал татарскую национальную музыку. Но мы будем слышать и Бориса Трубина, который никогда не был татарским композитором, никому в голову не придёт назвать его музыку татарской. Поэтому я бы всё-таки в целом этот музыкальный смотр назвал не Фестиваль татарской музыки, а Фестиваль произведений композиторов Татарстана. Ведь даже у современных композиторов разные подходы: у Алсу Сунгатуллиной, например, в музыке очень чётко прослеживаются национальные корни, а Рустам Зарипов создал кантату «Мой Татарстан» в джазовой манере, получилось очень интересное произведение с точки зрения изложения.

Оглядев музыкантов Государственного академического симфонического оркестра Татарстана – готовы ли? – Рустем Абязов осторожно шевельнул дирижёрской палочкой, и в воздух поднялись миражи, сотканные струнными на фоне глухих раскатов барабана. Словно волшебный призрак, зыбкие материи звуков плыли над залом, перетекали от нежных напевов скрипок к упругим голосам духовых, постоянно меняя темпоритм. Кроме основной темы в симфонической поэме Алсу Сунгатуллиной «Нурлы Казан» («Лучезарная Казань»), мировая премьера которой состоялась на открытии Фестиваля «Мирас», отчётливо слышны ещё семь дополнительных тем.

– Это произведение было написано в тяжёлом пандемическом 2020 году, – поясняет Алсу Габдулловна.– Тогда мне вдруг представилось, что Казань – это большая чаша, в которой собирается энергия в виде семи лучей: это история нашего города, это жемчужины нашего народа – Габдулла Тукай, Салих Сайдашев, Ильгам Шакиров и многие, многие другие, это любовь людей, это их героизм, это труд человека, это связь времён и неразрывность поколений, это сплав культур, этносов и конфессий. Вот эта энергия и даёт силы нашему краю преображаться в лучшую сторону, преодолевая любые напасти. Семь лучиков как семь ступеней ведут нас в мир добра и света.

Композитор, пианистка, лауреат всероссийских и международных конкурсов по композиции Алсу Сунгатуллина – автор ряда хоровых и оркестровых партитур, музыки для детей и юношества, сочинений для фортепиано и камерно-инструментальных составов. Её привлекает восточная поэзия и философия, что ярко проявилось и в симфонической поэме, посвящённой родному городу композитора.

– Я стараюсь продолжать казанскую композиторскую школу, – уточняет Алсу Габдулловна, – а это Альберт Леман, Шамиль Шарифуллин, Алмаз Монасыпов, Назиб Жиганов. Наша школа очень своеобразная, отличающаяся от московской и петербургской, позволяющая не потерять своё лицо. И речь идёт не столько о мелодике, о пентатонике, сколько об общем восприятии музыки. Специфика казанской композиторской школы в синтезе симфонического оркестрового письма, исторических фольклорных корней и национального самосознания.

Осознать это отличие позволила грамотно структурированная программа Фестиваля. Завораживающий красками первозданной дикой природы «Чатыр тау», концерт для кыл-кубыза с оркестром Эльмиры Галимовой, дал возможность собравшимся в зале услышать голос редко появляющегося на сцене тюркского народного музыкального инструмента, известного в истории уже более тысячи лет. Дина Закирова, скрипач оркестра Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала, – давняя поклонница этого струнно-смычкового инструмента и активный его пропагандист. А сакрально-величественная симфоническая картина для солиста, хора и оркестра Эльмира Низамова «Древний Болгар» вывела на сцену курай, на котором блестяще солировала Гульнар Ярмиева, обучающая искусству владения этим инструментом студентов Казанской государственной консерватории.

– Открытие Фестиваля отличается ещё и своей концепцией, – улыбается Рустем Юнусович. – Если посмотреть на названия, вынесенные в афишу, то там каждое произведение посвящено какому-то городу, какому-то местечку нашей республики или в целом Татарстану: «Кырлай», «Нурлы Казан», «Праздник в Челнах», «Древний Болгар», «Мой Альметьевск», «Чатыр тау», воссоздающий в музыке памятник природы, где сохранились остатки древней степи, и так далее. Получилась такая музыкально-географическая программа.


Среди всех этих произведений самыми яркими были, пожалуй, фрагмент из сатирической оперы «Комендант Бугульмы» Бориса Трубина, напомнившей остроумно-публицистический язык Дмитрия Шостаковича, «Древний Болгар», симфоническая картина для солиста, в роли которого выступил тенор Алмас Хусаинов, чей восхитительный голос больше трёх октав, хора и оркестра Эльмира Низамова, отразившая восхищение композитора священным местом силы, и кантата для солистов, хора и оркестра «Мой Татарстан» Рустама Зарипова, написанная на стихи великого Наби Даули.

– Научить быть композитором нельзя, – убеждённо говорит заведующий кафедрой композиции Казанской государственной консерватории композитор Эльмир Низамов. – Это талант, который даётся Богом, природой, судьбой. У человека появляется способность и желание выражать себя через музыку, через звуки. Что может учитель? Положить багаж на эту основу: дать знания, научить ремеслу. Но этому надо учиться всю жизнь, а не несколько лет в учебном заведении. Быть татарским композитором – это индивидуальное качество композитора, свойство его, насколько отзывчив он к национальной музыке. Если он её любит, если он её чувствует, если он её понимает, то он может и станет татарским композитором. В последние годы у нас учатся в основном студенты не татарской национальности. Можно долго рассуждать, с чем это связано, но нет у нас татар, не идут они к нам. В этом году ко мне поступила девочка из Башкирии, она сама наполовину только татарка, будем смотреть, что из неё получится. Но она человек способный, и я надеюсь, что у неё хорошее будущее. Но ведь есть же иные примеры в истории, например, Александр Ключарёв, – русский по национальности и интернационалист по убеждениям, он стал одним из основоположников татарской профессиональной музыки. Сейчас, конечно, время другое, но ведь возможен второй Ключарёв. Хотя факт остаётся фактом: нынче татары поступают к нам, чтобы научиться композиторскому ремеслу, не так часто.

В своё время научно-творческий руководитель Фестиваля, ректор Казанской государственной консерватории, музыковед, автор учебника «Татарская музыкальная литература», ставшего бестселлером, профессор Вадим Дулат-Алеев обозначил традиционную музыкальную культуру, присущую татарскому народу, термином «этномузыка». Сохранение и развитие татарской музыкальной профессиональной культуры он обозначил как первостепенную задачу подведомственного ему учебного заведения. «Мы должны формировать вкусы к музыке, показывать зрителю новые направления. И этим мы отличаемся от эстрады. Потому что эстрада идёт за зрителем, а мы должны идти рядом с ним, и даже чуть впереди него. Это и есть наша миссия по формированию и воспитанию художественного вкуса у публики, и в конечном итоге – миссия по сохранению культурного уровня», – цитировали Вадима Дулат-Алеева различные республиканские средства массовой информации.

С этим трудно поспорить. Но как было сказано кем-то из великих, традиция – это поддержание огня, а не поклонение пеплу. Можно сколько угодно исполнять классические произведения и наводить скуку на сидящих в зрительном зале. А можно написать этномузыку по-современному ритмично, так, чтоб она стала своей в молодёжной среде. Значит ли это, что академическая музыка пошла на поводу у слушателя?

– Национальная музыка всегда находится в движении, – размышляет Эльмир Жавдетович. – Если мы будем говорить про музыкальные эпохи национальной музыки, то Султан Габяши – это один период, Джаудат Файзи и Назиб Жиганов – другой, поколение Резеды Ахияровой эволюционировало и отличается от своих предшественников. Что из этого мы будем называть национальной музыкой? Основа – татарский мелос – нас всех роднит, но композиторское творчество всегда будет в поиске. И не стоит ждать, что композиторы будут до бесконечности воспроизводить Салиха Сайдашева, Рустема Яхина, Мансура Музаффарова… Всё течёт, всё меняется. В начале двадцатого века было одно поле игры: условно говоря, татарские композиторы подвизались максимум на Всесоюзном пространстве. А сейчас арена у композиторов – вся планета. Это, с одной стороны, даёт гораздо большие возможности, а с другой стороны, накладывает на тебя большую ответственность: надо знать, что происходит в современном музыкальном мире, уметь это всё использовать в своём творчестве и ещё себя сохранить. Я сам всю жизнь старался, сохраняя себя, знакомиться с мировой музыкой, использовать её достижения, насколько я могу это сделать. Может быть, именно поэтому у меня и появилась возможность выйти на более высокий уровень презентации своего творчества. Нужно быть открытым миру и тогда мир будет открыт для тебя.


Фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас» – это не музейная экспозиция, не парад композиторов, не выставка достижений национального музыкального творчества. Нет, это, прежде всего, постановка острых вопросов, на которые предстоит ответить уже нынешнему поколению. И организаторы ежегодного музыкального форума не боятся бросить вызов современным глобализационным процессам, чтобы сохранить свою самобытность.


Зиновий Бельцев.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!