​Без булдырабыз – без президента, суверенитета, граждан и отрицания войны. Какой будет новая Конституция Татарстана?

22 декабря 2022
Общество

В республиканский парламент поступил проект поправок в Конституцию Татарстана. Всего в проекте содержатся 63 изменения в основной закон РТ. Самое заметное – переименование высшего должностного лица из «президента» в «главу». Однако документ содержит еще ряд значимых пунктов. Так, вслед за президентом, из Конституции исчезают упоминания о суверенитете, гражданах Татарстана и... пацифизм. Разрабатывала поправки группа из 37 депутатов. Впрочем, по всему очевидно, что делается это явно без особого энтузиазма, из необходимости приводить законодательство в соответствие с федеральными требованиями. Изменения должны вступить в силу 1 января этого года. Вероятнее всего, их рассмотрят на ближайшей сессии Госсовета РТ.

Минус суверенитет

Первая же поправка лишает республиканскую Конституцию, а вслед за ней и саму республику, суверенитета. Третья статья сейчас звучит в следующем виде: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ». Первые два слова предлагаются упразднить. В статье о символике суверенитет тоже исключили, это слова заменили на «государственность».


Без президента

Ключевой вопрос – о наименовании высшего должностного лица республики. Переименованию президента республики в главу Татарстан сопротивлялся буквально до последнего. Даже когда уже вступил в силу федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», не предполагающий в стране других президентов, в республике все равно Рустама Минниханова именовали президентом Татарстана, ссылаясь на Конституцию РТ. Теперь республика будет «как все», с главой во главе.

Любопытное изменение коснулось и статьи 91, описывающей требования к главе. Теперь он должен быть не моложе 30 лет, постоянно жить в России, не иметь иностранного гражданства и вида на жительства. А вот пункт о знании двух государственных языков исключили, правда говорится, что глава при осуществлении своих полномочий обязан использовать государственные языки Республики Татарстан.

Пребывание на посту главы ограничено двумя сроками, без слова «подряд», стоявшего ранее. Будет ли после принятия новых поправок «обнуление» прежних сроков – вопрос толкования.


Утрата силы

Отдельно стоит сказать об утративших силу статьях. Из Конституции пропал запрет на пропаганду войны, да и сама война как средство разрешения споров, ранее отвергаемая конституционально, теперь таковой не является.

Пропало и упоминание о гражданстве, а от управления государственными делали отстранили общественные объединения. В целом, список ликвидированных статей довольно объемный, приведем лишь некоторые:

Статья 12.2. Общественные объединения вправе участвовать в управлении государственными делами через своих представителей в выборных органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Статья 15.1. Республика Татарстан отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между государствами и народами.

Статья 15.2. В Республике Татарстан пропаганда войны запрещается.

Статья 21.1. Республика Татарстан имеет свое гражданство.

Статья 21.2. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан.

Статья 21.3. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации.

Статья 33.2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Статья 76.2. Право законодательной инициативы по внесению изменений в Конституцию РТ принадлежит Президенту РТ, не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Совета РТ, Президиуму Государственного Совета РТ, Конституционному суду РТ.

Статья 88.4. Президент РТ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета РТ в случае принятия Государственным Советом закона РТ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, Конституции РТ, федеральным законам, Договору РФ и РТ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ», если такие противоречия установлены судебным решением, а Государственный Совет РТ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Это далеко не весь список утративших силу положений, часть из них разберем отдельно.

Шаг к президентской республике без президента

Часть депутатских инициатив касаются работы их самих. Из списка полномочий республиканского парламента исключили толкование законов РТ, согласование кандидатуры прокурора Татарстана, а избрание уполномоченных по правам человека и ребенка поменяли на назначение. Систему органов исполнительной власти устанавливает теперь не Госсовет РТ, а глава. Это можно было бы назвать некоторым шагом от парламентской республики к президентской, если бы в республике остался президент.

Зато расширился список лиц, кому можно адресовать депутатский запрос. Добавились председатели госкомитетов и ведомств РТ, а также главы районов. Убрали пункт о том, что депутат «не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван ими» и тот, что запрещает совмещать работу депутатом на профессиональной основе и коммерческую деятельность.

В пределах полномочий

Думать, что депутаты лишь сокращают текст Конституции, вычеркивая неуместные по нынешним временам слова было бы не совсем верно. Статью №6, например, касающуюся международной деятельности, решено дополнить. Теперь республика участвует в ней не «в пределах своих полномочий», в а «пределах полномочий, предоставленных Конституцией РФ, федеральным законодательством и договором о разграничении предметов ведения.

Впрочем, и здесь без сокращения не обошлось, упоминания об иностранных государствах тоже пропало.

Конституционный суд

Убрали и статьи, касающиеся Конституционного суда республики. Сам суд ликвидировали в этом году, отправив судей на пенсию с пожизненным сохранением зарплаты. Но в целях укрепления законности, республика может созвать конституционный совет.

Что с договором?

Интересную трансформацию приобрел договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами госвласти России и Татарстана». Он был обозначен, как составная часть правовой системы страны и республики. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в новой редакции вообще исключаются упоминания о нем, однако это не так. Напрямую от него не отказываются, такой договор может появиться «В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством».

Обновлено: в ходе заседания профильного комитета проект закона о должности руководителя республики был отозван для доработки. Камнем преткновения стала тема переименования президента в главу. Бурные дискуссии по этому вопросу начинаются с 43-й минуты заседания, после доклада председателя комитета о сути изменений.

Антон Райхштат.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!