​Казанский ТЮЗ: юбилей в непафосном формате

05 декабря 2022
Культура

В казанском ТЮЗе прошёл юбилейный вечер, который так и назвали: «Я – казанский ТЮЗ». За тем, как актёры в лицах рассказывали о славной 90-летней истории и приоткрывали тайны закулисья, следил культурный обозреватель «Казанского репортёра».

По тому, как степенно и даже в некоторой степени вальяжно стекался к дверям казанского ТЮЗа бомонд, можно было безошибочно сказать: сегодня здесь случится нечто особенное. Взволнованные хозяева с порога приглашали избранных пройти за кулисы, где был накрыт праздничный стол, призванный помочь им скоротать время до начала представления. В фойе струнное трио дарило тем, кто не попал в закулисье, неумирающие шедевры популярной музыки. В проходах, как напоминание о словах Константина Сергеевича Станиславского, что «спектакль начинается с момента входа в здание театра», стояли различные постеры, визуализировавшие историю и сегодняшний день ТЮЗа. В зале зрители наглядно демонстрировали, что из себя представляет броуновское движение. Театральный звонок, проигрывавший популярную американскую мелодию Happy birthday to you и увещевавший приятным мужским голосом всех занять свои места, трижды исполнил свою программу и умолк, так и не выполнив свою миссию.

Но мало-помалу порядок установился. Дамы и мужчины заняли свои места. Занавес с двадцатиминутным опозданием всё же поднялся, и на сцене началось таинство.

– Мне захотелось нестандартно рассказать про театр, про нашу жизнь, поделиться со зрителями тем, чем мы живём, – вспоминает режиссёр представления Лилия Ахметзянова. – Потом подключилась Аня Иванова, сценарист, мы с ней смотрели капустники других театров – Мастерской Петра Фоменко, Московского драматического театра имени Пушкина, ещё каких-то, которые в интернете нашли. И Аня придумала такую форму – сторителлинг от лица самого театра. И мы постарались на всю труппу нашу раскидать роли.

– Я – казанский ТЮЗ, – поочерёдно и хором заявляли со сцены артисты. И каждый из них был действительно частичкой той огромной силы, которая девять десятков лет влекла к себе поколения казанцев.

– Само время задавало настроение номера, – уточняет Лилия Талгатовна. – Мы сочиняли образы, опираясь на самочувствие театра в определённые годы. Седовласый мужчина в пионерском галстуке (Евгений Царьков) представлял театр 1930-х годов, родившийся в Центральном клубе пионеров. Странное существо в нелепом одеянии (Галина Юрченко) визуализировало театр 1990-х с его невероятными смешениями жанров и стилей. А нынешний ТЮЗ «вселился» в молодого энергичного юношу (Ярослав Кац).

Смешение жанров и стилей было и в этом представлении. Временами оно казалось театральным хулиганством, временами напоминало эстрадные номера, временами – реконструированные сцены из спектаклей, временами – философические беседы. Единственное, чего не было в нём, так это скуки.

Вот на сцене квартет давно не юных куплетистов (Вячеслав Казанцев, Василий Фалалеев, Александр Фриновский, Евгений Царьков) лихо распевает театральные частушки о не таком уж и солидном возрасте ТЮЗа. А вот уже молодёжь, вальсируя, поёт о том, что театр способен растопить гнев, прогнать печаль и вернуть в сердца любовь. Или словно импровизационно разыгрывается фарс из жизни нынешнего репертуара, в котором Нина Калаганова представляет сказки, Дмитрий Язов в образе донны Розы – комедии, а Эльмира Рашитова – драму. И вдруг из люка на сцену выбирается Нияз Зиннатуллин в нелепо смотрящемся на нём женском платье.

– А это ещё кто? – хором спрашивают «сказка» и «комедия».

– Моя сестра, – спокойно отвечает Эльмира Рашитова. – Современная драма. Это благодаря ей вы ездите на фестивали.

И Нияз Зиннатуллин, повернувшись спиной к залу, скидывает с плеч платье, обнажая спину с надписью «90».

– У нас было много претендентов на эту роль, – смеётся Лилия Талгатовна. – Но Нияз чаще других был задействован и в экспериментальных постановках Туфана Имамутдинова, предыдущего режиссёра ТЮЗа, и у Ильнура Гарифуллина в «Бывших людях». Кому же как не ему играть «современную драму»? Вначале мы хотели использовать костюм – женское платье – из спектакля «Бал.Бесы», но потом я сняла своё платье и отдала его актёру, а сама ходила весь день в сценическом костюме из «Бал.Бесов».

Специфический жанр театрального капустника считается одним из самых сложных. Но казанский ТЮЗ отличается, пожалуй, именно тем, что артисты не бояться публично посмеяться над самими собой. И делают это с высочайшим профессиональным мастерством не только на подобных вечерах, но и в репертуарных спектаклях. Способные придумать весёлую шутку, смешной номер, сочинить пародию и талантливо воплотить всё это, артисты разных поколений активно пользуются своим талантом при создании образов персонажей, не ограничиваясь воспроизведением шаблонных чувств, прописанных рисунком роли.

Вот и сейчас вся труппа объединилась для решения поставленной режиссёром задачи. Каждый внёс свою лепту в то, чтобы юбилейно-одноразовое представление смотрелось как законченный фундаментальный спектакль, о котором с грустью вспоминаешь тогда, когда осознаёшь невозможность повторного его просмотра.

– Для меня это вообще уникальный опыт поработать с представителями всех поколений артистов одновременно, – призналась Лилия Талгатовна. – Они задавали особый ритм, настроение не только в первой части, когда шло представление, но и во второй, когда начались поздравления и награждения. Нам, наверное, дух театра помогал. Даже когда мы что-то сочиняли на сцене, то старожилы вдруг вспоминали: ой, а это же так похоже на такой-то давний спектакль, ой, а это ведь и впрямь было тогда-то… Я же не знала всего этого, но что-то мне словно надиктовывало – сделай так.

Наверное, спектакль «Я – казанский ТЮЗ» мог бы, а может быть, даже должен войти в репертуарную афишу с небольшими доработками – скажем, с добавлением в качестве персонажа театрального домового как историографа или архивариуса, дающего пояснительные комментарии о жизненном пути ТЮЗа и его видимых и невидимых, нынешних и бывших, именитых и рядовых обитателей…

Среди таких невидимых зрителям, но очень важных обитателей ТЮЗа – директор театра Айгуль Горнышева, в своё время удержавшая театр на самом краю пропасти. В этом году она отметила свой полувековой юбилей и потому благодарные артисты включили в представление «Я – казанский ТЮЗ» семиминутную сцену её «прославления». На специальном троне – офисном кресле – её доставили из зала на сцену, чтобы разыграть написанный для неё спектакль и пропеть ей: «Фея, просто фея! Вы само совершенство, от улыбки до жестов выше всяких похвал!»

Айгуль Алмасовна на это только как всегда смущённо улыбалась. Искренняя, приветливая, по-домашнему радушная, она не привыкла быть в центре внимания. Тем более, что этот номер был для неё абсолютным сюрпризом.


Впрочем, это не единственный боец невидимого зрителю фронта, вышедший в этот вечер на сцену, чтобы с полным правом сказать: «Я – казанский ТЮЗ». Во второй – официальной – части вечера за наградами разного уровня вызывались все – и костюмеры, и осветители, и звукорежиссёры, и машинисты сцены, и пожарные, и уборщицы, и билетёры…

Стараясь по возможности сократить длительность этой обязательной части, устроители юбилейного вечера придумали свою «фишку» – игру «актёр в предлагаемых обстоятельствах». Каждый чиновник или представитель театральной общественности, выходящий на сцену, должен был вместо своих длинных и, скажем честно, однообразных поздравительных адресов зачитать четверостишие, созданное авторами юбилейного вечера, так, будто бы он сам его только что сочинил.

Самое смешное заключалось в том, что в каждом из этих стихотворений обязательной была строчка: «Реконструкции мы вам желаем». Хотя нет, самое смешное – не это. Самое смешное, что обещанию высокого начальства провести реконструкцию театра в этом году маленький юбилей – пять лет. Ещё в декабре 2017 года президенту Татарстана Рустаму Минниханову была представлена концепция развития внутреннего дворика ТЮЗа. Однако не только нафантазированные наследниками Манилова детский центр с театральной школой для детей и подростков, мастерские, медиа-корпус, открытая площадка, учебный центр и камерная гостиница остались в планах, но и нормальные артистические гримёрки, буфет, где актёры могли бы полноценно поесть в перерывах между репетициями, и даже замена протекающей крыши – сладкий мечтательный сон ТЮЗовцев.


Хотя, может быть, и не стоит торопиться с реализацией реконструкции. Исправишь всё – оставишь ТЮЗовцев без мечты. А без мечты ой как трудно жить!

Не хочу перечислять всех, кто пришёл поздравить казанский ТЮЗ с девяностолетием, чтобы не превращать свой рассказ в нудный перечень громких имён. Приведу лишь одно из достаточно ярких и точных выступлений.

– Я желаю вам как можно смелее и чаще мечтать о будущем, а не вглядываться в прошлое, каким бы великим оно ни было, – сказала театральный критик и заведующая литературной частью РАМТа и театра имени Маяковского Мила Денёва. – Самое интересное начинается на следующий день после юбилея, когда дань прошлому уже отдана и начинается своя самостоятельная история.

Подарки сыпались на юбиляров дождём – от сертификата на приобретение грузового автомобиля на 6,7 тонны театру в подарок от президента РТ Рустама Минниханова до красиво собранных букетов цветов, от бронзовой, отлитой в Каслях по случаю 230-летия Качаловского театра, медали до туристической палатки, чтобы было где проводить застольные репетиции во время реконструкции.

Два с половиной часа длилось действо.

А когда гости всё-таки разошлись по домам, ТЮЗовцы получили возможность посидеть в тесном семейном кругу, отправившись в Союз театральных деятелей Республики Татарстан. Там их ждал грандиозный банкет с приглашёнными ведущими и звукорежиссёром, чтоб артисты смогли полностью расслабиться и почувствовать, что это их праздник. Они пели в караоке, танцевали и от души хохотали над юмористическим роликом, снятым Ляйсан Юнусовой по идее Анны Ивановой, «Поздравь театр одним словом».

Наверное, в хоре поздравлений трудно различить голоса каждого, кто готов присоединиться к этому флешмобу, но, поверьте, зрители разных поколений негромко, по-домашнему, сердечно и искренне произносят это одно слово, включающее в себя безграничную любовь к ТЮЗу.


Зиновий Бельцев.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!