​Кто прячется в доме? Выставка о «закулисных профессиях» к 100-летию театрального училища

17 ноября 2022
Культура


Выставка «История одного дома», открывшаяся в Галерее современного искусства ГМИИ РТ – уникальна и интересна, но может ввести в заблуждение своим названием некоторых не очень внимательных любителей культурно проводить свой досуг. Она не про какой-нибудь дом как историко-культурный или архитектурный памятник. Выставка посвящена 100-летию Казанского театрального училища, который стал настоящим домом для многих поколений его выпускников, не только актёров и режиссёров, но представителей многих и разных театральных профессий.

А в том числе – бутафоров, костюмеров, сценографов, гримёров, театральных художников! И вот им-то как раз и посвящена открывшаяся выставка. Чудесно, что организаторы юбилея Казанского театрального училища смогли придумать такое мероприятие, что представители вот этих профессий, часто остающихся как бы за кадром, или, лучше сказать, «за кулисами», не удостаивающихся зрительского внимания и специальных аплодисментов по окончании спектакля – ныне выведены на авансцену!

Одна из важных частей экспозиции посвящена работам Татьяны Андреевны Зуевой, именно её по праву называют основателем художественного направления в Казанском театральном училище в далёком уже 1962 году. Замечательный художник-график была Татьяна Андреевна! Даже для того одного хотя бы, чтобы просто вернуть это имя в публичное казанское культурное поле – стоило устроить эту выставку! Если вы посмотрите, поищете сведения о ней в Интернете, то с трудом найдёте несколько коротких ссылок, и большая часть теперь (вот проверьте!) связана с сегодняшней выставкой.

А ведь известный, знаковый для Казани был художник! Один из её учеников, выпускник КТУ Виктор Тимофеев напомнил, что Т.А. Зуева получала образование в Таллине, её манера, лёгкая и свободная, резко выделяла Зуеву среди других казанских художников, «здесь так не писали»! Бард и музыкант Дмитрий Бикчентаев, одно время преподававший и в театральном училище, рассказывал, какое огромное впечатление производили на него картины с казанскими пейзажами Татьяны Андреевны – «там была панорама сверху нашего города, от университета до ул. Баумана, все эти крыши домиков, тщательно выписанные, и я удивился, когда узнал, что всё это было сделано цветными карандашами…». «Карандаши-то не простые были, парижские! – подхватывает ещё один выпускник театрального училища, ныне известный художник Ильгизар Хасанов, – у неё сестра в Париже жила».

И вот сейчас, на выставке «История одного дома» можно видеть и её картины. Одна из которых – изображающая здание КТУ – и стала головной, попав на афишу выставки. Не так часто можно было увидеть в последние годы её работы. Крайняя по времени известная нам выставка, в которой она приняла участие, состоялась за год до смерти художницы, в 2007 и была посвящена Татьянину дню. В релизе от Национального музея писали: «Рисунки, пастели, офорты Татьяны Зуевой передают образ Казани второй половины ушедшего века - живой и одухотворенный! Казанские пейзажи, выполненные в легкой графической манере, наполнены солнцем, воздухом, оставаясь при этом реальным отражением увиденного и пережитого. Центр города, утопавший летом в зелени величественных тополей и кленов, а зимой одетый в тонкую кружевную вязь, каждым своим уголком ложился на лист бумаги причудливой ажурной нитью Татьяниного карандаша…».

Возглавляющий нынче бутафорское отделение театрального училища главный художник Театра кукол „Экият“ Сергей Рябинин также представил на выставке работы свои и своих учеников. Эскизы сценографии и куклы. Среди выдающихся работ Рябинина – куклы к спектаклям «Адэмнэр» /«Люди»/ (о Голоде в Поволжье в 1921 году); «Самовары» (о безногих ветеранах-инвалидах, едущих на своих самодельных деревяшках-каталках с колёсиками из подшипников). Отдельно Сергей Николаевич остановил моё внимание на стенде, посвященном спектаклю по пьесе внука великого композитора Назиба Гаязовича Жиганова, и директора музея его имени Алексея Егорова. Пьеса о том, как его дедушка-композитор прививал своей доченьке (маме Алексея) любовь к музыке. «Там стоял большой рояль, а в нём жили куклы… сначала марионетки, потом – куклы из китайского театра теней, потом вот эти (показывает на представленные в экспозиции куклы, держащиеся на специальной конструкции – А.Б.), рояль этот был как космический корабль»!

Кроме работ известных в Казани мастеров (художников, бутафоров, гримёров (например, были представлены различные парики), костюмеров), выставлялось немало и работ студентов разных лет, как подписанных, так и без подписи авторов (студенты сдавали их как творческие задания по предметам, так и оказались эти произведения в запасниках училища, вовсе не предполагавшего когда-либо их выставлять). Это ещё раз вернуло меня к теме закулисности, безымянности вообще этих профессий для большинства театральных зрителей. На эту тему есть даже знаменитая пьеса «Костюмер», по мотивам которой сняли аж два фильма (в 1983 и 2015 годах соответственно), получивших мировое признание и награды. История о том, что «закулисный» костюмер иной раз может быть едва ли не самым важным членом всей труппы, при том, что зрители даже не знают о его существовании.

«Смотри, какой нож замечательный! Сейчас уже такое не сделают, – воскликнул художник Ильгизар Хасанов (впрочем, работа была не такая уж и старая – 2011 года). Это дало нам повод поговорить с ним вообще о ремесле бутафора, которое сейчас переживает, по мнению художника, не самые лучшие времена. Раньше – и работали тщательнее, а современным театрам подчас и не нужна такая штучная, кропотливая работа. Используются вместо бутафории либо настоящие предметы, либо заказывается что-то на дешевых, каких-нибудь китайских фабриках... Конечно, это тема большого специального разговора, и вряд ли уместишь его на страницах обзора выставки. Когда-то, для подготовки материалов к юбилею Казанского ТЮЗа, брал я интервью у семейной пары казанских бутафоров – выпускников училища разных лет Риммы и Александра Шабаевых, до этого поработавших в Оперном театре и участников ряда международных проектов. Они рассказывали тогда, что из их группы в профессии остались считанные 2-3 человека.

Выставка, по крайней мере, даёт повод подумать о судьбе этой и других представленных профессий! А заодно и о том, что театральное училище неожиданно стало кузницей, альма-матер для целой плеяды казанских художников. Некоторых я уже называл: много лет проработавший главным художником в Театре им. В. Качалова, художник-наивист Виктор Тимофеев. Организатор и куратор культурного пространства «Смена», художник, скульптор, эксцентрик и философ Ильгизар Хасанов. Присутствовавший также на открытии художник график Александр Артамонов (руководитель объединения художников «Графком»). Мы рассуждали с ними о том, чем атмосфера в театральном училище отличалась от художественного. Все отмечали большую свободу, отсутствие идеологического нажима, и благотворное для становления здешних художников общение с молодыми студентами-актёрами. Заодно, конечно, травили всяческие байки, вспоминали студенческую молодость эпохи 1970-1980-х годов.

И вот в таких-то разговорах можно было почувствовать, что название выставки «История одного дома» – имеет под собой основание! Не только в экспонатах, но и в зрителях на открытии сошлись тут люди разных поколений. Пока я разговаривал с «ветеранами», тут же на фоне выставки показывали свои пластические этюды нынешние студенты-третьекурсники… А пока где-то по углам травились байки, на импровизированной сцене говорились речи и проходили официальные мероприятия выставки, среди которых заметное: вручение медали «Роза мира» за многолетний труд Руфине Тазетдиновой, директору Казанского театрального училища. Престижную международную награду вручил ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО), президент Международной гуманитарной академии «Европа-Азия», посол мира UPF, академик Энгель Тагиров.

И хотя, когда придут сюда в дальнейшем новые зрители (а увидеть выставку «История одного дома» в Галерее современного искусства можно до 18 декабря), многих из людей, бывших на открытии, они вряд ли застанут, но всё равно, здесь будет что посмотреть. То вам большая статуя древнеегипетского бога Анубиса, картины, муляжи мечей и кинжалов, старинный воинский шлем, статуя Будды, скульптуры древнегреческих богов, театральные копии музыкальных инструментов, куклы, парики, костюмы, эскизы декораций. Смешение жанров, стилей и эпох, которое и передаёт лучше и нагляднее всего жизнь этого дома – Казанского театрального училища, нынче отмечающего 100 лет. А мы в «Казанском репортёре» – продолжаем серию материалов, приуроченных к этой дате. Следующий наш очерк этого цикла читайте скоро!

Айрат Бик-Булатов.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!