Казанский цирк отказывается от животных. Но не совсем. Включает в труппу учеников цирковой школы. Но не прямо сейчас. Готовит национальную татарскую программу. Но через пару лет и несколько десятков миллионов рублей. Цирковых сенсаций по итогам беседы с новым директором набралось много, и они, действительно, заслуживают самого подробного освещения.
Итоги почти полугодовой работы новый директор Казанского цирка Эльмира Булатова подвела пресс-конференцией, рассказав журналистам, что уже удалось сделать, и каковы планы на будущее.
Цирк для всех. Это как?
Красной нитью прошли несколько тем – в первую очередь, планирование жизни труппы, затем расширение целевой аудитории и подготовка маленьких артистов – такая, чтобы из большого потока цирковой школы кто-то оставался в большом манеже столицы Татарстана.
«За полгода были и позитивные, и негативные моменты. Что-то менялось в штатной структуре, кто-то уходил, где-то мы меняли форматы, - сказала Эльмира Булатова, подчеркнув, что дает лишь рекомендации команде, но, как показывает практика, весьма действенные. - Многие были негативно настроены в связи с тем, что мы… стали работать немного больше. Было много дискуссий и сомнений на тему интереса зрителя».
Сомнения и дискуссии, вопрос, действительно острый. Потому что цирк делают площадкой для всех. И начали с революционных решений, вводя в афишу программы без животных:
«В сентябре мы показали два таких шоу. Это цирковой мюзикл «Алладин» и программа «Circus live» - «Шапито в прямом эфире». Все это новые жанры для Казани. В «Шапито…» цирк поделили на части, была создана театральная атмосфера. Многие приходили и не понимали, куда попали. Именно о «Circus live» мы собрали много отзывов, потому что это был целостный, увлекательный спектакль. И несмотря на то, что возрастную группу зрителей ставили старшую, интересно было всем. Поэтому в мае планируем новые показы».
Когда решались на театральные представления, эмоций было много. Были и зрители, не поддержавшие такой формат, «но, главное, мы дали возможность прийти в цирк тем, кто по какой-то причине не любит шоу с животными», сказала Эльмира Булатова.
Во время ремонта Казанского цирка было очень много вопросов о затратах. Видимо, не все верили, что цирк удастся реанимировать. Новый директор полагает, что возможна не только реанимация, но и привлечение новой публики. Цирк должен стать местом притяжения и для детей, и для молодежи, и для взрослых. Чтобы шоу были доступны, ввели большую системы скидок для всех социально-незащищенных слоев населения:
«Сейчас мы запланировали работу до января 2024 года. То есть живем спокойно, понимаем, что соглашения заключены на несколько месяцев вперед. С таким планированием творить легко и просто, потому что мы знаем, что покажем зрителю и работаем на качество».
Философия равно ребрендинг
Весна, как и анонсировалось выше, станет временем «Circus live» - продолжатся программы представлений без животных осенью, с приездом бурятского цирка. Летом ждем артистов Московского цирка Никулина на Цветном бульваре – обещают показать одну из лучших своих программ «Все будет хорошо». И тут мы подходим к еще одной грани новой философии Казанского цирка, созвучной с ребрендингом. Звучит запутанно, на деле все проще:
«Объявлен конкурс на разработку нашего нового бренда, чтобы цирк сменил логотип, получил видение творческих, креативных людей. И, может быть, мы тоже увидим что-то новое, отражающее сущность разного цирка, - объяснила директор. - Ведь сегодня все учреждения культуры – и цирк, в том числе, несут и социальную функцию».
У людей в залах появляется возможность пусть на два часа, но отвлечься от тревожных мыслей и проблем, побыть с семьей, получить массу положительных эмоций, считает Эльмира Булатова:
«Сейчас мы погружены в информационное поле, не отпускающее ни утром, ни днем, ни вечером. Поэтому артисты призваны помочь людям. Цирк старается дарить праздник, потому приглашаем всех. Но неважно, сколько придет человек – 200, 300 или 1000. Мы работаем хоть для десяти человек в зале. Потому что наша функция – делать людей счастливыми, о чем я и говорю всегда команде».
Первые сенсации – ближе к Новому году
Самые амбициозные планы касаются казанской цирковой школы и собственной национальной татарской программы. И первое, и второе – вопросы долгой перспективы:
«К сожалению, школа не дает сейчас того результата, который был раньше. Но мы работаем над этим. У нас прекрасный преподавательский состав, прекрасные дети. Сейчас многие взрослые артисты не готовят такой материал, в каком заняты наши дети. Но, к сожалению, пока школа широко не представлена ни на подмостках нашей площадки, ни в конкурсах. Но мы хотим, чтобы наши дети выступали везде, добивались высоких результатов в цирковом искусстве. Надеюсь, в новогодней программе два номера будут исполнены воспитанниками нашей цирковой школы. Дети готовятся, репетируют днями напролет, и мы надеемся, казанский зритель по достоинству оценит мастерство маленьких артистов».
Занимаются в казанской цирковой школе с пяти лет. Но, например, в прошлом году из потока в 180 человек выпустились лишь двое. К 14 годам, когда ребенок заканчивает цирковую школу, многие просто сходят с дистанции. Но важно не только это. Главная проблема в том, что выпускники не остаются в казанском цирке:
«К сожалению, сейчас дети заканчивают обучение и уходят. Пока в цирке никто из них не остался. И для нас это печально. Я хочу полностью это пересмотреть, чтобы дети оставались в программе».
Что до татарской национальной программы, безусловно, сделать ее хотелось бы. И даже периодичность малого формата (его создадут уже в скором времени, вероятно, к осени) уже называется – шоу хотят показывать дважды в неделю. Однако пока говорить о чем-то конкретном сложно. Создание настоящего большого шоу с нуля – дорогое удовольствие. Сейчас цирк делает постановки на собственные средства, но национальная программа потребует и вложений из государственного бюджета:
«Чтобы запустить качественное шоу, нужно оснастить себя технически. Мы прекрасно понимаем, ни одно качественное шоу сейчас без экранов, проекторов и другой техники не получится. Но это дорогая история, порядка 100 млн рублей – только чтобы дооснастить цирк. Постановка будет стоит еще порядка 50-60 млн рублей – тут и костюмы, и оплата работы, будет задействовано большой количество людей, которые работают год-полтора, - сказала директор, добавив. - Посмотрим, как будет, в целом, складываться экономическая ситуация. А после вернемся к этому вопросу. Потому что хочется сразу сделать полноценно».
Так что планов – великое множество. Главным же остается вопрос реализации.
Комментарии