Агорино горе

10 февраля 2016
Общество

Сегодня, 10 февраля, Верховный суд Татарстана удовлетворил исковое заявление управления Министерства юстиции России по Татарстану о ликвидации и исключении из единого госреестра юридических лиц межрегиональной ассоциации «Правозащитное объединение «Агора». Как удалось выяснить «Казанскому репортеру», сегодняшнее решение вряд ли повлияет на текущую деятельность «Агоры», поскольку, как заявил ее защитник, «адвокаты как работали, так и будут работать».

Как выяснил «Казанский репортер», претензии управления Минюста по Татарстану сводились к следующему: «Агора» нарушила свой устав, не соблюдала требования федерального закона «О бухгалтерском учете» и закон «О некоммерческих организациях», а также формировала общественное мнение.

«Агора» – это ассоциация российских неправительственных правозащитных организаций, объединение групп юристов-правозащитников, которые на безальтернативной основе оказывают юридические услуги. Адвокаты «Агоры» принимали участие в таких резонансных делах, как дело об избиении журналиста Олега Кашина, дело руководителя самарской ассоциации некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей Голос». Юристы организации также занимаются делами о незаконных действиях представителей государственных органов, связанных с произволом полиции, армейских офицеров и персонала тюрем.

Журналисту нашего издания удалось ознакомиться с возражениями на исковое заявление управления Минюста России по Татарстану. В документе сказано, что ликвидация организации является одним из видов «вмешательства государства» в право на объединение, и ее допускают только при наличии в совокупности строго определенных элементов, таких, как интересы национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности и для защиты прав и свобод других лиц.

– Административный истец в своем исковом заявлении не приводит ни одного аргумента или довода о том, что ассоциация «Агора» угрожает национальной безопасности, основам конституционного строя, жизни и здоровью других граждан, а допущенные ей нарушения носят неустранимый характер, – сказал в суде адвокат «Агоры» Рамиль Ахметгалиев.

Он также напомнил суду, что ассоциация объединяет 35 юристов и адвокатов в более чем 40 регионах России в целях защиты прав и свобод человека и гражданина. Ахметгалиев уточнил, что, согласно постановлению Высшего арбитражного суда России, оказание правовой помощи российским гражданам «Агорой» отвечает понятию «общеполезные цели», которые ориентированы на защиту конституционных прав граждан.

Рамиль Ахметгалиев

Ахметгалиев напомнил и о том, что организация с момента своего создания всегда находилась под пристальным вниманием надзорных органов. Так, каждые три года управление Минюста по Татарстану проводило плановые проверки организации. Были и внеплановые, самые масштабные из которых проходили в 2009 году – тогда одновременные проверки были со стороны Минюста, прокуратуры, налоговых органов, МВД и Росфинмониторинга. 2013-2014 годы ознаменовались для «Агоры» пятью проверками ведомства Илдуса Нафикова. Итогом этих проверок, по словам Ахметгалиева, стало признание действий надзорных органов незаконными.

– Таким образом, за все время существования «Агора» занималась социально значимой и общеполезной деятельностью. Организация все это время находилась под постоянным надзором со стороны контролирующих органов, которые не выявили каких-либо существенных неустранимых нарушений в ее работе, – резюмировал в этой части Ахметгалиев.

Стоит отметить, что в 2014 году «Агора» уже защищалась в суде, но от республиканской прокуратуры. Тогда ведомство Илдуса Нафикова обратилось в Вахитовский районный суд Казани, поскольку посчитало, что «Агора» нарушила закон, не зарегистрировавшись в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента». Тогда райсуд Казани, а позже и Верховный суд республики признали организацию иноагентом, после чего Минюст принудительно включил организацию в данный реестр.

Одним из доводов управления Минюста по Татарстану стал сегодня тот факт, что «Агора» пытается выйти из реестра «иностранных агентов», куда в свое время отказывалась быть включенной.

Что касается доводов о том, что «Агора» нарушила федеральный закон «О бухгалтерском учете», то Ахметгалиев парировал это тем, что уполномоченными контролирующими в этой сфере являются налоговые органы, а Минюст к ним не относится даже в случае обращения в суд с требованием о привлечении к ответственности юрлиц за нарушение законодательства в сфере бухучета.

Ахметгалиев напомнил, что в ходе плановой проверки управление Минюста по Татарстану посчитало, что «Агора» допустила нарушения в ведении бухгалтерской отчетности, однако по результатам рассмотрения в инспекции федеральной налоговой службы было принято решение об отказе в привлечении организации к ответственности, поскольку отсутствует событие правонарушения. Адвокат уточнил, что на сегодня претензии со стороны налоговых органов отсутствуют.

Другой довод Минюста касался формирования «Агорой» общественного мнения. Управление Минюста России по Татарстану в своем исковом заявлении указало, что «Агора» ведет работу с юристами и адвокатами и привлекает их к участию в «Правовой школе Агоры». Другое нарушение, по мнению Минюста, заключалось в том, что на тот момент руководитель ассоциации Павел Чиков дал интервью республиканскому СМИ.

Руководитель управления Минюста России по Татарстану Виктор Демидов (справа)

Ахметгалиев уточнил, что «Правовая школа Агоры» вела деятельность на бюджетные средства, а именно за счет гранта президента России. Адвокат напомнил, что весной 2014 года прокуратура совместно с управлением Минюста России по Татарстану уже проводила проверку, однако не нашла нарушений законодательства.

В своем исковом заявлении управление Минюста по Татарстану указало также на 19 фактов нарушения закона «О некоммерческих организациях». Ахметгалиев ответил, что данная информация ложная, поскольку по закону контроль в данной сфере отнесен к компетенции Роскомнадзора, который в результате проверки принял решение о возбуждении лишь пяти административных дел. В остальном же ведомство не нашло нарушений. Адвокат также сообщил, что пять административных дел (речь идет о том, что в 2014 году Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и некоторые СМИ опубликовали статьи, в которых упоминаются либо руководитель «Агоры», либо наименование организации) находятся на стадии судебного обжалования, а одни и те же факты не могут быть основанием для повторного привлечения к ответственности.

Опираясь на это, Ахметгалиев просил суд отказать в удовлетворении искового заявления. Суд, однако, поступил по-своему и дал «Агоре» шесть месяцев на ликвидацию.

Комментируя решение суда «Газете.Ru», Ахметгалиев сообщил, что обжалует его.

– Принудительную ликвидацию ассоциации за ее правозащитную деятельность мы считаем признанием эффективности ее деятельности, крайней чувствительности для властей и однозначным репрессивным шагом, демонстрирующим истинные цели государственной политики в отношении неправительственных организации в России, – заявил Ахметгалиев.

По его словам, Минюст «не привел ни одного аргумента или довода о том, что ассоциация «Агора» угрожает национальной безопасности, основам конституционного строя, жизни и здоровью других граждан, а допущенные нарушения носят неустранимым характер».

В разговоре с корреспондентом «Казанского репортера», Ахметгалиев пояснил, что сегодняшнее решение «не обязывает нас приостановить деятельность сегодня».

– Апелляция в Москве будет не скоро, у нас месяц на подачу апелляционной жалобы. С учетом сроков, которые есть в Кодексе административного судопроизводства и практики Верховного суда, апелляция будет, скорее всего, ближе к лету. Если Москва оставит сегодняшнее решение в силе, именно с того момента и пойдут полгода, отведенные на ликвидацию, – сказал Ахметгалиев.

Он также уточнил, что согласно решению суда, если оно вступит в законную силу, речь идет лишь о том, что конкретное юридическое лицо и орган правления этого юрлица больше не будут функционировать.

– Что делать дальше, мы подумаем. Чего такого страшного произошло? Юристы как работали, так и будут работать. Это деятельность юристов, это не деятельность организации, если брать юридическую сторону. Адвокат же не состоит в трудовых отношениях с «Агорой», – прокомментировал Ахметгалиев.

Павел Чиков

Экс-руководитель ассоциации «Агора» Павел Чиков в своем фейсбуке сообщил, что в организации остался лишь один штатный сотрудник.

«Она [организация] фактически давно законсервирована. Так что Минюст в прямом смысле воюет с призраком. Даже не так, это была баржа, набитая порохом, которую мы подогнали к линии фронта. Чуваки по ней сдуру и жахнули», – написал Чиков.

По его словам, сегодняшнее решение – «прямой заказ федерального Минюста».

– Есть уверенность, что существует шорт-лист ведущих правозащитных организаций, которые надо уничтожить любыми средствами. Там «Комитет против пыток», «Мемориал», «Голос» и «Агора» как минимум. Посмотрите, что происходит в последние пару лет с этими организациями.

Программный директор Human Rights Watch по России Татьяна Локшина поделилась мнением, что «в этой ситуации ликвидация «Агоры» по иску Минюста может рассматриваться исключительно как удар по гражданскому обществу».

Связаться с руководителем управления Минюста России по Татарстану Виктором Демидовым не удалось – всю вторую половину дня он отсутствовал.


Источники фото: Олег Иванов, tvrain.ru, evening-kazan.ru, to16.minjust.ru, dw.com

Комментарии

  1. Ольга 7 лет назад
    Армагеддон начался. Битва Добра и Зла происходит на наших глазах. Ребята из "Агоры" - вы крутые! Желаю победы!
  2. равиль 7 лет назад
    сволочи
Присоединяйтесь к нам в соцсетях!