Массовые обыски у журналистов в Казани. «Оправдание терроризма» без обвинений

17 августа 2022
Происшествия

В течение пары недель в России возбудили несколько уголовных дел в отношении журналистов. Свою порцию обысков получила и Казань. Однако, в отличие от соседей, расследования ведутся не по фактам вменяемых мошенничеств и вымогательств – в Татарстане курс взяли на оправдание терроризма, пока без предъявления обвинений...


Первыми в летней сессии расследований в отношении журналистов стали Александра Баязитова, Инна Чурилова и Ольга Архарова. Московские авторы каналов в YouTube и Telegram – «Адские бабки», «Финансовый караульный» и «Небрехня», по версии следствия, получали деньги за «блок» той или иной негативной информации в отношении условных владельцев «заводов и пароходов». Шутка в том, что негатив фигуранты публиковали сами, а затем предлагали клиенту остановиться – такую форму заработка «рисуют» следователи, однако вину в той или иной мере признали лишь Архарова и Чурилова.

Дальше был намек на подобное дело в отношении журналиста-расследователя «Московского комсомольца» Льва Сперанского. Когда во вторник, 16 августа редакция «МК» сообщила о его исчезновении, источники успели присвоить Сперанскому статус обвиняемого. Однако позже выяснилось, что экстренные обыск и допрос провели у… свидетеля. Таков статус расследователя. Сам Лев Сперанский рассказал, что «визит полицейских связан с неким делом о клевете на Алишера Усманова и вымогательстве у казахстанского бизнесмена Кенеса Ракишева». Инструментом для вымогательств, вероятно, был телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ», о котором Сперанского спрашивали следователи.

В Казани с обысками пришли сразу по девяти адресам – по версии, The Insider*, следователи сегодня побывали у журналистов и общественных деятелей Марины Юдкевич, Алии Сабировой, Искандера Ясавеева, Эльзы Набиуллиной, Айсылу Кадыровой, Нели Биктимировой, а также двоих родственников кого-то из казанской группы. Никому из татарстанцев московские «модные» обвинения не вменяли. Впрочем, до вечера вообще было неясно, что происходит. Теперь выяснилось, что в протоколах фигурирует часть 2 статьи 205 УК РФ (Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма с использованием сети Интернет).

Никто из представителей правоохранительных органов комментариев не дал. А из семи журналистов высказаться смогла лишь Айсылу Кадырова – музыкальный критик, к том числе, сотрудничающая с проектами «Радио Свобода»*. Поскольку технику у фигурантов изъяли, Айсылу Кадырова передала весточку через журналистку Нину Агишеву, опубликовав реплики из переданного ей постановления суда о проведении обысков:

«Судья Советского районного суда Казани <...> рассмотрев в закрытом судебном заседании постановление следователя по особо важным делам <...> о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище Кадыровой А. А <...> установил <...> В производстве <...> находится Уголовное дело <...> возбужденное по части 2 ст. 205.2 УК РФ по сообщению о публичном оправдании терроризма <...>. 11 мая 2022 года неустановленные журналисты татаро-башкирской службы радио «Свобода»* <...> на канале «Объектив ТВ» видеохостинга YouTube <...> опубликовали ролик «Краска и будка для посла России в Польше», который содержит высказывания, направленные на оправдание действия, связанного с насилием (нападением на посла РФ в Польше 09.05.2022) <...> В ходе оперативно-розыскных мероприятий получена информация о том, что к совершению указанного преступления причастна Кадырова А.А. <...> У следствия имеются основания полагать, что по месту жительства Кадыровой А. А. могут находиться предметы, имеющие значение для уголовного дела <...>».

Айсылу Кадырова настаивает, что не имеет отношения к каналу «Объектив ТВ» и отмечает, что ищет адвоката, чтобы доказать свою непричастность.

Социолог Искандер Ясавеев рассказал «Казанскому репортёру» как проходили обыски:

– С обыском пришли к нам на дачу около шести утра. Пришли к нам в буквальном смысле – мы не закрываем обычно дачу на ночь, обыскивающие просто зашли в дом, предварительно постучав. Мы в этот момент находились в постелях. Обыск на даче проходил около часа, сразу же были изъяты ноутбуки – мой и моих детей – и телефоны всех членов семьи. После этого нас отвезли на городскую квартиру, обыск прошёл и там. В конечном счете кроме компьютеров и телефонов изъяли электронную книгу, старые десятилетней давности нетбук и ноутбук, мои банковские карты и почему-то книгу Фарида Закарии «Будущее свободы». Возможно, потому, что в подзаголовке упоминается США. После этого меня отвезли на допрос в СК. Он занял немного времени, я отказался отвечать на вопросы без адвоката. Следователь допрашивал меня в качестве свидетеля по уголовному делу об оправдании терроризма в связи с упомянутым видеороликом. После этого меня доставили в МВД, где опрашивали уже сотрудники центра по противодействию экстремизму. Цель этого опроса была, насколько я понимаю, просто протянуть время пока анализировался мой телефон. На большую чуть вопросов я не ответил, сославшись на 51-ю статью Конституции. Наконец, через три часа меня отвезли в травмпункт и зафиксировали, что нет телесных повреждений. На этом все закончилось. И да, в моем телеграме, судя по его данным, оперативники находились еще в три часа дня.


Всех казанских журналистов связывает работа на проекты «Радио Свобода»* - писали они в разных жанрах, однако в обзорном материале региональной государственной прессы все упоминаются исключительно как оппозиционные критики власти. При обыске, помимо техники, у журналистов изъяли банковские карточки, деньги (акцент в госпрессе делали на валюте, хотя на фотографиях лишь рубли), пацифистские листовки, личные документы, ежедневники и другие предметы.

Интересно, что редакция проектов «Радио Свобода»* также сообщила, что не имеет отношения к каналу «Объектив ТВ». Эта площадка в YouTube с момента основания 2 сентября 2021 года успела собрать чуть больше 1,5 тысяч подписчиков, а самый популярный ролик объектива насчитает 7 тысяч просмотров – для YouTube-индустрии это сущая безделица. Спорное видео о российском после и вовсе посмотрели чуть больше 300 человек.

Помимо ролика о нападении на посла, следователей интересовало личное отношение журналистов к специальной военной операции России на Украине.


На данную минуту известно, что большинство задержанных отпустили после обыска и допроса. В каком статусе находятся журналисты — неизвестно, однако обвинения им не предъявлены.

____

*Внесены Минюстом в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента в Российской Федерации.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!