«Шомбай-fest». День первый: услышать в себе кочергу

22 июня 2022
Культура

В Казани открылся IV Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest». Культурный обозреватель «Казанского репортёра» внимательно следит за событиями на этом празднике.

– Ой, мама! А кто это? – в звонком голосе мальчишки слышатся восторженные нотки.

– Это Су анасы – Водяная, – поясняет женщина, показывая на актёров, одетых в костюмы ростовых кукол. – А вот это герои сказки «Кәҗә белән Сарык» – Коза и Овца…

– А вот это кто? – перебивает сын.

– А это сам Шомбай нас встречает, – улыбается мама.

Шомбай – коренастый, крепкий, немногословный, но острый на язык герой татарских сказок – здесь значительно помолодел. На эмблеме фестиваля он изображён гостеприимно распахнувшим руки мальчуганом.

– Мне очень нравится это название, – улыбается художественный руководитель Татарского Государственного театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев. – Во-первых, Шомбай – татарское название, но в нём нет татарских букв. Это имя могут без запинки прочесть всюду. А во-вторых, Шомбай же – одновременно и шутник, привносящий в нашу жизнь игру, и философ, умеющий в простом и обыденном разглядеть важное, существенное.

На площадке перед входом в театр на ветру полощутся знамена с логотипами театров – Тольяттинский, Ханты-Мансийский, Пермский, Гродненский, Нижнетагильский, Белгородский… Семнадцать театров покажут за неделю самые лучшие свои спектакли как на сценах Большого и Малого залов Татарского государственного театра кукол «Экият», так и на открытых площадках парка «Цветочный фестиваль», раскинувшегося перед зданием театра.

– Здесь нет никаких «просто друзей», – уточняет Ильгиз Зайниев. – Была проведена серьёзная работа по отбору участников фестиваля. Кто-то не смог откликнуться на наше приглашение, но всё же мы собрали достойный репертуар, как мне кажется. На «Шомбай-fest» будут представлены лучшие спектакли последних двух-трёх лет, за исключением «Снеговика» образцовского театра. Вторым критерием отбора было равное представление молодой режиссуры и работ мэтров. И третий критерий – мы показываем не только детские спектакли, но и спектакли для взрослых. Мы и сами стараемся развивать направление «театр кукол для взрослых», поэтому хотелось показать казанцам очень хорошие примеры работ других коллективов.

Достойным был и выбор членов жюри, которым предстоит решить судьбу участников «Шомбай-fest»: театральный критик из Челябинска Владимир Спешков, театровед из Ульяновска Олеся Кренская, московский журналист Анна Казарина, казанский театральный критик Нияз Игламов и руководитель Кабинета детских театров и театров кукол Союза театральных деятелей России Ольга Глазунова, возглавившая компетентное жюри.

В прошлом Ольга Глазунова сама была артисткой театра кукол и потому к её мнению безоговорочно прислушиваются: она точно знает, про что говорит, и зря не обидит своей критикой.

– Тут представлены такие разные режиссёры, интересные и самостоятельно мыслящие художники, даже не с точки зрения формы, а с точки зрения сущности темы, что очень важно для меня, – говорит она. – Я недавно была в Иваново, только вот вчера приехала из Вологды, перед этим я была в Петербурге. Я почувствовала, как люди стосковались после пандемии по возможности общаться, возможности спорить, иногда доходить до ругани – это очень важно. Кукольники – они особые люди, это особая актёрская семья, они более демократичны, чем драматические актёры, я уж не говорю про музыкальные театры. Вы посмотрите, как они встречаются на фестивале, как они кидаются друг к другу в объятья, какая здесь атмосфера сердечности и одновременно профессиональная требовательность друг к другу.

Мы стоим среди бушующей эмоциями толпы на третьем этаже театрального здания. Сгруппировавшись вокруг столиков с традиционными национальными сладостями – чак-чак, талкыш калеве, кош теле, участники фестиваля напрочь забывали о чаепитии и всё говорили, говорили, говорили о чём-то. Между ногами взрослых бегали детишки, играя друг с другом, едва успев познакомиться.

От толпы отделился ведущий с микрофоном, вышел на импровизированную сцену у окна с витражом, за которым виднелась фигурка Маленького Принца, и церемония открытия «Шомбай-fest» началась… Один за другим выходили на эту сцену люди, говорили приятные слова, презентовали очередной номер удивительного журнала для профессиональных кукольников и любителей театра кукол «Театр Чудес» – на фестиваль приехала его шеф-редактор Нина Монова, представляли членов жюри…

Следуя давней мировой традиции на нынешнем фестивале «Шомбай-fest» впервые будет вручён и Приз Прессы. Для этого организаторы отобрали четверых культурных обозревателей Татарстана, которым предстоит решить – кто будет обладателем их символического знака симпатий. Среди удостоившихся такой чести – писатель и драматург Айрат Бик-Булатов, журналист информационного агентства «Татар-информ» Рузиля Мухаметова, независимый культурный обозреватель Анна Тарлецкая и ваш покорный слуга – культурный обозреватель «Казанского репортёра» Дмитрий Туманов.

Это, в общем-то, достаточно справедливое и мудрое решение. Ведь в конечном-то итоге кукольники работают для зрителей, а культурные обозреватели как раз являют собой некие ретрансляторы зрительского мнения.

Первым выйти на фестивальную сцену доверили Государственному академическому Центральному театру кукол имени С.В. Образцова. Спектакль, который приехал на «Шомбай-fest» далеко не новый. Романтическая история любви, который не дано было случиться, была рассказана Гансом Христианом Андерсеном в 1861 году. Появившись в репертуаре образцовцев спустя полтора века – 28 сентября 2011 года – «Снеговик» прочно обосновался на афише театра.

– Как-то так произошло, что сразу нашлось решение этого спектакля, – рассказывает исполнитель спектакля актёр Андрей Нечаев. – Он был задуман художником Евгенией Шахотько и режиссёром Николаем Шишкиным. Но Николая Шишкина не стало... А художник всё продолжала и продолжала рисовать, не веря в то, что спектакля не будет. И Борис Константинов стал новым режиссёром этого спектакля, который уже в несколько иной интерпретации и вышел на сцену.

Борис Константинов придумывает нового героя спектакля – Мастера кукольных дел, по совместительству Сказочника. Это от его имени рассказывается о том, как Снеговик влюбился в Печку. В этом камерном моноспектакле, поставленном специально для него режиссёром Борисом Константиновым, артист проживает множество сказочных ролей – и жителей небольшого голландского городка, и птиц и животных, равноправно существующих в этой истории, и главных действующих лиц – Снеговика и дворового Пса. Кстати, за работу в «Снеговике» он удостоен Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска-2011» в номинации «Лучший актёр театра кукол».

– Сейчас появилась масса каких-то новых тенденций, – говорит Ольга Глазунова. – Всё больше и больше говорят о театре предмета, а я, например, тоскую о театре кукол. Я думаю, что если эти слова у нас вынесены на вывеску, то главной здесь должна быть кукла. Она может быть разной, какой угодно, столько есть вариаций, но должна быть на первом месте. Кукла и актёр, который стоит за этой куклой, потому что без актёра будет лишь мёртвая материя. Актёр вселяет душу в куклу, и это соединение актёрской души и кукольной материи рождает чудо.

Когда смотришь спектакль, то забываешь, что на сцене – один человек. В его руках буквально оживают все предметы – от деревянного бруска и опилок до нарисованных луны и солнца. И у каждого из персонажей не то что свой характер, но и свой голос: меняя тембр, Андрей Нечаев заставляет поверить в то, что перед нами живые существа.

Жаль только, что сидя в Большом зале трудно разглядеть маленькие фигурки и детали, изображённые на декорациях.

– «Снеговик» задумывался как спектакль для театрального музея, – уточняет Андрей Нечаев. – Это очень камерное пространство. В последствии он был перенесён на сцену. И я понимаю разочарование зрителей, не могущих получить полное погружение в мир художественного искусства «Снеговика».

Словно драгоценная шкатулка светится декорация, чем-то ассоциативно напоминающая вертеп шарманщика. Зимний пейзаж. В центре – мерцает голубизной замёрзшее озеро, укутанное сугробами. За ним – городские здания, шпиль ратуши, мельничное колесо. Топорщатся чёрные ветви зимних деревьев. Слева – трёхэтажный фламандский домик, который в ходе спектакля вдруг открывает нам своих обитателей: мать над колыбелькой, музицирующую даму, господина, читающего «Zeitung»…

Говорят, что это решение выросло из детских воспоминаний Евгении Шахотько. На стене её квартиры висела трофейная немецкая копия старого голландского пейзажа, чем-то напоминающего «Охотников на снегу» Питера Брейгеля Старшего. И ей очень хотелось всегда оказаться внутри этой картины. Что ж, мечта сбылась…

А вот сказка Андерсена, как и все его истории про любовь, заканчивается грустно. Снеговик, конечно же, так и не может найти своё счастье с Печкой. Но когда он тает, открывается секрет его влюблённости. Оказывается, снежные комья, из которых он состоял, были насажены для прочности на старую кочергу. Ощутив её как свою душу, Снеговик и потянулся к своему полному антиподу. Забавно, не правда ли: кочерга как стержень личности Снеговика…

– Сегодня всё так обострено, жизнь трудная, тяжёлая, но как нам всем хочется любви, тепла, тонкости, ума. Я жду спектакль, которой бы затронул струны моей души как зрителя. Очень я стосковалась по таким спектаклям, – признаётся Ольга Глазунова.

Первый день завершён. Но впереди ещё девятнадцать спектаклей. И каждый из них обещает новую встречу с чудом.

Зиновий Бельцев.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!