30 марта вступает в силу закон, вносящий поправки в Воздушный кодекс РФ и предусматривающий обязательную регистрацию беспилотных летательных аппаратов (БЛА) весом более 250 граммов. Соответствующий документ, ранее одобренный Госдумой РФ, подписал президент России Владимир Путин 30 декабря прошлого года. Мера, призванная обезопасить использование игрушечных вертолетов и профессиональных коптеров и ввести их в правовое поле, на практике грозит погубить российскую индустрию производства и использования беспилотной техники.
Стоит отметить, что до принятия закона, хобби в виде авиамоделирования, уличные полеты на игрушечных вертолетах и фото- и видеосъемки с коптеров, фактически нарушали действующее законодательство в части использования воздушного пространства над Россией. Так, полет вертолета-игрушки пилотируемого ребенком, грозил его родителям штрафом от 2 до 5 тысяч рублей. Что касается аэрофото- и видеосъемок, то здесь порядок ответственности уже другой, в связи с тем, что оператору необходимо иметь, как минимум, две лицензии (на геодезическую деятельность и на работу с гостайной), разрешение от ФСБ на полет, разрешение Генштаба области, а также разрешение администрации населенного пункта, где непосредственно проводится съемка.
«До принятия обсуждаемого закона, процесс регистрации полетов был сложным и долгим, потому что необходимо было собрать множество разрешений, - объясняет Тимур Халитов, занимающийся профессиональной аэровидеосъемкой. – Естественно, никто этого не делал и все летали на свой страх и риск». По его словам, по новому закону любые полеты без регистрации также запрещены, однако ее механизм оставляет желать лучшего: «Закон вступает в силу 30 марта и, соответственно, к этому времени должен появиться порядок регистрации. На сегодня же всем владельцам беспилотников предлагается пройти данную процедуру исключительно в Москве».
Сейчас порядок регистрации БЛА обязывает владельцев предоставить техническую информацию о беспилотнике (название, производителя, вес, размер, мощность моторов и др.) и личные данные (паспортные, СНИЛС, ИНН и др.) в федеральное управление Росавиации в Москве и аналогичную информацию – в главное управление ФСБ, находящееся также в столице России.
«Также законодатель предъявляет такие требования, как выставление плана полета, но как это будет реализовано на практике, до сих пор неизвестно, - говорит Халитов. – Например, на заводских коптерах последних моделей предусмотрена передача данных о полетах на серверы компаний-производителей, но непонятно, как эту информацию будут получать госорганы».
Авиамоделист с 30-летним стажем Константин Иванов утверждает, что большая часть беспилотной техники в России самодельная.
– На этих устройствах не предусмотрены модули передачи данных, особенно это касается гоночных коптеров и любительской техники – игрушек, – поясняет он.
По мнению моделиста, закон без оглядки на реалии скопирован с аналогичного, принятого в США.
– Там также определен максимальный вес летательного аппарата в 250 граммов, что объясняется использованием техники с меньшим весом только в помещении. Более легкий аппарат попросту будет сдувать ветром, – говорит Иванов. – Но порядок регистрации беспилотников в разы проще, достаточно заполнить на специализированном сайте формуляр, после чего будет оформлена лицензия, которую необходимо распечатать и предъявлять по мере необходимости.
Между тем Иванов всерьез обеспокоен снижением интереса к авиамоделированию.
– Принятые меры отпугнут многих родителей от покупки игрушечной авиационной техники своим детям, а это неизбежно повлечет за собой заметное снижение интереса молодежи к техническому творчеству, что идет вразрез с государственной политикой, – считает специалист.
Он также беспокоится об исчезновении такого формата, как аэросъемка:
– Этот род видео только начал развиваться, и в последние годы стали появляться прекрасные ролики с панорамами с «птичьего полета» многих городов, которые снимали энтузиасты. Новый закон приведет к тому, что подобную съемку будут осуществлять исключительно профессиональные студии за немалые деньги.
Для разрешения ситуации Тимур Халитов предлагает разделять БЛА по классам: «Коптеры и вертолеты легче двух килограммов практически не представляют опасности, они даже не летают на высотах, где могут доставить неприятности другой воздушной технике».
С ним согласны во Всероссийской ассоциации малых беспилотных летательных аппаратов, ставящей своей целью «добиться в городах РФ разрешения проводить в уведомительном порядке полеты малых беспилотников». На сайте организации поясняется, что БЛА весом менее 2,2 килограмма рассматриваются ими как игрушки, поэтому не требуют ни регистрации, ни маркировки.
С ними не согласен старший аудитор департамента внутреннего аудита авиакомпании «Аэрофлот» Александр Алдюхов, утверждающей в одной из своих статей: «Два килограмма при столкновении с воздушным судном на скорости 250–400 км/ч уже будут иметь совсем другую пробивную способность, чем игрушка, и с попаданием в стекло кабины или двигатель неминуемо приведут в лучшем случае к летному происшествию, а в худшем – к катастрофе и гибели людей».
Между тем, пока идут споры среди тех, кого закон касается непосредственно, окончательный механизм его работы так и не определен. Источник «Казанского репортера» в управлении Росавиации сообщил, что конкретных инструкций по надзору за беспилотниками пока не разработано: «Скорее всего, информация появится к дате вступления документа в законную силу. Между тем предстоит решить еще немало вопросов. Например, кто будет осуществлять контроль за полетами «на местах», на кого будет возложена функция обучения пилотов БЛА, также не определен допустимый возраст оператора, управляющего беспилотником».
Остается лишь добавить, что несмотря на ряд ограничительных мер и отсутствие механизма их регулирования также до сих пор не предусмотрена и ответственность за неисполнение нового закона. Так что пока ваши дети могут поднимать в воздух игрушки тяжелее 250 граммов.
Глеб Кириллов.
Фото: Олег Косов, Антон Райхштат.
Комментарии