«1 день – 1 экспонат»: «Говорящая бумага»

22 января 2022
Культура

Как советские ученые заставили звучать бумагу и почему их изобретение не имело долгой жизни. Разобраться в этом поможет устройство под названием «Говорящая бумага». Один их немногих сохранившихся до наших дней экземпляр хранится в коллекции Национального музея Татарстана. В проекте «1 день – 1 экспонат» изучим раритет.

В доцифровую эпоху были самые разнообразные носители информации: металлические диски, пластинки, бобины, кассеты, даже перфокарты. А слышали ли вы когда нибудь про «говорящую бумагу»? Аппарат с таким названием воспроизводил музыку с бумаги. И это не какое-нибудь экспериментальное изобретение, а устройство, получившее массовое производство в Советском Союзе, и ставшее на время конкурентом патефону. Ныне, правда, практически забытое.

Не имеющее аналогов в мире устройство изобрел советский инженер Борис Скворцов в соавторстве с режиссером Борисом Светозаровым. Идея пришла из кино, где звуковая дорожка записана на пленку. Как следует из названия, носителем музыки здесь выступает бумажная лента, с неё и считывается запись.

Как это часто бывает, на изобретение повлиял дефицит. Патефонные пластинки в то время изготавливали из шеллака, природной смолы, которую импортировали аж из Калькутты. При этом в СССР она поступала через третьи страны – Германию и Италию. Бумага была гораздо дешевле, и позволяла печатать музыку в любой типографии.

– Бумажная лента, которую предложил использовать Скворцов, содержала 8 звуковых дорожек. Воспроизводились эти дорожки слева направо и справа налево. Это позволяло непрерывно воспроизводить звук в течение почти 45 минут. Это было довольно долго по меркам того времени – рассказала проекту «1 день – 1 экспонат» научный сотрудник Национального музея Татарстана Анастасия Мокрополова.

Первые аппараты выпустили в 1940 году, за год успели сделать около 700 устройств. Впрочем, история говорящей бумаги оказалась недолгой. С началом Великой Отечественной войны Коломенский патефоный завод, на котором производилось устройство, переориентируется на производство мин и взрывателей. А уже после войны появилась магнитная запись на пленке.

– По сравнению с новыми для того времени магнитофонами устройство было довольно громоздким. Получается, что магнитная пленка очень быстро вытеснила подобные аппараты, и широкого распространения они не получили, – говорит Анастасия Мокрополова. – Что касается «Говорящей бумаги» как музейного экспоната, то это большая редкость. В музеях России всего три таких устройства: в Национальном музее Татарстана, в Политехническом музее в Москве и еще один в музее связи в Санкт-Петербурге. Наш аппарат является памятником науки и техники первой категории.

Увы, завести этот чудо-аппарат и заставить бумагу снова заговорить, уже невозможно, механизмы обветшали. Но оценить качество звучания все-таки можно. В 1986 году фирма «Мелодия» отреставрировала бумажные записи, аппарат для их воспроизведения и записала все на виниловую пластинку. Альбом так и называется «Концерт на бумаге». Позже его оцифровали. Давайте послушаем:

Антон Райхштат совместно с Национальным музеем Татарстана.
Еще больше историй в канале «1 день – 1 экспонат» на Яндекс.Дзен.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!