​Гражданская активность в Казани 2021

07 января 2022
Общество

Ушедший год ознаменовался невиданным давлением на несогласных. Оппозицию выдавили и с улиц, с помощью ОМОНа и автозаков, и из бюллетеней на выборах, объявив пособниками экстремистов с запретом избираться на ближайшие годы. «Казанский репортер» продолжает следить за гражданской активностью и подготовил обзор протестных событий.

Прогулка по Баумана сторонников Навального

В политическом смысле зима 2021 года была горячей. Задержание вернувшегося в Россию после отравления Алексея Навального вызвало массовые протесты по всей стране. Не стала исключением и Казань.

Понятно было, что согласовать акцию с властями не получится даже по времени, и казанские соратники оппозиционера объявили о несанкционированной «прогулке по Баумана». В ответ местный следком еще до начала акции завел уголовное дело за некие призывы к несовершеннолетним, провластные телеграм-каналы и «общественные деятели» наперебой придумывали страшилки, а вузы пугали студентов отчислением.


В день «прогулки» Казань была похожа на выставку достижений Siloviki-2021. В центр «третьей столицы» завезли броневики и автозаки. Закрыли станции метро. У мобильных операторов пошли сбои. А собравшихся начали массово «винтить» отряды «космонавтов».

Впервые в республике на протестных акциях начали целенаправленно задерживать журналистов. Уводили всех без разбора, от репортеров независимых изданий до представителей государственных информагентств. Ошибку, судя по всему, осознали позднее, когда выяснилось, что это наделало шуму гораздо больше чем ожидалось, о задержаниях писали в федеральной и зарубежной прессе.

Массовые митинги сторонников Навального пройдут еще дважды: через неделю и в апреле. Каждая акция завершится массовыми задержаниями участников с показной жесткостью.

Автозаки в автобусах и псевдожурналисты на второй акции сторонников Навального

Как оказалось, протесты 23 января были лишь репетицией перед главным митингом. 31 января по всей стране вновь прошли массовые протестные акции оппозиции, которые сопровождалась беспрецедентными мерами силовых структур. В Казани на несанкционированное шествие вышли несколько тысяч человек. Город перешел буквально на осадное положение: были перекрыты центральные улицы, и станции метро, объекты госвласти оцеплены двойным кордоном, повсюду не смолкали сирены и сигналы СГУ, а полицейские спецподразделения и ОМОН Росгвардии устроили охоту за протестующими. Задержали сотни людей, в суд по итогам акции в Казани направили 351 дело, нескольких активистов судили по уголовным статьям.

Не обошлось и без новшеств от силовиков: рейсовые автобусы приспособили под автозаки, городской транспорт просто сняли с маршрутов под полицейские нужды, а сотрудники центра «Э» замаскировались под журналистов, надев жилеты с надписью «Пресса».

Попытки заглушить протест на митинге против репрессий

На пике накала политической обстановки в Казани случается неслыханное, власти города согласовывают оппозиционный митинг против репрессий, единственные в стране. Акция собрала представителей самых разных политических сил: «Яблока», «Левого фронта», либертарианцев, социалистов и феминисток. Но сказать, что власть проявила широту взглядов было бы преувеличением.

Оппозицию встретили во всеоружии: центр города наводнили силовики со спецтехникой, а сам протест попытались в прямом смысле заглушить – на центральном стадионе по соседству устроили «Веселые старты» и врубили громкость на полную. Все несколько часов, что шел митинг, шум не смолкал ни на минуту. Находившиеся внутри спортивного сооружения люли рассказывали, что все это время ведущий лишь имитировал мероприятие, а самих соревнований фактически не было.


Еще одной новой технологией стали объемные барьеры, которыми оградили площадку согласованной акции. В этот раз их соорудили, будто готовясь то ли к штурму территории снаружи, то ли к массовому побегу из загона. Таких конструкций раньше не было заметно ни на одной массовой акции. Внутрь пропустили согласованные 200 человек, ее около пяти сотен остались снаружи. Сама акция прошла относительно спокойно, полицейские были предельно вежливы, но и этот согласованный митинг не обошелся без задержаний. В полицию увезли нескольких социал-феминисток и сопровождавших их парней. Силовикам не понравились их плакаты.

Коммунистические цветы

В рескоме КПРФ весь год вели себя смирно. Пламенные речи звучали, разве что, в парламенте, а особых попыток помитинговать не было. Не согласовали акцию на 23 февраля? Сидим дома.

Отдельные сторонники левых идей нет-нет да и появлялись на протестных акциях. А вот руководство регионального отделения неукоснительно придерживалось линии партии и за «красные флажки» не выходило. Глядя на такое предельно сдержанное поведение, можно было бы предположить, что коммунисты умело разыграли протестную карту на фоне навальнистских митингов и «отрабатывают» думский мандат Артема Прокофьева.

В решающий момент, на думских выборах КПРФ снимет часть нелояльных наблюдателей, и даже отзовет кандидата, а представитель партии появится в эфире госсми с заявлениями об отсутствии серьезных нарушений. Как итог – косые взгляды в стане оппозиции и место в Госдуме, рядом с 14–ю единороссами.


Впрочем, увидеть реском на уличной акции все же была возможность – на 7 ноября коммунисты возложили цветы к памятнику Ленину. В общем, все в рамках большевистской целесообразности.

Акция и ликвидация ВТОЦ

Аксакалов татарского национального движения скорее можно было встретить в залах суда, чем на митингах. 15 января прокуратура сообщила председателю ВТОЦ Фариту Закиеву о том, что считает общественную организацию экстремистской, а вскоре начался и сам процесс в Верховном суде Татарстана.

Организовать митинги сторонники ВТОЦ смогли дважды. Сначала летом собравшиеся требовали прокурора «отказаться от позорного иска», который сочти «актом демонстративного неуважения к татарскому народу». Затем осенью, в годовщину взятия Казани войсками Ивана Грозного.


Спустя пару дней, 17 октября, прокурор республики вынес решение, что ВТОЦ занимается экстремистской деятельностью, после чего минюст приостановил работу организации. А в декабре суд еще и оштрафовал ее на 250 тысяч рублей. Аукнулись все те же события 450-летней давности: в заявлениях, прозвучавших на митинге День памяти защитников Казани, павших в 1552 году, нашли нечто возбуждающее ненависть или вражду.

Впрочем, пока лидера центра обыскивали, проводили экспертизы его слов и допрашивали на заседаниях, и штрафовали, выяснилось, что часть сторонников образовала свое крыло, и организация, фактически, раскололась.

Микромитинг «Яблока»

Либералы тоже чаще судились, чем митинговали. То против запрета выдвигаться на выборах из-за причастности к экстремистским организациям, то против антиковидных мер.

После заметной зимней акции против репрессий, «Яблоко» провело едва заметную, летнюю. В первые минуты в сквере Тинчурина присутствовали четыре участника и двое журналистов. Спустя несколько минут после начала подтянулись еще несколько человек. Говорили обо всем, от констатации что «в стране что-то идет не так» до проклятий в адрес Николаса Мадуро и Башара Асада. Малочисленность митинга объяснили пандемией коронавируса, якобы акцию протеста специально не рекламировали ради безопасности людей.


А уже через несколько месяцев пандемия привела «яблочников» в суд, где актив регионального отделения во главе с Русланом Зинатуллиным подал иск к правительству из-за введения QR–кодов в транспорте. Иск тоже стал своего рода политическим перформансом. На одно из заседаний заявители пришли в Верховный суд Татарстана в одежде, имитирующей тюремную робу. Судьи такую акцию не оценили, одну из истиц удалили из зала, а сам иск отклонили.

«Священная война» с QR-кодами

Антикуарный протест продолжился на улице. Призывы выйти на стихийный митинг рассылали по чатам в WhatsApp, при этом организатор акции так и не объявился. В назначенный час к Казанскому кремлю пришли полторы сотни человек, преимущественно пенсионеров. При этом публика собралась весьма разношерстная: от ярых противников вакцинации, считающих себя гражданами СССР, до граждан, выступающих против разделения людей с помощью кодов.

Свои требования об отказе от QR-кодов активисты сопровождали пением «Священной войны» и скандированием лозунгов. В итоге, через полчаса действа и полиция прислала автозаки и начала массово задерживать участников митинга.


Митинг противников QR-кодов стал последней заметной уличной акцией в ушедшем году, начавшегося с массовых задержаний, ими же и завершившегося.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!