Экономические итоги 2021 года. Топ-3 событий и явлений

31 декабря 2021
Мнение

Журналист Альберт Бикбов сформулировал экономические итоги 2021 года, поделившись топ-3 событий и явлений. Делимся и мы.


1 место – Разгул инфляции

Официальная российская статистика говорит нам об общей инфляции чуть выше 8% за год и продовольственной инфляции около 12%. По сравнению с развитыми странами это чудовищно много. Тем более обидно, что в развитых странах в 2021 году вовсю работал печатный станок - экономики накачивались беспрецедентными по объемам триллионными программами стимулирования. И инфляция там не вышла из под контроля. Например, в США она сейчас около 6%, в ЕС – около 5%. И они начинают сворачивать все программы стимулирования и ужесточать кредитно-денежную политику, так что к концу 2022 года они загонят инфляцию в приличные рамки. А что у нас? Масштабных программ стимулирования экономики, по сути, не было, были лишь точечные поддержки пострадавших отраслей.

И еще. В российских реалиях мы говорим только об официальной инфляции, к методике которой есть множество вопросов. На самом деле, наблюдаемая населением инфляция намного превосходит официальную цифру 8%. Не буду приводить конкретные примеры в виде роста стоимости, например, метра жилья или автомобилей, гречки, сахара, подсолнечного масла и т.д. Мы видим рост по многим позициям почти в разы.

К чему приводит высокая инфляция? К обнищанию населения. Особенно страдает от этого малообеспеченные граждане - для них инфляция переносится на порядок тяжелее, нежели для богатых. Именно высокая инфляция – главное негативное событие года, и страшный вызов для российских властей, оказавшихся неспособными купировать рост цен (хотя в экономическом руководстве страны есть люди, прямо исповедующие государственное вмешательство в экономику). Инфляция касается всех, каждого кармана и пока не видно, как российские экономические власти смогут справиться с этой проблемой. А ведь терпение людей не бесконечно, власти можно, как угодно, через соловьевых-киселевых медийно удерживать свой рейтинг, но мощная реальная оппозиция – это не какие-то радикалы и несогласные с иноагентами, реальная оппозиция – это здорово прохудившийся карман обычного россиянина.

2 место – Отскок экономики

Экономика Татарстана восстановилась после падения. В 2020 году, когда началась пандемия, ВРП Татарстан упал на 3%, а за 2021 год ожидается рост ВРП республики на 3,8%. Произошел отскок к допандемийным уровням. В части промышленности восстановление оказалось еще более впечатляющим - в 2020 году индекс промпроизводства упал на 3,6%, а в 2021 году ожидается рост на 8,3%. Бюджет Татарстана сведен в 2021 году с профицитом 8,5 млрд руб, в отличие от дефицита в 2020 году в 24 млрд руб. Другими словами, экономика республики закончила этап восстановления и теперь цель – рост и развитие. Задаваемая траектория дальнейшего роста экономики +3,6% в год, но следует стремиться к еще более высоким уровням. Как показано выше, разгулявшаяся инфляция ударила по реальным доходам населения и поставила под вопрос один из главных драйверов экономического роста - платежеспособный спрос. Если люди нищают, то как они будут полноценно оплачивать товары и услуги? Здесь кроется большая угроза для экономического роста и правительству республики придется много работать по недопущению дальнейшего ухудшения уровня жизни, особенно у малообеспеченных слоев населения.

3 место – мегасделка "Сибур-ТАИФ"

Собственно, если отбросить политкорректность, то можно сказать прямо – состоялось поглощение татарстанских нефтехимиков с довольно неоднозначными последствиями. Что получили собственники ТАИФа? 15% акций объединенной компании + $3 млрд с рассрочкой выплаты на 10 лет. Стоимость 15% акций объединенной компании становится эфемерной, если среди старых акционеров сложились устойчивая коалиция (а она есть). Одна надежда на дивиденды, но и это под вопросом, учитывая большие планы объединенной компании по капитальным вложениям. Рассрочка выплат $3 млрд на 10 лет и вовсе выглядит как «сделка на доверии». В суровых реалиях российского капитализма сделки на доверии, как правило, заканчиваются плохо для одной из сторон. Тем более, когда стороны откровенно неравны в плане использования властно-силового ресурса. Остается надеяться на порядочность партнеров по сделке, раз уж сработать по предоплате не получилось.

Для Сибура, как ни странно, тоже не все однозначно. Да, сейчас, пока цены на полимеры очень высоки, требования к производственной эффективности поглощенной компании невысоки. Но что произойдет (а это рано или поздно обязательно случится) когда цены на полимеры существенно упадут? И пока еще есть время "экономического прилива", то необходимо срочно оптимизировать поглощенные активы с точки зрения операционной эффективности. И для Татарстана важно, чтобы оптимизация произошла безболезненно для работающих татарстанцев, чтобы новые вводимые производственные мощности нефтехимиков абсорбировали высвобождающихся в ходе оптимизации работников. Но, родовую травму постсоветской татарстанской нефтехимии в виде нехватки дешевого сырья для производства полимеров исправить Сибуру вряд ли удастся. Там много факторов: огромные капитальные вложения для строительства трубопровода из ЯНАО, позиция Газпрома, наличие альтернативных проектов у других компаний и т.д. Пока эра высоких цен – всех хорошо, но когда «прилив сменится отливом, то будет понятно, кто купался без трусов». Тем более, что у Сибура сейчас стартовали огромные проекты с точки зрения капвложений – один только Амурский газохимический комплекс с капзатратами на $10 млрд чего только стоит.

Так что мегасделка довольно противоречива с точки зрения оценки выгодности для каждой из сторон. Хотя это мое субъективное мнение.

Альберт Бикбов.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!