Кто и зачем предлагал платный въезд в Казань: и в центр, и на светофорах, и на двухэтажных дорогах

05 октября 2021
Аналитика

Платный въезд в центр Казани обсуждается дестяок лет. Впрочем, были и еще более радикальные предложения. Например, о глобальной монетизации и двухэтажных дорогах. «Казанский репортер» в цитатах напоминает об эволюции бесконечной инициативы.

В 2011 году о том, как разгрузить Казань предложил подумать самый молодой министр Татарстана Николай Никифоров. Громкой стала дискуссия «100 рублей за проезд по Миллениуму»:

«Представьте, что проезд каждого моста и каждой ключевой развязки стоит сколько-то рублей. Цель - больше ездишь - больше платишь, - написал министр в Twitter. - Никаких шлагбаумов быть не должно. Камеры фиксируют номера машин и снимают деньги со счета. Не положил денег - двойной тариф. Что лучше: за 100 рублей ехать тем, кому это действительно нужно, или всем вместе просто дружно стоять в одной пробке? Какие у вас идеи, позволяющие решить проблему растущего транспортного коллапса?»

Особенных идей тогда не случилось. Кстати, развязки, «которые и так строятся», в расчет предложили не брать. Споры кончились ничем, даже когда Никифоров отметил, что «100 рублей за проезд по Миллениуму» - это условный образ. Можно принять в разработку и «5 рублей за проезд каждого светофора».

Спустя год – в 2012-м о возможности платного въезда в центр столицы Татарстана говорила уже помощник президента РТ Олеся Балтусова:

«Загазованность действует на все: и на человека, и на среду его обитания. Если мы не ограничим въезд в центр, мы получим транспортный коллапс и плохую экологию, что уже и так видно в центре, но со строительством новых дорог и развязок только увеличится. Эти примеры уже пройдены в городах мира. И в Сеуле, и в Чикаго, и в Нью-Йорке отказывались от центральных магистралей в пользу пешеходных зон. Въезд в центр Хельсинки, Стокгольма, Лондона является платным. Надеюсь, Казань тоже пойдет по этому пути».

В 2016 году Казань втянули в большую дискуссию о платном въезде в города. На этот раз Госдума предложила утвердить соответствующую норму. В первом чтении был принят законопроект, который разрешает местным властям брать плату за въезд транспорта в отдельные городские зоны и устраивать платные парковки во дворах жилых домов. Необходимость этой инициативы объяснялась тем, что дороги в городах перегружены. Однако депутаты никак не могли договорить о спорной норме. Закончили битву всех против всех в Общественной палате России. Член палаты Сергей Фахретдинов в ходе нулевых слушаний отмечал, что закон должен улучшать дорожную ситуацию, а не увеличивать социальную напряженность. В 2017 году Госдума отказалась от идеи платного въезда в городах.

Так или иначе дискуссия о платном въезде в Казани возникала и в 2017, и в 2018 годах. После в 2019-м и 2020-м на волне обсуждения генерального плана города. В новом свете инициатива предстала после заявления директора ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифката Минниханова. В мае этого года некогда главный гаишник республики предложил отказаться от платных парковок в Казани, поскольку именно они притягивают транспорт в городе:

«Если человек будет знать, что негде ставить автомобиль, он начнет на автобусе приезжать», - пояснил Рифкат Минниханов.

А дальше, продолжил Минниханов, придется и вовсе сделать въезд в Казань платным. «На дачу бесплатно, домой – за деньги», - предположил журналист, собеседник директора ГБУ. Рифкат Минниханов согласился, отметив, что вокруг города можно сделать несколько колец или даже двухэтажных дорог с градацией стоимости въезда. Впрочем, для реализации плана нужно политическое решение. Впрочем, президент Татарстана Рустам Минниханов вскоре после этого заявил, что от пробок никакие двухэтажные дороги не спасут, пока людей провоцируют работать в агломерациях. Следует развивать промышленные центры между крупными городами, которые и станут центрами притяжения. Тогда проблема решится проще.

Но… накануне уже в рамках подготовки журналистского анализа РИА Новости Казань снова прозвучала в списке городов, где следует ввести платный въезд в центр. В пользу такого решения высказывались урбанисты. И лишь одна из опрошенных участниц исследования - директор Научно-исследовательского института устойчивого развития в строительстве Вера Бурцева, напомнила, что жители любого города России с большим недовольством отнесутся к мерам, связанным с дополнительной оплатой.

Комментарии

  1. сергей 13 дней назад
    это не урбанисты - зто какие-то ( дальше без мата не могу ) п......