​Татарстанские симфоники: открытие сезона с невероятным прологом

24 сентября 2021
Культура

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан открыл 56 концертный сезон. За траекторией его возвращения к зрителю следил обозреватель «Казанского репортера».

Официальной датой открытия нынешнего концертного сезона афиша называет 18 сентября. Однако музыка на публичном пространстве в исполнении татарстанских симфоников зазвучала гораздо раньше.

Ровно за месяц до этого магического числа Государственный симфонический оркестр блестяще выступил с программой татарской музыки на Днях культуры Республики Татарстан в Москве. На сцену Светлановского зала столичного Дома музыки вместе с оркестром выходили Альбина Шагимуратова, Ильгам Валиев, Гульнора Гатина, Филюс Кагиров, Дина Гарипова, Руслан Сайфутдинов, Ярамир Низамутдинов, Илюса Хузина и многие другие яркие представители татарской музыкальной культуры. Сыграла на скрипке двенадцатилетняя правнучка Мусы Джалиля Елизавета Малышева-Джалиль. Звучали произведения Рустема Яхина, Салиха Сайдашева, Назиба Жиганова, Рашида Калимуллина, Резеды Ахияровой, Эльмира Низамова. Самого маэстро – главного дирижёра и художественного руководителя оркестра Александра Сладковского иначе как «блистательный» не называл ни один музыкальный критик, вкладывая в это определение всё восхищение его исполнительским мастерством и высоким художественным вкусом в подборе программы.

А уже через пару дней Александр Витальевич со своими оркестрантами и другом детства российского президента прославленным виолончелистом, дирижёром и предпринимателем Сергеем Ролдугиным в два вечера в сочинском парке науки и искусства «Сириус» исполнял произведения Александра Бородина, Сергея Рахманинова, Камиля Сен-Санса и Людвига ван Бетховена. Говорят, что туристы, узнав о грядущем концерте, даже сдавали билеты домой. «Один из лучших оркестров не только России, но и мира», «из года в год этот коллектив производит фурор среди зрителей Сочи», – вторили друг другу издания.

«Этот потрясающий, замечательный оркестр, который под руководством Александра Сладковского, действительно просто живёт на сцене. И столько эмоций нам дарит», – цитируют попавшую на сочинский концерт прима-балерину Большого театра России Светлану Захарову «Известия».

В самом конце августа в этом смогли в который раз убедиться и казанцы. Ставший уже традиционным Международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень» на площади перед Дворцом земледельцев был задуман Александром Сладковским в первые дни его работы в Казани. Тогда он ходил по строительной площадке, утопая в грязи, в поисках локации. Не знаю точно, что его подкупило больше – прекрасная акустика, когда звук буквально плывёт над Казанкой, близость к Кремлю, ставшему визитной карточкой татарстанской столицы, или то, что здесь находился культурный центр города ещё со времён Казанского ханства. Во-всяком случае, притягательность этого места велика, а аура такая, что всякий, оказавшийся здесь, испытывает необъяснимый прилив сил и тягу к бурной творческой деятельности.

Возможно, именно это и позволяет Международному оперному фестивалю под открытым небом оставаться одним из самых ярких и любимых казанцами событием.

На этот раз не только маэстро приготовил к Дню Республики и города подарок, но и городские власти заслуженно отметили вклад Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, внеся этот коллектив в Книгу Почёта. Церемония прошла утром 30 августа на торжественном собрании в Казанской Ратуше, где когда-то располагалось Дворянское собрание. Это здание всегда было центром светской жизни города: тут пели Фёдор Шаляпин и Александр Вертинский, играл на рояле композитор-пианист Сергей Рахманинов и Александр Скрябин, читали стихи Владимир Маяковский и Давид Бурлюк.

– Символично получать такую высокую награду именно здесь. Одиннадцать лет назад, когда я сюда приехал, я об этом даже не мог подумать. Сегодня благодаря такой невероятной синергии Казань преображается, приятно быть частью такой истории, – признался Александр Витальевич.

Сладковский давно и прочно вписался в историю нашего города. Невероятно мужественный и непостижимо обаятельный, он становится участником практически всех значимых событий Казани и Татарстана. И если днём в столице Республики стартовал мотофестиваль, на который приехало шесть сотен байкеров со всей страны и зарубежья, то уже вечером на площадь перед Дворцом Земледельцев на своём мотоцикле ворвался брутальный Сладковский, легко поднялся по ступеням сцены, взлетел на дирижёрский подиум и резким взмахом палочки открыл XI Международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень». Кожаная жилетка весь вечер напоминала нам, что Александр Витальевич – участник казанского отделения H.O.G. – Kazan Chapter Russia при дилерском центре Harley-Davidson Казань.

Столь эффектное появление маэстро задало темп и настроение всему концерту.

Вместе с лауреатом международного конкурса вокалистов имени Глинки и международного конкурса имени Чайковского Марией Бараковой и лауреатом Первой премии ХIII международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой, обладателем Приза зрительских симпатий и двух специальных призов – премии Фонда Елены Образцовой «Лучшему баритону» памяти Юрия Мазурока и творческого приза Радио «Орфей» Дмитрием Чеблыковым Александр Сладковский два часа одаривал собравшихся на праздник лучшими произведениями мировой оперной классики. Божественный Моцарт и упоительный Россини, изысканный Беллини и обворожительный Доницетти, чувственный Сен-Санс и романтичный Бизе, основательный Римский-Корсаков и певучий Чайковский – согласитесь, неплохая компания для релаксации в предпоследний летний вечер.

А прибавьте к этому феноменальный голос, красоту и талант Марии Бараковой, чьё меццо-сопрано настолько поразило специалистов, что для неё сделали исключение и без высшего образования, нарушив возрастной ценз, в девятнадцать лет взяли в Большой театр России. И в паре с ней обладатель роскошного баритона Дмитрий Чеблыков, чьи выступления, как свидетельствует пресса, всегда разнообразны, продуманы и выверены до мелочей. Их дуэт звуком прочувствовал, прожил и Дорабеллу с Гульельмо из оперы «Так поступают все женщины», и Изабеллу с Таддео из оперы «Итальянка в Алжире», и Арсаче с Ассуром из оперы «Семирамида», и Любашу с Грязным из оперы «Царская невеста», и Леонору с Альфонсо из оперы «Фаворитка», и многих, многих других персонажей.

– Казань – потрясающий город, в котором живут доброжелательные люди, – сказал Дмитрий Чеблыков. – И к тому же здесь оркестр высочайшего класса. С ним вдвойне волнительно выступать.

– А я ещё получаю эстетическое удовольствие и от здешней архитектуры: этого синтеза модерна и исторических зданий, – добавила Мария Баракова, – и с удовольствием бы переехала сюда жить.

Первый день осени подарил ещё один сюрприз казанским меломанам: Александр Сладковский приглашён на должность профессора кафедры оперно-симфонического дирижирования в Казанскую консерваторию.

– Конечно, я не мог отказаться от такого предложения, – пояснил маэстро. –Думаю, что это сотрудничество принесёт много пользы, потому что я, выпускник Петербургской консерватории, знаю много секретов и готов ими делиться.

Такова политика нового ректора Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова Вадима Дулат-Алеева, справедливо считающего, что возможность учиться у лучших представителей профессии, практиков, успешных артистов – идеальный вариант для студентов вузов искусства.

Отыграв концерт в Московском зале «Зарядье», где солировали Ильдар Абдразаков и Ульяна Бирюкова, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан вновь вышел на казанскую сцену. И опять это ещё не было засчитано его предводителем маэстро Сладковским за открытие сезона.

Дирижёр Большого театра России и приглашённый дирижёр Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Айрат Кашаев, встав за пульт, создал удивительную феерию «Disney. Фантазия». Живой звук музыкантов проиллюстрировал самые, пожалуй, волшебные фильмы прославленной студии 1940 и 2000 годов под названием «Фантазия». Отрывки из этих кинолент сопровождались музыкой Бетховена и Чайковского, Дебюсси и Стравинского, Понкьелли и Дюка, Элгара и Респиги. Дважды за один день Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева, затаив дыхание, следил за слившейся воедино магией движущегося рисунка и образного звука.

Приглушённый свет, напоминающие светлячков пюпитры, высокая стройная фигура Айрата Кашаева, возвышающаяся чёрным силуэтом над оркестрантами, и сказочные персонажи на большом экране, укреплённом прямо над сценой, лишь добавляли таинственности происходящему на глазах у изумлённой аудитории.

Вот только теперь, 18 сентября, спустя месяц после первого послеотпускного выхода музыкантов на сцену, афиша объявила – концертный сезон 2021/2022 годов открыт.

Уверенной походкой из-за кулис вышел Александр Сладковский, неспеша поднялся на дирижёрский подиум и, не дав оркестру даже мгновения на раздумья, дал сигнал к началу «Праздничной увертюры» Дмитрия Шостаковича. Театрально-торжественно зазвучали фанфары, их поддержали виолончели, затем вступили скрипки – и вот уже мелодия широкой рекой понеслась, зримо воссоздавая пестроту толпы, трепет кумачовых полотен и яркие отблески солнца в лужах. Всего пять минут звучит произведение, созданное композитором к очередному юбилею Октябрьской революции, но маэстро сумел вместить в них целую жизнь – такую же бурную, наполненную неожиданностями и сменами настроений, как и та, которую прожил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан за месяц, предшествующий открытию концертного сезона.

Затем был Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева. Остро-задорная полемичность этого opus’а вызвала бурю споров у современников: одни восторженно приветствовали взрывчатую силу музыки Прокофьева, другие столь же яростно доказывали недопустимость такого эпатажа. Но прошло время, история всё расставила по своим местам, этот Концерт с огромным успехом звучит на престижнейших площадках мира в исполнении лучших пианистов-виртуозов.

Казанцам Сладковский решил подарить исполнение Дмитрия Шишкина – лауреата нескольких престижных международных музыкальных конкурсов, который дал первый сольный концерт, состоявший из произведений собственного сочинения, в три с половиной года. Обладающий большой музыкальной честностью и строгостью, этот пианист сейчас проживает в Швейцарии и выступает по всему миру – вслед за российскими концертами у него в плане стоят выступления в Польше и Франции. Музыкант искренне убеждён, что классическому исполнителю не нужна слава поп-звезды, и часто в интервью повторяет: «Об известности стараюсь не думать. В первую очередь, я хочу заниматься искусством и делиться им».

Эстетски-осторожно и педантски-точно касаясь клавиш рояля длинными гибкими руками, он погружал кисть в звуковую бездну возможностей инструмента. И оркестр звучал верным партнёром виртуоза, раскрывая всю палитру нервно-волевого сочинения двадцатилетнего Сергея Прокофьева. Высокая чувственность и лиризм обрели в этом состязании пианиста и симфоников предельную исповедальность бунтующего юноши.

– Это редкая возможность работать с людьми настолько профессионалами своего дела, что все репетиции, которые мы провели, а их у нас было две, прошли на одном дыхании, – признался после выступления Дмитрий Игоревич. – Это был обмен творчеством и наслаждение от создания музыки. Я получил огромное удовольствие и от концерта, и от подготовки к нему.

На бис музыкант виртуозно исполнил Первый этюд Прокофьева и Четвёртую сказку Николая Метнера, ещё раз доказав, что он пианист мирового уровня.

Второе отделение было полностью отдано Симфонии № 11 («1905 год») Дмитрия Шостаковича. Выбор произведения был обусловлен данью памяти создателю Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Натану Рахлину.

– Натан Григорьевич, за некоторое время до того, как он приехал в Казань, по приглашению Дмитрия Дмитриевича из Киева прилетел в Москву. И там 30 октября 1957 года Симфоническим оркестром СССР под управлением Рахлина была впервые исполнена эта Симфония, – пояснил Александр Витальевич.

В основе четырёх частей Симфонии – песни времён первой русской революции. Первая часть – «Дворцовая площадь» – основана на песнях «Слушай» и «Арестант», вторая – «Девятое января» – «Гой, ты, царь, наш батюш­ка» и «Обнажите головы», третья – «Вечная память» – «Вы жертвою пали», «Славное море, священный Байкал» и «Смело, товарищи, в ногу» и заключительная – «Набат» – «Беснуйтесь, тираны», «Варшавянка» и мелодия из оперетты Георгия Свиридова «Огоньки», интонационно род­ственная темам этих революционных песен.

Еле уловимыми движениями рук маэстро Сладковский даёт сигнал оркестру, и музыка возникает словно само собой – медленно, тяжело, вязко, гнетуще. Но в этом едва слышном гуле струнных уже зреет грядущее выступление революционных масс – об этом свидетельствуют духовые и ударные. Постепенно музыка растёт, набирает силу, струнные обретают звонкость, а движения дирижёра становятся резкими, уверенными, призывными. В яростном звучании Симфонии чувствуется упругость пружины, готовой развернуться, внутреннее напряжение едва сдерживаемого гнева. И вот уже грозная стихия выплескивается наружу, оркестр звучит всё громче, и сквозь колокольные звоны, сымитированные литаврами, пробивается набат. Сладковский резким движением руки перечёркивает оркестр, инструменты мгновенно умолкают и только в воздухе повисает пронзительный металлический стон.

Зал взрывается аплодисментами и криками «браво».

Но вечер этим не заканчивается. Маэстро подготовил для слушателей в качестве бисов Вальс №2 из Сюиты для эстрадного оркестра и «Танец ломового» из балета «Болт» Дмитрия Шостаковича.

В ближайшее время у оркестра немало работы. Маэстро приоткрыл лишь часть своих планов:

– На осень 2022 года мы готовимся к гигантскому туру, что-то около двадцати концертов, по Европе. Сейчас мы в работе – очень напряжённой – к этому туру. Если всё получится, если нам не помешают непреодолимые обстоятельства, мы вновь заявим о себе на лучших сценических площадках.

А ещё Александр Сладковский принимает участие в проекте телеканала «Россия К» «Скрябин-150» – цикле программ, снимающихся к юбилею выдающегося композитора Александра Скрябина, который будет отмечаться в январе. В общем, сезон предстоит насыщенный.

Но ворвавшийся в него брутальный маэстро Сладковский оставляет нам надежду, что всё получится так, как задумано.


Зиновий Бельцев.

Комментарии