«1 день – 1 экспонат»: железнодорожный шамаиль

12 сентября 2021
Культура

Почему на шамаиле появилась железная дорога и чем кроме богословия и каллиграфии прославился его автор? Сегодня в проекте «1 день – 1 экспонат» удивительная вещь, она сочетает в себе мудрость веков и современные для своей эпохи явления.

Каллиграф, муэдзин, богослов, выдающийся чтец Корана и один из первых татарских фотографов – все это о Кыйвамытдине Зульфакарове. В собрании Национального музея РТ есть великолепный шамаиль его работы: вещь традиционная, но не лишённая признаков своего времени – начала ХХ века.

Идеально написанный с каллиграфической точки зрения, шамаиль обрамлён яркой, почти ковровой рамкой, в которую вписаны открытки с видами Мекки, Медины и хиджазской железной дороги.

– Хиджаская железная дорога начала строиться с целью облегчения совершения хаджа для мусульман. Проект был поддержан султаном Абдул-Хамидом II. Строительство этой дороги произвело очень большое впечатление на весь мусульманский мир, так как дорога строилась на пожертвования мусульман, без финансового и кадрового участия европейцев, – рассказывает старший научный сотрудник Национального музея Татарстана Нурия Гараева.

Путь до Мекки в то время был непростым и опасным путешествием. Кыйвамытдин Зульфакаров несколько раз совершал хадж и лично видел, как строилась железная дорога. Его «железнодорожный» шамаиль продолжает древнюю религиозную традицию и привносит в неё современные веяния.

– В современных определениях это, наверное, можно назвать постером. Шамаили использовались в быту, их обрамляли, и обычно они занимали какое-то центральное место в доме. Это был признак мусульманской культуры, мусульманского дома. Татарские дома украшались именно каллиграфическими произведениями. Этот шамаиль интересен тем что здесь просто блистательная работа каллиграфа. Он называется «Исцеляющие аяты Корана». по содержанию это тексты, которые как бы помогают мусульманину успокоиться, найти душевное умиротворение, – демонстрирует произведения сотрудница музея.

Удивительно, как вещь, созданная более века назад, до сих пор сохранила свои краски и не утратила яркость! Благодаря особой технологии, шамаиль будто светится и выглядит объёмным. Секрет в литографическом способе печати, когда типографская краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.

Антон Райхштат совместно с Национальным музеем РТ.
Еще больше историй в канале «1 день – 1 экспонат» на Яндекс.Дзен.

Комментарии