«1 день – 1 экспонат»: азиатские туфли

22 августа 2021
Культура

Кожаная обувь с национальными узорами стала визитной карточкой татарских мастеров. Процесс изготовления кожаной мозаики чрезвычайно трудоёмкий и кропотливый, но результат того стоит: сапоги и туфельки отправлялись в экспорт и международные выставки достижений и превращаясь в произведения искусства. Сегодня в проекте «1 день – 1 экспонат» азиатские туфли. Прошло сто лет, а их дизайн не потерял своей актуальности – обувь все так же выглядит стильно и привлекательно.

Эта обувь приобрела международную известность: в 1925 году коллекция отправилась на Всемирную выставку декоративного и прикладного искусства в Париж, где был стенд Татарской республики. Туфелька сочетает и современные для того времени тенденции, каблучок явно европейский, и традиции – пятка и носок соединяются здесь внахлест. Этот приём, связан с обычаем носить сразу две пары обуви, верхнюю, уличную и ичиги – сапоги на мягкой подошве, в которых заходили в помещение.

– Это был особый вид кожаной обуви, по-татарски кәвеш, который оставляли за пределами помещения. От этих «калош» и берет форма этого башмачка. Дело в том, что кәвеш должен был легко сниматься, и вот эта подвижная пятка позволяет легко вытащить ногу в узорном ичиге, оставить уличную обувь и войти в помещение в ичигах на мягкой подошве, – демонстрирует устройство туфельки заместитель генерального директора Национального музея Татарстана Лилия Саттарова.

На подошве обуви мы можем увидеть клеймо производителя «Т-во Казаков и КО» и надписи «Особый заказ» и «Made in Russia». Такие башмачки отравлялись на экспорт, существовал даже специальный цех татарской узорной обуви, работающих для поставок за рубеж. Казанская обувь особенно распространилась на Востоке, где по выражению автора «Казанского биржевого листка» от 1891 года «украшала собой ноги доброй половины населения средней Азии».

Сделанная из натуральной кожи обувь по ощущениям совершенно невесомая. По нашей просьбе работники музея взвесили туфельку, и оказалось, что ее масса составляет 134 грамма. Этот результат нас удивил, потому, что кажется, что эта обувь весит гораздо меньше. Возможно секрет такой легкости в том, что в башмачке вместо металлических гвоздиков используются деревянные, как это делали издревле.

Антон Райхштат совместно с Национальным музеем РТ.
Еще больше историй в канале «1 день – 1 экспонат» на Яндекс.Дзен.

Комментарии