Огонь, вода и татмедные трубы татарстанской журналистики

02 февраля 2016
Общество

За 2015 год в Татарстане прекратили свою деятельность почти в два раза больше СМИ, чем в 2014 году, а рекламный рынок в печатных изданиях просел на 20%. Об этом сегодня сообщили на расширенном заседании республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». Помимо этого, сегодня стало известно о том, что отделение журналистики КФУ преобразуют в высшую школу журналистики и массовых коммуникаций, а глава аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров потребовал, чтобы агентство обратило внимание на СМИ и социальные сети для «противодействия деструктивным политическим и религиозным течениям».

Руководитель республиканского Агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айрат Зарипов начал свой 25-минутный доклад со статистических данных, согласно которым на январь этого года в Татарстане зарегистрировано 1193 СМИ, чьи редакции располагаются на территории республики. Помимо этого, в Татарстане функционируют корпункты четырех федеральных телеканалов и пять представительств федеральных информационных агентств.

Перейдя к менее позитивной теме, Зарипов напомнил и про закрытие некоторых СМИ в Татарстане. Это региональная полоса газеты «Ведомости – Среднее Поволжье», «Челнинская газета», журналы «Деловой квартал – Казань», «Выбирай». Выпускаться также перестали еженедельник «Полезная газета», бизнес-приложение к газете «Вечерние Челны» «Oлигарх», бумажная версия «Из рук в руки.Челны» и портал Inkazan.

Виной тому, по словам Зарипова, «новые экономические реалии, сокращение рекламных бюджетов, удорожание полиграфических услуг и ряд других причин». В целом, в прошлом году в Татарстане прекратили деятельность 140 СМИ, что на 43% больше, чем в 2014 году.

Вернувшись к позитиву, Айрат Зарипов напомнил, что в республике в прошлом году открылись и новые СМИ, в числе которых телеканал «Эфир-24», интернет-газеты «Реальное время» и «Казанский репортер» и другие. В общей сложности в прошлом году получили свидетельство о регистрации 230 СМИ, что на 18,5% больше, чем в 2014 году.

Перейдя к теме подписной кампании, глава агентства отметил, что общий подписной тираж на периодические издания в Татарстане на первую половину этого года составил 1,3 млн экземпляров (рост менее 0,5 процента).

Айрат Зарипов подчеркнул, что на рынке печатных СМИ республики имеются такие же тенденции, как в целом по России, а именно снижение покупательской способности и спроса, а также сокращение читательской аудитории.

Несмотря на то, что в общей сложности рост подписки на татарстанские издания составил 4%, у многих газет, по словам Зарипова, наблюдается существенное снижение числа подписчиков. Среди таких изданий газеты «Ватаным Татарстан» (потеряла 13,9% читателей) и «Республика Татарстан» (9,9%).

– Итоги этой подписной кампании – результат удорожания полиграфии, бумаги. В этих условиях наша с вами задача – сохранить тиражи подписных изданий, – сказал Зарипов.

Он также сообщил, что по итогам 2015 года Татарстанстат зафиксировал «последовательное падение объемов выпуска печатной продукции в натуральных показателях». По словам Зарипова, в секторах газетно-журнального производства речь идет о 25-40%, однако «увеличение выпуска сохранилось в книжном секторе и прочей печатной продукции».

Говоря о сокращении объемов тиражей периодических изданий, глава агентства отметил, что одна из причин этого – снижение численности киосков. По словам Зарипова, сегодня в Татарстане без учета точек в супермаркетах розничная продажа осуществляется в 154 киосках и 16 магазинах, тогда как в 2014 году было 182 киоска и 15 магазинов.

Глава агентства также уточнил, что в республике один киоск приходится на 7 559 жителей. В 2014 году один киоск приходился на 5 453 жителя, а в целом по России средний показатель – 5 241 человек.

Рекламный рынок Татарстана в 2015 году также просел: на 18% наблюдалось снижение у телевидения и на 20% – у печатных изданий. Зарипов, однако, оговорился, сообщив, что прогнозы о падении рекламного рынка предсказывались до 30%, поэтому республика показала «вполне приемлемые цифры». Глава агентства также отметил рост рекламного рынка в Интернете (13,5%) и на радио (1,5%).

Зарипов также сообщил, что аудитория интернет-пользователей в Татарстане за 2015 год составила более трех с половиной миллионов человек, из которых больше половины заходили в Интернет каждый день.

Руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Татарстану (Роскомнадзор) Борис Разинов рассказал присутствующим, что в прошлом году ведомство провело 250 надзорных мероприятий, 83% из которых завершились выявлением нарушений. Всего же, по словам Разинова, выявлено 303 нарушения, в результате чего наложено 22 штрафа на общую сумму 80 тысяч рублей. Нарушения, как сказал спикер, в основном связаны с «невнимательным отношением к закону о СМИ».

Среди основных нарушений – несоблюдение порядка утверждения и изменения устава редакции, превышение максимально допустимого срока невыхода в свет СМИ после регистрации, несоблюдение требований по порядку объявления выходных данных, предоставление устаревших сведений.

Перейдя к теме телерадиовещания, глава ведомства рассказал, что в прошлом году было проведено 80 надзорных мероприятий, в 69% случаев выявили нарушения. Всего же за прошлый год обнаружили 115 нарушений в этой сфере и наложили штрафов на сумму более 450 тысяч рублей, более половины из которых (около 250 тысяч рублей) пока не выплачены.

Глава института социально-философских наук и массовых коммуникаций Михаил Щелкунов, также выступавший сегодня на заседании, сообщил, что отделение журналистики КФУ преобразуют в высшую школу журналистики и массовых коммуникаций в составе вуза. По мнению Щелкунова, этот шаг должен повысить привлекательность программ подготовки и самой журналистики. Планируется, что школа будет базироваться в отдельном здании, а упор будет сделан на национальное телевидение. Щелкунов также попросил гендиректора ТНВ Ильшата Аминова сформировать в школе минимум десять целевых мест для татароязычных журналистов, которых в будущем могут отправить на работу в районы Татарстана.

Руководитель аппарата президента Татарстана и председатель совета директоров АО «Татмедиа» Асгат Сафаров рассказал, что «в период ухудшения социально-экономической ситуации активизируются разные деструктивные секты, мошенники». Поэтому, уточнил спикер, «вопрос о противодействии шарлатанству должен быть предметом особого внимания СМИ».

Сафаров также сообщил, что из-за экономической ситуации «актуализируются вопросы межнационального и межконфессионального мира и согласия».

– Мы видим, что в информационном пространстве все чаще и чаще вбрасываются радикальные идеологические установки, закладываются конфликты, экстремистские и расистские проявления. Это реальные угрозы со стороны, прежде всего, ИГ (организация запрещена в России – ред.). Поэтому надо серьезно активизировать работу в медиапространстве по противодействию деструктивным политическим и религиозным течениям и негативному информационному фону вокруг республики. В этих вопросах необходимо очень тесно взаимодействовать с Роскомнадзором. Работа должна находиться в самом центре внимания республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям, – напомнил Сафаров.

Он также констатировал, что «недостаточно работы ведется в Интернете и социальных сетях» и указал агентству на то, что эта «работа должна стать важной составляющей медиастратегии отрасли».

К слову, о размерах республиканского финансирования на государственные СМИ на сегодняшнем заседании не было сказано ничего.



Источники фото: tatar-inform.ru, evening-kazan.ru

Материалы по теме
Какая БОль: чиновникам закрыли путь на «Бизнес Online»
06:11, 11 ноября
Общество
Слухам вопреки: улыбающийся Халиков и ситуация с ТФБ
07:03, 3 марта
Общество
​Переключая каналы. Февраль
11:03, 3 марта
Общество
​«​Татарстан-24»​ раскинул сети
04:02, 2 февраля
Общество

Комментарии