Личное мнение Марата Хуснуллина об укрупнении России оказалось настолько востребованным в экспертном сообществе, что высказались и в Кремле, и в анонимных телеграм-каналах. Депутаты то соглашались с позицией, то призывали увольнять вице-премьера. Губернаторы или молчали, или кивали на президента – мол, он все решит. И только татарстанцы скромно предлагали объединить регион с Моской или, по крайней мере, Московской областью.
Вопрос укрупнения регионов России оказался больной темой. Накануне вице-премьер России Марат Хуснуллин, заявил, что 85 субъектов стране не нужны. Объединить следует, по меньшей мере Еврейскую автономную область с Хабаровским краем. А Курганскую область с Тюменской. Вице-премьер сразу оговорился: речь идет о личной позиции, и в правительстве ее не обсуждали. Однако спустя несколько часов эксперты напомнили, что укрупнение – старая песня многих политиков. А затем и в Кремле добавили, что не исключают возможности объединения регионов при согласии жителей:
«Это может идти только снизу, по инициативе жителей конкретных регионов, то есть это не можем навязываться, - сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. – Существуют разные экспертные точки зрения, в том числе, и такая точка зрения, которую озвучил Хуснуллин. Во многих регионах, действительно, экономическая целесообразность говорит об определенной эффективности, синергии, которая могла бы возникнуть в ходе укрупнения. Но здесь главным критерием, конечно, является воля жителей этих регионов. Вы знаете, что далеко не везде жители регионов хотят укрупнения в настоящее время, это является определяющим фактором».
К слову, заявление Хуснуллина можно расценить и как инициативу снизу, и как мнение сверху. Ведь в ходе круглого стола в Высшей школе экономики он, в том числе, говорил о собственном опыте жителя региона:
«Или, например, на моей родине, в Татарстане есть вообще вопиющий пример. Я вырос в Чистополе – это 100 км от Казани, а ровно через 30 км начинается муниципальный поселок, в котором нефть есть. А в Чистополи нет. Там, где нефть есть, они не знают, куда деньги девать. Потому что даже местных налогов, которые нефтяная компания платит, хватает на все […] А ровно через 30 километров ни одной тонны нефти нет, весь город – 60 тысяч человек, 1,8 млрд рублей бюджет города. Они что, заложники?» - заявил Хуснуллин, еще раз отметив, что административно-территориальное деление в России выстроено неверно.
Собственно, вокруг нефти все примеры и крутились. Но хватит ли каждому бедному региону нефтяных соседей? Смотря на сколько «кусков» делить Россию.
Как делить, или личное мнение с правительственной поддержкой
Самый агрессивный вариант – 15 субъектов федерации. Мягче – от 30 до 40. О тенденциях напомнил политолог, эксперт по внутренней политике, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков в личном телеграм-канале:
«Напомню, что в 2020 году с подобной инициативой выступала спикер Совфеда Валентина Матвиенко, которая также считает, что в России есть еще целый ряд регионов, которые в случае объединения получили бы новые возможности. К слову, тогда даже началось движение по укрупнению ряда «протестных» территорий, к примеру – Архангельской области и НАО, но из-за роста недовольства проект приостановили, - отметил эксперт. - Процесс этот стартовал еще в начале нулевых. Тогда были объединены несколько граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов, произошло это в период с 2003 по 2008 год при активной поддержке федерального центра, в итоге появились: Забайкальский край, Пермский край, Красноярский край, Камчатский край и другие».
Правительству выгодны макрорегионы хотя бы с точки зрения пространственного управления, отметил эксперт. Экономические стратеги тоже пытались мыслить именно в этой логике, предлагая крупные инвестиционные проекты, например, «Сибирь Енисейская» на три и даже четыре субъекта или, например, «Новая Тюмень», «Большая Москва» и так далее. Если следовать этой логике, действительно, можно резать до 15 регионов:
«Москва, Центральный округ, Северо-западный округ, Северный, Верхне и Нижневолжский округ, Юго-западный и Южный, Северокавказский, Восточносибирский, Дальневосточный и т.д., плюс Крым и резерв на Западный округ», - перечисляет Гращенков.
Более подробная концепция предусматривает административное деление на 30-40 регионов. Здесь объединялись бы по кустовому принципу – два или три менее развитых региона цепляют в сильному, более развитому.
«Как в той же «тюменской матрешке», о которой говорил Хуснулин, к Тюмени хотели бы присоединить ХМАО, Курганскую область, ЯНАО. Новосибирск мог бы объединить Томск, Алтайский край и Республику Алтай, а также Кузбасс. Архангельская область, НАО и Коми могли бы составить единый северный округ, а шире – вместе с Карелией и Мурманском, ну и так далее. Вроде объединения Кировской области и Удмуртии, Псковской и Ленинградской области, а также Марий Эл с более крупными регионами Поволжья», - перечисляет Гращенков в своем анализе.
Первое, чем оправдывают укрупнение регионов, это экономия на государственном аппарате. Второе – уже упомянутое пространственное управление. И, третье, о чем говорит Илья Гращенков – это то, что личное мнение Марата Хуснуллина имеет большую поддержку в правительственных кругах, «особенно тех, кто занят инвестициями».
И, к слову, о Валентине Матвиенко. Почти в унисон с Маратом Хуснуллином она также успела подать сигнал регионам. Говорила об удочках:
«Сейчас настал момент, когда каждый регион должен свежим обновленным взглядом посмотреть еще раз на свои возможности, на свои конкурентные преимущества, как он сможет максимально эффективно использовать те инструменты, которые предлагает сейчас федеральный центр, включая инфраструктурные и бюджетные кредиты, - отметила спикер Совета федерации, добавив, что многое будет зависеть от эффективности региональных команд. - Точно могу сказать, что таких благоприятных возможностей для регионов раньше не было. Можно сказать, что на наших глазах формируется новая региональная политика, цель которой — дать субъектам не рыбу, а удочку. Этот шанс нужно обязательно использовать. Определить с учетом интересов жителей те реалистичные приоритеты, за которые регионы возьмутся в первую очередь, а дальше шаг за шагом идти к самодостаточности, развитой инфраструктуре, сильной экономике».
Что думают снизу?
Позицию «объединяемых» регионов одним из первых высказал глава Еврейский автономной области Ростислав Гольдштейн:
«Весьма неожиданно слышать от высокопоставленного чиновника федерального уровня о нежелании заниматься конкретным регионом, а именно Еврейской автономной областью. Такие вопросы решаются на уровне президента страны и премьер-министра. Легко работать с экономически развитыми территориями, ЕАО - сложный субъект, здесь нужно прикладывать усилия».
Губернатор Тюменской области Александр Моор оставил личное мнение Хуснуллина без комментариев, также, как и губернатор Курганской области Вадим Шумков. Зато в политическом канале Тюменской области, ХМАО и ЯНАО представили такую позицию:
«Согласен с коллегами, что между ними с Хуснуллиным давняя любовь. К слову, отставка Якушева после повышения вице-мэра Москвы и назначение на его место татарского зама — тому подтверждение. Так что погадить старым врагам — одно удовольствие. Ведь прекрасно знает, что объединение с Курганом для тюменцев — кошмарный сон. Если на южан налогов у ХМАО и ЯНАО еще хватает, то двоих Буцефал вряд ли вывезет. Короче, вопрос деликатный, а заявления на эту тему лишь будоражат умы особо буйных. Время-то еще какое выбрано — предвыборье», - пишет «Доктор Комаровский».
В Поволжье тоже предпочли высказываться только через анонимные площадки. Так, «VOLGA.brief» полагают, что в Приволжском федеральном округе укрупнение регионов планируется начать с объединения Кировской области и Удмуртии, а также включить Республику Марий Эл в состав «более крупных регионов», например Нижегородской области. И здесь, объединив анализ Гращенкова и личное мнение Хуснуллина, пришли к выводу, что имеют дело не со «случайным самострелом», а «отражением реально происходящих во властной иерархии мыслительных процессов».
«Однако в случае ПФО проблема в том, что самые малочисленные регионы округа – Мордовию и Марий Эл - объединять не с кем, ибо они сами являются лоскутными объединениями: разница между мокша и эрзя, горными и луговыми мари – гораздо больше, чем даже между башкирами и татарами, - пишут авторы, приводя несколько публичных комментарий не самого лестного толка и переходя к более-менее официальной позиции. - Более дипломатично выразился спикер башкирского Курултая Константин Толкачев. «В нашем регионе все субъекты в достаточной мере состоятельны, нет депрессивных территорий. Национально-исторические отсылки здесь тоже не работают. Да, на заре создания нашей республики часть башкирского населения оказалась вне ее границ. Но вся логика дальнейшего развития была подчинена экономическим процессам…»
Интересно, что о Татарстане в каком бы то ни было статусе размышлений почти нет. Разве что сами татарстанцы скромно предлагали объединить нас или с Москвой, или хотя бы с Московской областью. Зато вокруг – по периметру, сплошные прогнозы:
«Еще одна возможная тема для укрупнения регионов в ПФО – объединение Чувашии с Ульяновской областью. Мало кто знает, но на заре создания национальных республик в составе РСФСР Ленин так и хотел сделать: в тогдашней Симбирской губернии жило немало чувашей (их и сейчас в Ульяновской области около 10%), и Симбирск мог стать столицей Чувашии по той же логике, по которой Уфа стала столицей Башкирии. Сейчас, однако, такое объединение невозможно экономически: и Чувашия, и Ульяновская область депрессивны, и минус на минус не даст плюс. По той же причине бессмысленно объединение Кировской области с Удмуртией. Все оправданные объединения на территории ПФО уже произошли: в Саратовскую область еще при СССР вошла автономия немцев Поволжья, а на базе Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в 2005 году был создан Пермский край», - заключают «VOLGA.brief».
И, в завершение…
На волне долгих обсуждений на экспертном уровне Марат Хуснуллин через своего представителя еще раз подчеркнул, что говорил лишь о личной позиции. В ответ десятки площадок вспомнили, что всего пару недель назад стало известно, что Хуснуллин возглавил рабочую группу «Агрессивное развитие инфраструктуры», сформированную в начале 2021 года.
Группа должна создать программу социально-экономического развития России до 2030 года. Правительственный план предполагает ликвидацию отсталости регионов за счет создания 41 агломерации с населением в 60 миллионов человек – это почти половина населения России. Якобы агломерации будут создавать в городах с более чем полумиллионом населения и собственным университетом. А опорными пунктами станут малые города и села с хорошей транспортной доступности, социальными и инженерными услугами в 50 километрах от центра, безусловно, с высоким уровнем благоустройства. Будет ли реализован этот план? Пока вопрос открыт.
Комментарии
Более 100 субъектов (вкл закр образования), как этим эффективно управлять?
А Татарстан давно пора с каким нить депрессивным регионом и не с одним. Жируют татарские чины на нефти. Уже в самые богатые записаны Форбс.
Да и казанские татары (мне можно говорить я татарин) возомнили из себя, наблюдается принижение русских на фоне роста националистических настроений.
Забыли кто им построил нефтянку, нефтехимию, оргсинтез.
Однозначно первая кандидатура - Татарстан на укрупнение с регионами. А то слишком много самостийности берут на себя.
Москве и области и в Татарии, но и других субъектах РФ. Лучше сократите зарплату чиновникам. Депутатам
футболистам и.т.д. А главное наведите порядок в финансовой деятельности.
НА БАНКИ, НА БУРЖУЕВ , НА ЧИНОВНИКОВ, НА ДЕПУТАТОВ , НА СЕНАТОРОВ
ДЕНЕГ ХВАТАЕТ, БОЛЕЕ ТОГО ОНИ МИЛЛИАРДАМИ ВОРУЮТ ! ВСЕ ОБ ЭТОМ ЗНАЮТ