Игорь Веселов об ужесточении избирательного законодательства и бездействии правоохранительных органов во время кампании

30 января 2016
Мнение

«Казанский репортер» продолжает аудио-проект «Послушайте!», в котором раз в неделю беседует с общественниками, политиками и экспертами о главных, по их мнению, событиях недели в Татарстане и России. Сегодняшний гость – Игорь Веселов, лидер коалиции «За честные выборы» в республике – рассказал о предстоящих изменениях в избирательном законодательстве, касающихся регистрации наблюдателей за трое суток до дня выборов, введении штрафов за нарушения общественного порядка на избирательных участках и действиях правоохранительных органов во время избирательной кампании.

 Родился в Казани в 1970 году. Учился в КНИТУ (КХТИ) на третьем факультете. Лидер коалиции «За честные выборы» в Татарстане. Участник нескольких избирательных кампаний в республике. Занимается предпринимательской деятельностью.

Игорь Веселов:

– Первое, о чем я хотел рассказать, это законопроект об изменении численности наблюдателей на избирательных участках, а также их регистрации за трое суток до дня проведения голосования. Второе – проект закона о внесении изменений в КоАП России в части установления штрафов до 40 тысяч рублей тем, кто нарушил общественный порядок на избирательном участке. Третье – действия правоохранительных органов во время избирательной кампании.

Об изменении численности наблюдателей на выборах

– С моей точки зрения, данный законопроект будет направлен на затруднение контроля на выборах. Происходит введение общества в заблуждение, поскольку на сегодня закон трактует следующее: количество наблюдателей на избирательном участке в день голосования от каждой политической партии либо от кандидата составляет один человек.

Наблюдатели, которые сообщат о том, что будут присутствовать на конкретном избирательном участке, не могут быть направлены на другой участок. Это как раз и есть самое основное ограничение. Эта ситуация приведет к тому, что маленькие политические партии, оппозиционные партии, не владеющие достаточными средствами, будут ограничены. Избирательные комиссии или лица, которые планируют определенные фальсификации, будут знать, на каких избирательных участках можно провести данные действия, а на каких нет.

Согласно изменениям в законодательстве, удалить наблюдателя с избирательного участка можно будет только по решению суда. Здесь возникает большой вопрос. Дело в том, что я, к примеру, как председатель комиссии, желающий избавиться от принципиального наблюдателя, могу подать на него заявление в суд, поскольку у меня в подчинении 12 членов комиссии: одного направить в суд, а наблюдатель туда тоже должен будет явиться либо заранее написать доверенность. Очевидно, что существует масса способов, чтобы в день выборов наблюдатель покинул избирательный участок.

О штрафах за нарушение общественного порядка на избирательном участке

– Мне непонятна формулировка – нарушение общественного порядка именно на избирательном участке. У нас есть статья в Административном кодексе – «за нарушение общественного порядка», которой предусмотрено наказание. Почему происходит конкретизация именно «избирательного участка», мне непонятно. Возможно, это делается для того, чтобы запугать наблюдателей, членов комиссии или журналистов.

Представим ситуацию, когда председатель комиссии принимает решение по заявлению любого члена комиссии, что, например, какой-то наблюдатель мешает проведению выборов. Комиссия предупреждает наблюдателя. Такие решения бывают часто. Дальше они примут решение, что наблюдатель нарушает установленный порядок проведения выборов. Председатель комиссии не понесет за это никакой ответственности, даже если это решение было незаконным.

Страшен не штраф и не введение дополнительных санкций. Страшно то, что наблюдатель, получив наказание, не может юридически в нынешней системе себя защитить. Единственным способом его защиты являлось бы наличие видеокамер на избирательных участках, как это было на последних выборах президента России. Но, к сожалению, камер-то сейчас на участках нет.

О действиях правоохранительных органов во время избирательной кампании

– Практика показывает, что правоохранительные органы, особенно в день голосования, когда выявляется большое количество правонарушений, просто отклоняются от фиксирования данных фактов. Проблема всех споров на избирательных участках сводится к тому, что не все наблюдатели и члены комиссии могут проверить правильность заполнения списка избирателей. Я уверенно заявляю, что при проведении выборов от 20 до 30 процентов подписей в списке избирателей подделываются. Следственные органы, устанавливая подделку подписей избирателей, возбуждают дело не по той статье. Из-за этого следователи отказываются устанавливать все сфальсифицированные подписи. На сегодня ни одна комиссия не привлечена за фальсификацию итогов голосования.

Есть лица, которые дают признательные показания по факту вброса избирательных бюллетеней. И меня поражает позиция руководителя следственного управления Следственного комитета России по Татарстану Павла Николаева, который вброс избирательных бюллетеней в урну для голосования не считает преступлением. В Татарстане сегодня так.

Послушать выпуск можно в Podfm и iTunes.


Предыдущие выпуски:

Выпуск №1: Искандер Ясавеев о вырубке сквера у КФУ, отставке Ильшата Гафурова и риторике Владимира Путина.

Выпуск №2: Александр Сидякин о кризисе, татарском языке и должности президента РТ.

Выпуск №3: Наталия Фишман о личных итогах уходящего года.

Выпуск №4: Артем Прокофьев о трагедии в Лениногорском районе, проблемах бюджета, должности президента РТ и выборах в Госдуму.

Выпуск №5: Никита Ишмуратов о форуме «Опоры России», уборке казанских дворов и открытии девятой планеты.

Комментарии

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!