Девятаев. Фильм о подвиге и прощении ошибок в восьми репликах команды Бекмамбетова

23 апреля 2021
Культура

На 43-м Московском международном кинофестивале состоялся показ фильма «Девятаев» Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова. «Казанский репортер» рассказывает о премьере в репликах авторов, вдохновителей, героев картины.

…Лето 1944 года. Советские войска ведут наступление, но враг еще очень силен. Летчик-истребитель Михаил Девятаев попадает в плен. Ему предстоит сделать выбор — вернуться в небо, продолжив войну на стороне врага, или отправиться в концлагерь на остров Узедом. Отчаянный ас Девятаев выбирает третье — побег. Но с засекреченного острова, где идут испытания немецких крылатых ракет, нельзя убежать. Зато можно улететь — на аэродроме стоит новейший вражеский бомбардировщик с «оружием возмездия» Третьего рейха на борту. Улететь — и совершить самый дерзкий побег в военной истории.

«Девятаев» - фильм, случившийся благодаря человеческим отношениям – идею картины режиссеру Тимуру Бекмамбетову подала супруга, помощник президента Татарстана Наталия Фишма-Бекмамбетова, которая дружна с семьей Михаила Девятаева. И вопреки – через локдауны, смену исполнителя главных ролей, вскладчину силами многих спонсоров и вдохновителей, без оглядки на общественно-политические составляющие. Пожалуй, лучше прочих о большом метре «Девятаева» расскажет команда картины. Поэтому дальше только прямая речь.

Сын о Михаиле Девятаеве

«В ноябре 1945 года отец был демобилизован после прохождения фильтрации – он был в фильтрационном лагере с момента побега, с 8 февраля. В ноябре ему вернули звание, ордена, правда, вместо летчика назвали артиллеристом. И он приехал в Казань, пытался устроиться на работу и здесь, и в Мордовии. Чудом в мае месяце его взяли. Еще чуть-чуть и было бы 6 месяцев (без работы), и он бы оказался просто тунеядцем, попал в тюрьму. Но этого не случилось. Он начал работать в Речном порту и оставался там практически до конца своей жизни. За эти годы родились трое детей… То, что было тяжело - да, конечно, потому что клеймо предателя родины на нем висело».


«Могу сказать только одно: я и вся наша большая семья всегда мечтали, что об отце снимут фильм. За последние 20 лет, с момента смерти отца у всех возникал один и тот же вопрос - почему не снимают фильм. Я, конечно, очень благодарен Тимуру Бекмамбетову, что мы встретились, поговорили и появился фильм. Всем, кто работал над фильмом, большое спасибо».

Александр Девятаев, сын Михаила Девятаева.

Главная линия фильма – это отношения людей, а не политика

«Работа над сценарием велась долго при участии целой эскадрильи писателей. Материал достаточно ответственный – мы имели дело с историей настоящего человека. Собственно говоря, и фильм-то случился благодаря книге, написанной Михаилом Петровичем Девятаевым «Побег из ада», которую читаешь и сразу понимаешь, что это – кино. Кроме того, мы изучали другие источники, архивные материалы, Александр Михайлович (Девятаев – ред.) показывал нам фотографии, видео, которое замечательно сохранилось. К сожалению, мы не добрались до архивных материалов о следственных действиях, которые происходили после войны. Но, может быть, это и к счастью…»

«Это фильм о способности совершать подвиги и прощать ошибки друзей. Если мы не будем друг друга понимать, если мы не будем дорожить друг другом, ничего не получится».

«Принцип очень простой. Если у вас есть друг, что бы они ни сделал, он вам останется другом. Мы можем с ним бороться, можем его останавливать, можем за него переживать, но не можем вычеркнуть его из своей жизни. Мы не можем вычеркнуть из жизни ни родителей, ни семью, ни друзей – они будут с нами всегда. Просто в современном мире об этом подзабыли, а мы напомним».


«Очень большой соблазн – начать обвинять систему, каких-то людей, неправильно издавших указы. Но так всегда будет – и люди, и указы, и обстоятельства. И 270 приказ, по которому все пленные оказались предателями родины – это страшная вещь, когда несколько миллионов человек оказались предателями одним росчерком пера. Но есть и другая сторона, когда люди теряли веру и только страхом их пытались остановить – построить какой-то рубеж. На войне вообще простых решений не бывает. И нам не хотелось лезть и разбираться в общественно-политическом контексте фильма. Это картина о двух друзьях, отношениях двоих человек. Я думаю, люди ходят в кино, потому что им интересны отношения людей. А когда интересны общественные процессы, читают политические газеты».

«Я не мог ничего изменить в характере Девятаева, потому что это реальный человек. И я не вправе выдумывать его мысли, сомнения: «может мне надо было сдаться…» Наверняка, у него в голове могли быть мысли о приказе №270. Но я не могу за него говорить. Поэтому мы придумали, его Альтер эго – это вымышленный герой, которому мы можем передать все сомнения, эмоции. И тогда в диалоге, что важно для драматического искусства, мы можем рассказать, что происходило внутри героя, не добавляя ему несуществующих реплик. И оба наших персонажа, как мне кажется, и есть один и тот же человек».

Тимур Бекмамбетов, режиссер фильма «Девятаев».

«История в принципе была нелегкая. Много было трудностей разных, но самое непростое – это психологический момент, когда ты осознаешь, что играешь реального человека, Героя войны. Главным было не посрамить эту историю. И мне перед Александром (Девятаевым – ред.) всегда было не по себе, аж ладошки потели, когда мы встречались, и он что-то рассказывал. Самое сложное – быть на уровне. Играть так, чтобы тебе поверили».

Павел Прилучный, исполнитель роли Михаила Девятаева.

И, кстати, в записи саундтрека к фильмы принимал участие Тилль Линдеманн. По словам режиссёра Тимура Бекмамбетова, Линдеманн сам вызвался записать песню, ведь в ГДР, где родился музыкант, Девятаев считается героем.

Комментарии