Сами с ладами: международный фестиваль классической гитары в Казани обошелся без иностранцев

04 апреля 2021
Культура

В Казани грандиозным Гала-концертом завершился XIV Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке». На сцену Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева вышли четверо блестящих отечественных гитаристов.

Пандемия внесла свои коррективы и в этот крупнейший гитарный форум России: если в прошлом году перед казанской публикой выступил легендарный японский музыкант Казухито Ямасита, то в этом в наш город приехали только российские исполнители. Но зато какие!

Выпускник Петербургской консерватории Антон Баранов уже давно зарекомендовал себя как один из выдающихся российских музыкантов. «Его игра – подлинное волшебство», – именно так американская пресса и музыкальные критики США охарактеризовали игру российского гитариста во время его гастролей по Северной Америке. «После его великолепной программы, исполненной наизусть, весь зал тут же встал со своих мест, чтобы искупать в искренних овациях одного из лучших гитаристов, которых Америка видела за последнее время», – восторженно писало музыкальное обозрение «Cleveland Classical».

Уверенные победы Антона Баранова на многих международных гитарных конкурсах, среди которых самыми престижными стали имени Франциско Тарреги в Испании и Международный конкурс Гитарной Ассоциации Америки, лишь подтвердили его высокий профессионализм. Услышать его игру вживую – это уже у меломанов считается удачей. А уж попасть на Концерт ми минор для гитары с оркестром Франческо Молино, орus 56, исполненный им на романтической гитаре, никогда ранее не звучавший в Казани, – это и впрямь надо было родиться в рубашке.

– Что-то новое и для себя, и для публики, – чуть заметно пожимает плечами музыкант. – Я всегда любил музыку той эпохи. И давно хотел инструмент той эпохи, чтоб приблизиться к аутентичности звучания. Теперь у меня есть и копия гитары XIX века, и соответствующая программа из мало играемых, практически забытых сегодня композиторов романтической эпохи, очень много оригинальной музыки. Произведений для романтической гитары написано столько, что и жизни не хватит не только переиграть её всю, но даже прослушать. Причём, музыки очень качественной, очень динамичной. В ней кажущаяся простота, она меня цепляет, как сейчас говорят.

Гитарные произведения итальянского музыканта и композитора Франческо Молино, написанные им в первой трети XIX века, оказались вычеркнутыми из исполнительского репертуара почти на столетие. Большая часть его гитарных композиций была опубликована в «парижский» период его творчества – с 1820 по 1835 год, но в начале 1840-х годов гитара потеряла популярность, и более поздние композиции Молино писал уже для скрипки. Созданный примерно в 1830 году, Концерт ми минор для гитары с оркестром был заново открыт для мира лишь в сто шестьдесят лет спустя. В Казани состоялось второе исполнение Антоном Барановым этого Концерта, до этого он играл это произведение на Международном форуме «Мир гитары» в Калуге.

– Это, на мой взгляд, один из лучших классических концертов, – убеждённо говорит Баранов. – Но он очень мало играется, наши гитаристы слишком инертные. А я очень люблю полазить в архивах. Сейчас же почти всё оцифровано, вся музыка есть в сети, надо только потратить время, чтобы выбрать произведение, которое сможет подчеркнуть ваши исполнительские качества. С нетерпением уже жду возможности сыграть этот Концерт в третий раз.

В руках блистательного гитариста-виртуоза Антона Баранова – копия модели инструмента Рене Лакота 1830-х годов. Корпус этой гитары чуть меньше, чем у привычного нам инструмента, оттого вся конструкция смотрится изящнее. Прикосновения музыканта к инструменту настолько тонкие – от нежных касаний струн подушечками пальцев до более уверенных щипков – что кажется, будто музыка, которую он играет, тонкой кисейной пеленой обволакивает и исполнителей, и слушателей.

– В игре на этом инструменте есть, конечно, свои нюансы, – уточняет гитарист. – Но у меня и у самого есть проблемы: мне к любому инструменту надо очень долго приспосабливаться. А так – переходить с классической гитары на романтическую – не сложно, сложнее играть стоя.


Обычно музыку Франческо Молино определяют словами: игриво, радостно, легко, бодро, весело, беспечно. Но в исполнении Антона Баранова и оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной под руководством заслуженной артистки Республики Татарстан Анны Гулишамбаровой Концерт ми минор для гитары с оркестром неожиданно для слушателей обрёл полифонию образов героизма, драматизма, созерцания и всечеловеческой радости, заняв пограничное положение между классицизмом и сентиментализмом

Следующим на сцену вышел автор и художественный руководитель проекта гитарист-виртуоз, чьё имя хорошо известно меломанам всего мира, Айнур Бегутов: его сольный альбом недавно набрал миллион прослушиваний на французском музыкальном портале. Его слава исполнителя на классической, русской семиструнной гитарах и ренессансной лютне собирает аншлаги в Европе, Америке и Азии. Он подчёркнуто академичен, не позволяет себе заигрывать с публикой, и эта строгость проявляется не только в сценическом поведении, но и в технике игры. По его инициативе и для него пишут многие композиторы – Виталий Харисов и Рашид Калимуллин, Сергей Руднев и Светлана Зорюкова. Вот и Концерт для семиструнной гитары «Җиhан», прозвучавший вторым номером фестивального Гала-концерта, Эльмира Галимова писала специально по заказу Айнура Бегутова.

– Это сочинение для гитары оказалось очень непростым, – поясняет гитарист. – В нём отразились размышления композитора о мироздании, о нашем месте во вселенной. Я рассчитываю включить его в программу для зарубежных своих выступлений.

Три части философического произведения поэтапно разворачивают перед слушателем картины сотворения мира, сохранения идентичности как основы развития личности и диалога с космосом. Премьера Концерта для семиструнной гитары «Җиhан» состоялась в феврале на VI фестивале татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас». Правда тогда он прозвучал в усечённом виде – первые две части, не позволил хронометраж, выделенный организаторами для звучания презентируемых сочинений. В полном виде его обещали сыграть на XIV Международном фестивале «Классическая гитара в XXI веке». Но и на сей раз собравшиеся в Государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева третью часть не услышали.

– Это связано с занятостью солиста, – вздыхает Эльмира Галимова. – Айнур же организатор этого фестиваля, на нём здесь держится буквально всё. А третья часть – более сложная технически, чем предыдущие две. И, вероятно, он просто не успел довести до совершенства её исполнение, поэтому пока и не вынес на публику. А идея третьей части заключается в попытке выразить, что хочет нам сказать Вселенная и слышим ли мы её.

Как профессиональный этномузыколог и фольклорист Эльмира Галимова умеет почувствовать и выразить интонационные и ритмические особенности национальных истоков духовного становления каждого из живущих на этой планете. Музыкальный код, заложенный композитором, на этот раз пытались вместе с предельно технически аккуратным и внутренне темпераментным Бегутовым расшифровать оркестранты Анны Гулишамбаровой.

Признаюсь, что их трактовка показалась мне намного эмоциональнее и точнее, чем трактовка Рината Халитова, стоявшего за дирижёрским пультом Государственного симфонического оркестра на «Мирасе». Их вдохновенное проникновение в художественную суть произведения, глубина и точность интерпретации и гармонический союз солиста и оркестрантов погрузили зал в волшебную атмосферу музыкальных образов. Стройные переливы гитары, певучесть струнных и хрустальная капель мелодизма создали диффузно-призрачное отражение многокрасочной мегагалактики, существующей то ли во вне нас, то ли внутри…

Своеобразную перекличку с произведением талантливого молодого татарского композитора составил один самых известных концертов легендарного Лео Брауэра «Элегический» в исполнении Анатолия Изотова.

Музыкант, композитор, руководитель и дирижёр Санкт-Петербургского гитарного оркестра, организатор и художественный руководитель Международного фестиваля «Магия Гитары» – это всё о нём, об одном из выдающихся молодых классических гитаристов России Анатолии Изотове. Его эмоционально насыщенным интерпретациям шедевров гитарного наследия рукоплескали во многих концертных залах Европы.

Имя Лео Брауэра – кубинского композитора, дирижёра и гитариста – чаще всего рифмуется с определениями «бунтарь» и «экспериментатор». Как бы автор не называл свои произведения, за ними стоит нечто большее, чем заявленная программа. Название Концерта для гитары с оркестром № 3 – «Элегический» – означает – ни больше, ни меньше – сознательную смену позиции автора. Приходящие на ум мечтательность, растерянность, меланхолия и жалоба (так переводится с греческого это слово) не имеют к музыкальному тексту Концерта никакого отношения. Конфликт между темой гитары соло – душевная чистота и гармония – и оркестра – внешние напряжённость и угроза – развиваются в их диалоге через поиск путей самовыражения, медитацию и выход в реальность. Пульсация темпо-ритма – это противоборство двух сил: человека и антимира.

Философия «Элегического» концерта Брауэра, вписываясь в контекст миросозерцания конца ХХ века, разворачивала перед слушателями галерею образов, более близкую лирико-психологической драматургии симфонического типа. В присутствии слушателей творилось волшебство, на которое способны только талантливые музыканты, к каковым, вне всякого сомнения, относятся и Анатолий Изотов, и музыканты оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной.

Завершал парад выдающихся отечественных гитаристов современности выпускник Нижегородской консерватории имени М.И. Глинки, Ровшан Мамедкулиев. Лауреат множества международных и всероссийских конкурсов, он особенно гордится тем, что стал в 2012 году четвёртым победителем из России за всю почти сорокалетнюю историю Международного конкурса Гитарной Ассоциации Америки. Пятым и пока последним из России победителем этого престижного состязания в 2013 году был Антон Баранов, открывавший Гала-концерт XIV Международного фестиваля «Классическая гитара в XXI веке». И ещё одна деталь, много говорящая о Мамедкулиеве, – он доцент единственной в России кафедры классической гитары в Государственной классической академии имени Маймонида.

Концерт для гитары и камерного оркестра Антонио Гарсия Абриля «Мудехар» – одно из самых значимых сочинений в творчестве испанского композитора. Дух и язык испанской музыки, сочетающей этнические элементы разного происхождения, пронизывает Концерт, по каким-то причинам не внесённый автором в число произведений на арагонские темы. Музыкальное выражение уникального сплава христианских и исламских архитектурных традиций, следов мавританского, готического и ренессансного стилей, получившего название «мудехар» и знакомого нам по дворцу Альгамбра в Гранаде, находит отражение в синтезе испанских танцевальных ритмических фигур и арабских замысловатых колоритов.

Тоска по минувшему, утрата ценностей, поглощаемых другой культурой, человек, отрезанный от собственных «корней» – вот программные идеи этого Концерта. Они как нельзя кстати пришлись для нынешнего исполнения произведения: Ровшан Мамедкулиев посвятил своё выступление памяти Антонио Гарсия Абриля, ушедшего из жизни две недели назад в возрасте восьмидесяти семи лет. Невыразимая печаль, рвущая сердце на части, заполняет зал.

Прекрасно отточенная и гибкая техника, зрелищность, чуткость и изумительная музыкальность Ровшана Мамедкулиева даёт основание музыкальным критикам мира называть его «поэтом гитары». Азербайджанец, покоривший мир своей гитарой, он как никто другой смог выразить сплав восточного и европейского начал в «Мудехаре». И слушатели по достоинству оценили это.

Изобразительный ряд дополняла пластика Анны Гулишамбаровой, чьи дирижёрские манипуляции отдалённо напоминали танцевальные па фламенко.


В очередной раз завершён Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке», в очередной раз мы окунулись в таинственный мир, созданный выдающимися композиторами, в очередной раз убедились, что закрытые границы – не помеха услышать высокопрофессиональное исполнительское мастерство, поскольку и в родном Отечестве есть гитаристы мирового уровня. Что будет дальше? Здесь не надо быть пророком или уметь читать знаки судьбы. Я знаю точно – будет XV Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке» и будет трепетное ожидание новой встречи с прекрасной музыкой.


Зиновий Бельцев.

Комментарии